Файл: Доходный подход в оценке бизнеса (Метод дисконтирования денежных потоков).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Для определения рыночной или другого вида стоимости оценщики применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки. Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретную дату и все методы являются рыночными, т.к. учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопряженные с оцениваемым бизнесом, и предполагаемую «реакцию» рынка при сделках купли-продажи с оцениваемым объектом.

В зависимости от факторов стоимости, являющихся основными переменными в алгоритмах, методы оценки подразделяются на ме­тоды доходного, сравнительного и затратного подхода. Каждый под­ход позволяет «уловить» определенные факторы стоимости. Так, при оценке с позиции доходного подхода, во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Оценщик, внимательно изучающий соответствующую рыночную информацию, пересчитывает эти выгоды в единую сумму текущей стоимости.

Доходный подход — это определение текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут использование и возможная дальнейшая продажа собственности. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания.

Согласно методу капитализации дохода рыночная стоимость биз­неса определяется по формуле: V = D/R, где: D — чистый доход бизнеса за год; R — коэффициент капитализации.

Метод дисконтирования денежных потоков

Метод дисконтирования денежных потоков основан на прогнозировании потоков от данного бизнеса, которые затем дисконтиру­ются по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода.

Основными этапами оценки компании методом дисконтирован­ных денежных потоков являются:

1. Сбор требуемой информации.

2. Выбор модели (типа) денежного потока.

3. Определение длительности прогнозного периода и его единицы измерения.

4. Проведение ретроспективного анализа валовой выручки от ре­ализации и ее прогноз.

5. Проведение ретроспективного анализа и подготовка прогноза расходов.

6. Проведение анализа и подготовка прогноза инвестиций.

7. Расчет величины денежного потока для каждого года.

8. Определение ставки дисконтирования.

9. Расчет величины стоимости компании в постпрогнозный период.

10. Расчет текущей стоимости будущих денежных потоков и стои­мости компании в постпрогнозный период, а также их суммарного значения.

11. Внесение итоговых поправок.

12. Согласование полученных результатов.


Основным показателем, используемым в рамках Метода дискон­тирования денежного потока, является денежный поток, рассчитываемый как разница между притоком и оттоком денежных средств за определенный период.

Различают следующие основные виды денежного потока:

1. Номинальный или реальный.

2. Приносимый собственным капиталом, приносимый всем ин­вестированным капиталом.

В практике наиболее часто применяемым является использова­ние модели денежного потока собственного капитала.

Использование модели денежного потока для инвестированного капитала (бездолгового денежного потока) в российских условиях в текущей ситуации малоприменимо и может быть использовано для крупных холдинговых компаний, в связи с крайне ограниченным использованием основной массой российских компаний схем привле­чения финансовых ресурсов, аналогичных западным.

В общем виде схема расчета денежного потока для собственного капитала выглядит следующим образом:

1. Расчет показателя прибыли используемого в модели денежного потока. Выручка от реализации - себестоимость продукции; амортизационные отчисления; налог на прибыль. Итого: Чистая прибыль, налоги, относимые на финансовый результат; отвлеченные средства (затраты на социальную сферу и т.п.)

2.Расчет денежного потока: Скорректированная чистая прибыль + амортизационные отчисления

– увеличение собственного оборотного капитала;

+ уменьшение собственного оборотного капитала;

– капитальные вложения;

+ увеличение долгосрочной задолженности;

– уменьшение долгосрочной задолженности.

Итого: Денежный поток

В практических расчетах используется расчет денежного потока компании по трем возможным сценариям развития: пессимистическому, наиболее вероятному и оптимистическому. Основные показатели прогнозируемых сценариев:

  1. Пессимистический прогноз: снижение объёмов производства, стабильные цены, рост соотношения цен до уровня 25% к концу прогнозного периода.
  2. Наиболее вероятный прогноз: стабильные объемы производства, ограниченный рост цен, стабильное соотношение цен на сложившемся уровне.
  3. Оптимистический прогноз: рост объёмов производства, рост цен до уровня к концу прогнозного периода, снижение соотношения цен до уровня к концу прогнозного периода.

Расчет денежного потока для каждого прогнозного года произво­дится в два этапа:

1. Расчет величины скорректированной чистой прибыли.

2. Расчет величины чистого денежного потока.


Определение длительности прогнозного периода и его единицы измерения

При оценке бизнеса Методом дисконтированных денежных по­токов ожидаемый срок деятельности компании разделяется на два периода: прогнозный и постпрогнозньй (остаточный). На прогноз­ный период составляется детальный прогноз денежных потоков. Как правило, такой прогноз составляется на достаточно долгий период до того момента, когда компания выйдет на стабильные темпы роста денежного потока до момента выхода компании на постоянные тем­пы роста.

В практической деятельности критериями выбора прогнозного периода могут являться: принадлежность компании к той или иной отрасли (для добывающих отраслей прогнозный период длительнее, при этом стоимость бизнеса ограничена величиной имеющегося к добыче ресурса), стадии жизненного цикла компании.

Единица измерения прогнозного периода определяется исходя из ритмичности производства, как правило, в качестве стандартной единицы принимается год.

Единица измерения элементов денежного потока определяется исходя из специфики деятельности компании, если присутствует значительная доля экспорта при реализации производимой продук­ции, в качестве единицы измерения может быть принят доллар США. При этом, показатели затрат, имеющие преимущественно рублевое исчисление (заработная плата, амортизационные отчисле­ния, частично — налоговые платежи и т.д.), могут прогнозироваться в рублях с последующим пересчетом по прогнозному курсу.

Проведение ретроспективного анализа и подготовка прогноза расходов

Прогнозирование расходов от реализации также может осуществ­ляться двумя способами:

·        укрупненным подходом;

·        детальным подходом.

Укрупненный подход подразумевает построение прогноза себес­тоимости путем использования информации о доле переменных за­трат в выручке компании и условно-фиксированной величины по­стоянных затрат. Рост переменных затрат прогнозируется пропорци­онально росту выручки. Рост постоянных затрат возможен в том случае, когда планируется резкое увеличение объема реализации в натуральном выражении и, как следствие, рост затрат на рекламу, аренду и т.п.


Детальный подход подразумевает определение себестоимости произведенной и реализованной продукции по элементам затрат. Также во внимание принимаются варианты условий поставок продукции и услуг.

Как правило, при использовании Детального подхода при по­строении прогноза затрат выделяются наиболее значимые затраты (т.е. те затраты, которые занимают наибольший удельный вес в се­бестоимости), по которым проводится детальный анализ и строится прогноз.

В качестве наиболее значимых статей затрат могут быть названы:

·        сырье и материалы;

·        топливо;

·        энергия;

·        заработная плата;

·        отчисления на социальные нужды;

·        АМО;

·        прочие затраты.

Итоговый расчет себестоимости осуществляется путем суммиро­вания спланированных затрат компании, при этом также строятся пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный сцена­рии развития). Проведение анализа и прогнозирования инвестиций. Анализ и прогнозирование инвестиций включают в себя анализ и прогноз трех основных компонентов:

·        анализ и прогнозирование собственного оборотного капитала;

·        анализ и прогнозирование капиталовложений;

·        анализ и прогнозирование потребности в финансировании из внешних источников.

Анализ и прогнозирование собственного оборотного капитала. Требуемый уровень собственного оборотного капитала может рас­считываться следующим образом:

1) с помощью укрупненного подхода;

2) с помощью детального подхода.

Укрупненный подход подразумевает расчет изменения Собствен­ного оборотного капитала, через изменение выручки.

Прирост собственного оборотного капитала = Доля СОК х (Выручка 1 — Выручка 0),

где: Доля СОК — доля собственного оборотного капитала в выручке (по данным Компании, либо среднеотраслевые данные); Выручка 1 — выручка 1-го прогнозного года; Выручка 0 — фактически сложившаяся выручка.

При дальнейшем прогнозировании прирост собственного обо­ротного капитала рассчитывается от предшествующего прогнозного года.

Детальный подход осуществляется исходя из постатейного пла­нирования отдельных показателей баланса в прогнозный период (де­биторская задолженность, запасы, кредиторская задолженность) на основании ретроспективных показателей оцениваемой компании и компаний отрасли.

После построения прогнозных балансов определяется собственный оборотный капитал для каждого прогнозного года, затем на ос­новании полученных данных рассчитывается изменение собствен­ного оборотного капитала, которое фиксируется в денежном потоке.


Определение ставки дисконтирования

С математической точки зрения ставка дисконта — это процент­ная ставка, используемая для пересчета будущих потоков доходов в единую величину текущей стоимости, являющуюся базой для опре­деления рыночной стоимости компании.

Для модели денежных потоков для собственного капитала ис­пользуются метод кумулятивного построения, основанный на экс­пертной оценке премий за риск, связанный с инвестированием в конкретную компанию, и метод оценки ставки дисконта по модели оценки капитальных активов (САРМ), основанный на анализе мас­сивов информации фондового рынка об изменении доходности сво­бодно обращающихся акций.

Основная расчетная формула при определении ставки дисконти­рования методом кумулятивного построения имеет вид:

СТАВКА ДИСКОНТА равна сумме факторов: Безрисковая ставка, Фактор ключевой фигуры в руководстве, качество руководства компании, Фактор размера компании, Фактор финансовой структуры (источники финансирования компании), Фактор товарной территориальной и производственной дивер­сификации, Фактор диверсификации потребителей (клиентура), Фактор качества прибыли, рентабельность и прогнозиру­емость, Прочие риски (особенные, отраслевые).

Окончательный расчет ставки дисконта методом кумулятивного построения представляет собой суммирование всех вышеуказанных составляющих.

Расчет ставки дисконта по модели оценки капитальных активов (САРМ).

Основная расчетная формула при определении ставки дисконта по модели оценки капитальных активов (САРМ) имеет вид:

R =Rf + β x (Rm – Rf) + S1 + S2

где: R — ставка дисконта; Rf  — безрисковая ставка; β — коэффициент «бета», являющийся мерой систематического риска, связанного с макроэкономическими и политическими про­цессами, происходящими в стране; Rm — общая доходность рынка в целом (доходность среднерыноч­ного портфеля ценных бумаг); S1 — премия для малых компаний; учитывает размеры оценивае­мой компании. S2 — премия за риск инвестиций в конкретную компанию.

Величина безрисковой ставки дохода (Rf) определена ранее при расчете ставки дисконтирования кумулятивным методом.

Коэффициент β представляет собой меру систематического риска и рассчитывается методом ковариации и дисперсии, исходя из амплитуды колебания цен на акции оцениваемой компании или компаний-ана­логов по сравнению с изменениями на фондовом рынке в целом.