Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОТОГРАФИИ И ВИДЫ ФОТОКАМЕР
Глава 2. ФОТОМАТЕРИАЛЫ И ИХ ОБРАБОТКА
2.2. Распространённые лабораторные процессы
2.4. Черно-белый обращаемый процесс
2.6. Оборудование для обработки
Глава 3. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ФОТОГРАФИКОЙ
3.7. Adobe Photoshop Lightroom
Глава 4. ОСНОВЫ ФОТО КОМПОЗИЦИИ
4.1. Не пытайтесь быть совершенным
4.14. Практика, практика и еще раз практика
Глава 5. ФОТОСЪЁМКА ПЕЙЗАЖА, АРХИТЕКТУРЫ, НАТЮРМОРТА, ПОРТРЕТА
Глава 6. СЕРИИ ФОТОГРАФИЙ, ФОТООЧЕРКИ, ФОТО КНИГИ
Глава 7. МОНТАЖ ФОТО ЭКСПОЗИЦИИ
7.3. Способы регулирования экспозиций
Введение
Современному человеку трудно представить свою жизнь без фотографии - чуда, с помощью которого можно воскресить в памяти то, чего в реальности уже нет. А для некоторых - это профессия, сложная и увлекательная, а порой и опасная.
Именно этим людям, которые смотрят на жизнь через объектив своих камер и посвящен — Всемирный День фотографии (World Photography Day), который фотографы многих стран мира ежегодно отмечают 19 августа. Праздник учрежден в 2009 года по инициативе австралийского фотографа Корске Ара.
С греческого языка фотография переводится как светопись. Фотографию по праву можно считать одним из главных изобретений 19-го века.
Дата празднования была выбрана неслучайно — 9 августа 1839 года французский художник и изобретатель Луи Дагер представил Французской академии наук процесс получения дагеротипа — изображения на светочувствительной металлической пластинке, а через десять дней правительство Франции провозгласило его изобретение "подарком миру".
Дагеротипия считается первым практическим способом фотографирования. Она была создана около 1822 года французским изобретателем Жозефом Ньепсом, но именно благодаря Дагеру этот способ получения фотографического изображения стал известен во всем мире.
Глава 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОТОГРАФИИ И ВИДЫ ФОТОКАМЕР
-
- История возникновения фотографии
Фотография прошла сквозь долгие этапы своего развития. Изначально она почти ничем не отличалась от изобразительного искусства. Скачок в развитии произошел после изобретения фотографических пластин. Затем была пленка, на которую умещалось до 36 кадров. А в XXI веке ей на смену пришли цифровые фотокамеры.
Фотография в привычном понимании этого слова была открыта человеком достаточно поздно. До XIX века многие химические элементы ещё не были открыты. Ученые тогда просто не знали, какие из них способны реагировать на свет. Поэтому сохранять изображение приходилось только при помощи рисования.
Изобразительное искусство было сильно развито в средневековье. Не нужно думать, что все художники в те времена были бедными. Некоторых из них можно сравнивать с нынешними свадебными фотографами. Их нанимали для того, чтобы оставить о себе память потомкам. Художники рисовали портрет, за что получали достаточно приличные деньги. Но на создание одной картины уходило огромное количество времени. Зачастую один человек или целая семья не могла столько времени позировать в неподвижности. Приходилось рисовать портрет в несколько этапов. Художникам хотелось ускорить этот процесс. И тогда они взяли на вооружение устройство под названием «камера-обскура». (см. рис.1.1).
Рис. 1.1. Камера-обскура
Камера-обскура упоминалась даже в трудах Леонардо да Винчи. На самом деле его свойства были известны Аристотелю, древнегреческому мыслителю. Камера-обскура представляет собой запечатанный ящик или темную комнату без окон. В центре одного из концов находится круглое отверстие. Свет снаружи проходит через него, падая на другой конец. Человек в этом случае увидит проекцию пространства, которое находится позади камеры, но вверх ногами. Леонардо да Винчи пришел с идеей разделить комнату с полупрозрачным холстом или стеклом, на которое проецируется изображение. Художник мог только нарисовать картину.
История создания фотографии
С развитием оптики камера обскура тоже стала улучшаться. С установкой двояковыпуклой линзы устройство перестало иметь громоздкие размеры. Камера-обскура превратилась в сравнительно небольшую деревянную коробку. Сзади было зеркало, из которого изображение проецировалось вверх, на полупрозрачный лист бумаги или на стекло. Но история фотографии началась не с этого момента. Такая камера-обскура не позволяла получать снимок, человеку все же приходилось рисовать изображение. Поэтому время выдержки все еще зависит от умений художника (см.рис.1.2).
Рис. 1.2.Камера-обскура
История фотографии берет свое начало с начала 1800-х годов. Британцы Хамфри Дэви и Томас Веджвуд решили попробовать вставить в камеру обскура бумагу, пропитанную раствором нитрата серебра и соли. В результате получилось низкоконтрастное изображение. Но это заняло несколько часов. При просмотре картинки на свету изображение практически полностью исчезло. Поэтому вскоре такие эксперименты были завершены (см.рис.1.3).
Рис.1.3. Первые эксперименты для создания фотографии
Изобретатель фотографии в обычном смысле этого слова - Джозеф Никифор Ниепс. Этот человек всегда интересовался камерой-обскурой. И он принял решение, во что бы то ни стало, добиться автоматического создания изображений на бумаге. И ему это удалось. Для получения черно-белых изображений использовалась бумага, пропитанная сирийским асфальтом, также называемая битумом.
Проблемой такой фотографии была длительность экспозиции, которая иногда составляла все восемь часов. Нельзя было фотографировать людей, поэтому первые снимки Ньепса запечатлели пейзажи его родного города.
-
- История развития фотографии
Со смертью Ньепса история развития фотографии не остановилась. Это дело продолжил Луи Жак Дагерр. Он имел обыкновение создавать картины из медных пластин с серебряным слоем. Кроме того, он покрыл их йодом. Но в результате получился негативный имидж, который не устроил изобретателя. И время выдержки не уменьшилось по сравнению с методом Нипча (см.рис.1.4).
Рис.1.4. Первый фотоаппарат
В 1835 году Дагерр совершенно случайно обнаружил, что картина появляется гораздо быстрее под воздействием паров ртути. Это произошло после того, как изобретатель положил непроявленную фотографию в шкаф. На следующий день он достал готовую фотографию из ящика шкафа. Затем мне пришлось поэкспериментировать со всеми химическими элементами, находящимися у изобретателя. Постепенно стало ясно, что именно ртуть обеспечила быстрое развитие.
В дальнейшем процесс создания фотографий постепенно улучшается. Англичанин Джон Фредерик Годдард начал обрабатывать серебряные пластины смесью паров брома и хлора. Время выдержки после этого было сокращено до одной минуты, что можно считать вполне приемлемым результатом. Именно после этого открытия портретная фотография стала популярной (см.рис.1.5).
Рис.1.5. Открытие портретной фотографии
В 1850-х годах был изобретен стереоскопический дагеротип. Две картины были вложены в одно устройство. С помощью отдельных петель или бинокля каждый человек смотрел на одну фотографию. В результате изображение казалось объемным.
Отсутствие фотографий того времени было невозможностью скопировать их. Для создания новой картины необходимо было перефотографировать. Изменения в этом отношении произошли только с изобретением негативно-позитивного процесса.
Калотипия
Громкое слово в истории создания фотографии принадлежит Уильяму Генри Фоксу Тэлботу. Этот британец очень долго работал над собственным способом создания фотографий. Позже этот метод получил название калотипия. Он отличался от дагеротипа во многих деталях. Например, фотографии Talbot изначально состояли из негативного изображения. Но при погружении их в специальное решение в темной комнате изображение может быть передано другому носителю. В этом случае цвета изменились, в результате получилось обычное черно-белое изображение (см.рис.1.6).
Рис.1.6. Калотипия
Тальбот оформил патент на своё изобретение, поэтому данный способ получения фотографий не завоевал особой популярности. Чаще всего такие снимки создавал только сам изобретатель. Главным преимуществом калотипии стало отсутствие ограничений по количеству копий с одного негатива.
-
- История фотографии в России и других странах
Улучшение фотографии не было унифицировано в Европе. Опыты проводились в США, России и даже на азиатском континенте. История фотографии в России зародилась в первой половине XIX века. Значительный вклад в разработку камер внес фотограф Левицкий. До него конструкция любой камеры была слишком массивной, что мешало ее транспортировке. Левицкий заменил боковые стены мехами. Теперь камеру можно сложить для транспортировки. Вскоре появились модели, которые были помещены в сравнительно небольшой чемодан (см.рис.1.7).
Рис.1.7. Первые миниатюрные фотоаппараты
В 1980 году лейтенант Измайлов внес свой вклад в разработку фотоаппаратуры. Он снабдил камеру системой магазинного ружья. Это позволило быстро менять фотопластинки. Всего в магазине было размещено 70 записей.
Мгновенный затвор был также изобретен на территории Российской империи. Эскиз этого устройства был написан фотографом Юрковским из Витебска. Подробное описание жалюзи было опубликовано в журнале «Фотограф», изданном в Санкт-Петербурге.
В США развитие фотографии было инициировано основанием компании Kodak. Именно на ее фабриках было разработано желатиновое вещество, которое сократило время воздействия до сотых долей секунды. Теперь необходимо было улучшить фотографическое оборудование, чтобы можно было использовать эту минимальную выдержку.
-
- История фотографии 20 века
Постепенно фотография получила привычный вид. Снимок делался при помощи фотоаппарата (в фотоателье использовалась крупная модель, но существовали и компактные экземпляры). Внутрь устройства вставлялась фотопленка. После проявки можно было перенести снимки на фотобумагу. История фотографии XX века развивалась уже не столь стремительно. В первую очередь совершенствовались камеры, а не фотография. Исключением считается только самое начало XX века, когда была изобретена возможность создания цветных фотография (см.рис.1.8).
Рис.1.8. Совершенствованные фотоаппараты
За прошедшее столетие было создано огромное количество камер. В Германии была основана компания Leica, чьи камеры до сих пор считаются элитными и самыми дорогими. Началось соперничество между Nikon и Canon, которое продолжается и по сей день. Но в России камеры «Sharp», «Zenith» и «Smena» имели огромный успех(см.рис.1.9).
Рис.1.9. Фотоаппарат фирмы Leica
В 1949 году Цейсс представил пентапризму в одну из зеркальных камер. Это позволило разместить видоискатель не на верхней панели, а на задней стенке. Теперь фотограф мог держать устройство на уровне глаз. Подобная система в настоящее время используется во многих цифровых зеркальных камерах (за исключением моделей Sony, в которых установлено полупрозрачное зеркало, которое не может отражать свет в видоискателе).
История продолжается. И это был лишь краткий экскурс в историю фотографии. Технология создания снимков регулярно совершенствовалась. В XIX веке новые открытия в этой области происходили почти каждый год. Сейчас же открывается новая история фотографии — уже цифровой. Sony в 1981 году создала первый цифровой фотоаппарат, который существенно опередил свое время. Позже к производству подобной техники подключились почти все гиганты индустрии фотоаппаратов.
На данный момент сделать фотоснимок можно чем угодно. Цифровая фотокамера в наших руках оказывается всё реже. Чаще всего мы используем веб-камеры, смартфоны, планшеты, игровые консоли, видеокамеры и цифровые бинокли. Некоторые используют камеру в качестве дверного глазка. За два века в фотографии произошли глобальные изменения.
Глава 2. ФОТОМАТЕРИАЛЫ И ИХ ОБРАБОТКА
2.1. Обработка фотоматериалов
Обработка фотоматериалов - совокупность химических процессов, которые преобразуют скрытое изображение, полученное в светочувствительном слое фотоматериала, в устойчиво видимый, а также его сушку и окончательную отделку. В зависимости от типа фотографического материала обработка может состоять из двух основных операций или может включать до десяти или более этапов. Самая простая обработка черно-белых фотопленок и фотобумаги состоит из проявки, ополаскивания, закрепления, окончательного ополаскивания и сушки. При обработке цветных конвертируемых фотографий существует 8-10 этапов. Обработка пленки Кодахром без окончательной сушки имеет 18 операций. Современные цветные фотографические материалы обрабатываются в соответствии с запатентованными процессами, общепринятыми во всем мире, такими как C-41, E-6, K-14, ECN-2, ECP-2 и другими. Большинство из них рассчитаны на максимальное сокращение времени обработки из-за высоких температур обрабатывающих растворов и полного или частичного устранения промежуточных и даже окончательных промывок (см.рис.2.1).