Файл: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИГРАФИИ (ПОЛИГРАФИЯ КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО МЕДИА ПРОСТРАНСТВА.).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
Введение
Современная полиграфическая сфера деятельности не входит в число приоритетных направлений развития экономики страны, но сохраняет свое значение в общем экономическом пространстве. Он полностью самодостаточен и получает постоянную поддержку со стороны государства, если не напрямую, то напрямую посредством правительственных мер по поддержке печатных СМИ, книгоиздательства и ряда отраслей обрабатывающей промышленности. Приоритетное развитие информационных и цифровых технологий сегодня определяет дальнейшее совершенствование полиграфической отрасли. Тем не менее, ситуация, в которой сейчас находится полиграфическая отрасль, необходимость разработки мер по ее дальнейшему развитию, а также оценка будущих изменений на рынке полиграфии, естественно, заставляет учитывать, прежде всего, нынешние и возможные изменение текущего потребления медиа и перспективы в сегменте промышленной печати.
Развитие цифровой экономики в отечественной полиграфической промышленности было инициировано внедрением публикаций цифрового контента в практику издательских организаций в связи с постоянным распространением компьютерного оборудования в 1990-х годах. Вхождение нашей страны в этот период в мировое информационное общество обусловило острую необходимость кардинального обновления всего издательского и полиграфического производства. Это уже проявилось в том, что из-за отсутствия какой-либо централизованной программы технического развития, существующие и вновь появляющиеся типографии стали ориентироваться на зарубежный опыт и технологии. Сегодня отечественная полиграфическая индустрия, как и любая другая отрасль, готова принять участие в реализации правительственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Это следует из характерной особенности ускоренного развития технологий и технологий печати в предыдущие годы, испытывающих мощное влияние электронных средств массовой информации и технологий передачи информации. Таким образом, компьютерная обработка текста и изображений привела не только к созданию автоматизированных издательских систем (НИС), но и к изменению форм обработки в типографиях. Теперь можно перенести электронный оригинальный макет публикации прямо с компьютера, на фотоформу или на планшет, а затем прямо на цифровую печатную машину, что определило перспективу получения персонализированного издания любого желаемого тиража. , Цифровые процессы (допечатная, печатная и послепечатная) на всех этапах производства печатной продукции создали основу для перехода к полной автоматизации производства типографии.
В заключение следует отметить, что за последнее десятилетие цифровые технологии, включая цифровую печать, определили ту сферу деятельности в полиграфической промышленности, которая будет доминировать в последующем развитии печати. Сегодня в экономической политике государства это направление становится одним из приоритетных. Вот почему даже такие прогнозы отдельных экспертов рынка, как «регулярность: полная компьютеризация в издательских процессах и развитие цифровой печати - до полной монополии в ближайшее десятилетие», не кажутся такими радикальными.
Глава 1. ПОЛИГРАФИЯ КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО МЕДИА ПРОСТРАНСТВА.
В последнее время профессиональное и общественное внимание было сосредоточено на проблемах развития медиапотребления. Для печатников интерес не празден, потому что перспективы их собственного производства напрямую зависят от изменений, которые претерпевает эта сфера деятельности. Это связано прежде всего с тем, что ситуация в период системного кризиса в сфере издательской и полиграфической деятельности продолжает оставаться очень нестабильной. Серьезные изменения в области массовых коммуникаций, связанные с растущим использованием цифровых платформ, оказывают существенное влияние на развитие не только полиграфического производства, но и всей производственной инфраструктуры (производство бумаги и картона для полиграфии, оборудование и печать) материалы, организация оптовой торговли и обслуживания).
Описывая современную «среду обитания» печатной продукции, нельзя не учитывать, что Интернет, социальные сети, мессенджеры, блоги и новые технологии существенно изменили ландшафт традиционных медиа. Все эти нововведения оказывают непосредственное влияние на текущую основу редакционной политики и бизнеса. Именно это обстоятельство, развитие процессов смены печатных СМИ в формирующемся потреблении медиа, определяет следующий этап системного кризиса в печати на этапе вхождения страны в новую технологическую структуру. Несомненно, и это не может иметь в виду, что технологии электронных коммуникаций будут все больше влиять на общественное сознание и оказывать повышенное влияние на рынок печатной продукции, последовательно вытесняя или заменяя определенные виды печатных публикаций. Тем не менее, как показывает время, в многочисленных дискуссиях и публикациях о роли и будущем бумажных носителей все большее число специалистов и потребителей печатной продукции все чаще привлекаются. В информационных потоках появляется все больше сообщений о позитивных процессах в области создания контента и производства печатных материалов, а также об адаптации этой сферы деятельности к требованиям современной «цифровой» реальности. Однако при рассмотрении конкурентоспособности печатного продукта, фазы 11 и продолжительности его жизненного цикла в этом выпуске практически не упоминается печать. Производство печатной продукции в медийном пространстве сегодня не воспринимается как субъект и участник создания печатного информационного продукта, доминирует понятие «контент», а виды его носителя оцениваются как вторичные.
К сожалению, но это факт, полиграфическая промышленность недавно потеряла свой традиционный уровень актуальности. Медиа сообщество уже выработало устойчивое понимание процесса печати как «принтера», по аналогии с копировальным и дублирующим устройством, установленным в каждом офисе. И. Засурский, известный медиа-эксперт, журналист и издатель, считает: «С моей точки зрения, в двадцать первом веке переносить материю с места на место - безумие ... Почему нельзя публиковать (издание) где они продаются? В киосках не должно быть склада, должен быть принтер, хороший и быстрый ... Печать можно просто напечатать в почтовом отделении. Но, в то же время, эксперт, отмечая особенности рынков печати в ряде стран Юго-Восточной Азии, приходит к выводу: «Люди платят за бумагу не потому, что не имеют доступа к информации, а потому, что им приятно читать с бумаги. Это не сильно портит зрение, и централизованная печать намного дешевле, чем печать на принтере.»
Как ни печально, нужно признать, что в последнее время даже в профессиональных издательских кругах персонал, связанный с печатью, имеет ограниченное представление о современном печатном производстве. Причина в отсутствии достаточной аналитики. Похоже, что для многих из них это «черный ящик», где структура и внутренние процессы неизвестны, а работа оценивается только по соответствию конечного готового продукта заданным входным параметрам печатного издания. (рис.1).
Рис.1. Современная система медиа потребления
Все это связано с тем, что ранее типография по определению была социально значимой отраслью экономики. Но из-за развития рыночных отношений в экономике страны и углубления дифференциации печатной продукции ее традиционная издательская специализация (с приоритетом национальных интересов страны над прибылью) постепенно утрачивает свое значение. В полиграфии уже доминируют принципы обычной рыночной экономики, нацеленные на максимальную прибыль и, как следствие, утрату прежнего статуса культурной индустрии. Что касается развития полиграфии, сегодня трудно найти другую такую сферу деятельности, которая за очень короткий период времени претерпела бы столь глубокую трансформацию. Как ни парадоксально, развитие рыночных отношений в сочетании с техническими инновациями далеко и всегда оказывало положительное влияние на структурную составляющую полиграфической отрасли. Ранее установленные принципы организационно-технологического единства полиграфической отрасли изменились. С развитием цифровых технологий, появлением Интернета появились абсолютно новые формы организации производства печатной продукции: размещение заказа, подготовка оригинала, выполнение и контроль печати копий, согласование текущих производственных вопросов (публикация публикаций в типографии ушли). Все это и многое другое сегодня осуществляется практически полностью онлайн.
В связи с устранением отраслевых различий в организации экономики страны и введением концепции обрабатывающих производств по видам экономической деятельности стало нормой характеризовать полиграфическую продукцию как рынок печатных работ (услуг). Это относится к определенной экономической среде, где субъекты этого рынка выступают в качестве производителей печатных работ (или печатной продукции собственного производства) и потребителей (потребителей) печатной продукции (рис. 2).
Рис.2. Масштабы рынка полиграфических работ
Тем не менее, полиграфическая отрасль продолжает сохранять свою экономическую специфику во всей системе материального производства, что определяется главным образом особым «статусом» готовой продукции. В отличие от других отраслей, которые поставляют готовую продукцию собственного производства, типографии "де-юре" выполняют комплекс типографских работ (услуг) и "де-факто" производят определенные готовые печатные изделия.
Характерные черты современной полиграфии
Характерной чертой современного полиграфического производства является разделение рыночного пространства на продуктовые и технологические сектора и сегменты, ориентированные на определенный контингент потребителей. Все это сформировало изменения в некогда единой концепции издательско-полиграфического комплекса как отрасли для отдельных областей печатного производства: печатных СМИ, книгоиздания, печатной рекламы и коммерческой печати, упаковки и т. Д. Эти организационные и производственные структуры по-разному подверженные решению возникающих проблем и регулирующим воздействиям, они неоднозначно влияют на развитие полиграфической инфраструктуры.
В первом десятилетии нового тысячелетия в полиграфической отрасли произошли структурные изменения в результате разделения типографий на две основные группы:
- микро- и малые типографии, полиграфическая продукция индивидуальных предпринимателей, которые характеризуются организационной гибкостью и быстрым реагированием на вызовы рынка;
- средние предприятия и крупные специализированные комплексы с избыточным производственным потенциалом и жесткой ценовой конкуренцией на рынке.
Этот процесс является абсолютно объективным, поскольку он определяется чисто рыночными (экономическими) интересами субъектов общего рынка по производству печатной продукции. И это соответствует мировым тенденциям, но, как показывает практика, в большинстве развитых стран, несмотря на дифференцированную структуру рынка, оно основано на единой нормативно-технической базе, общих аналитических статистических исследованиях и скоординированном взаимодействии со сферой инфраструктуры в профессиональных ассоциациях.
В отечественном издательско-полиграфическом комплексе такие эффективные организационные формы отсутствуют. Утрата необходимого регулирования ряда вопросов в этой сфере деятельности оказывает непосредственное влияние на функционирование и развитие всего производственного потенциала прессы.
Сегодня, охарактеризовав отечественную полиграфическую отрасль как рынок и определив перспективы ее развития, естественно возникает вопрос - какие фундаментальные изменения произошли в организации этой сферы деятельности при устранении отраслевого разделения в структуре экономики страны? , Прежде всего, это потеря ряда позиций, необходимых для оценки состояния полиграфического бизнеса и тенденций его развития, а также для реализации регулирующих воздействий со стороны органов государственной власти, способствующих повышению его эффективности в новых условиях. Кроме того:
- вход и выход на рынок (регулирование развития производственных мощностей на территориях страны);
- статистический учет как основа для принятия решений при организации полиграфического производства и бизнеса;
- аналитическая и информационная поддержка;
- стандартизация и комплект нормативно-технической документации как гарантия эффективности производства и качества продукции;
- система профессиональной подготовки;
- научно-техническая и проектная база; - государственно-частное партнерство (возможность лоббирования интересов этого бизнеса).
Регулирование развития производственных мощностей в полиграфии в период плановой экономики всегда было важной составляющей государственного управления. Это было обусловлено особой значимостью материально-технической базы прессы в информационной и геологической политике государства.
1.2. Основной тренд в полиграфическом производстве
Возникновение и развитие этой тенденции в первую очередь определяется тем, что состояние современного полиграфического производства все чаще характеризуется уменьшением тиража печатной продукции и увеличением количества заказов на печать со сложной постобработкой. В результате увеличиваются затраты на печать и уменьшается норма прибыли. И это глобальная тенденция. Необходимость сохранения конкурентоспособности в этих условиях и перспективы развития цифровых технологий дали новый импульс процессу автоматизации в полиграфической промышленности на новой цифровой основе. Нельзя сказать, что автоматизация технологических процессов вообще и в полиграфии, в частности, является чем-то совершенно новым в промышленной инфраструктуре. Эта тенденция существовала и развивалась на протяжении десятилетий. Как уже отмечалось ранее в этом отчете, в отечественной полиграфической отрасли сегодня нет чисто механизированных печатных машин, где преобладают предприятия с организацией полуавтоматического или автоматизированного производства. Но концепция «Принт 4.0» уже определяет направление построения новой производственной модели, основанной на внедрении технологических и организационных решений высокого уровня, где присутствуют не только автоматизированные процессы и оборудование, но и интегрированная система управления предприятием участвует на всех этапах своей работы. (Рис.3.)