Файл: Конституционные гарантии прав и свобод человека (Дисциплина «Конституционное право»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым государством, для которого характерны политический плюрализм, разделение властей, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Вместе с тем следует признать, что такое провозглашение констатирует не реально сложившиеся отношения, а лишь стремление к созданию правового государства. Сложившиеся экономические и социальные условия в нашей стране, рост цен и инфляции, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс.

Основная часть

В сфере теории государства и права произошла довольно значительная смена политических и идеологических ориентиров, однако в практической жизни, касающейся равенства прав и свобод человека, принципа разделения властей, политического плюрализма и других демократических принципов, за последние годы не произошло каких-либо существенных изменений. Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца.

Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, так как процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво.

В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства. Грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам.

Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально.

Таким образом, цель данной работы – рассмотреть особенности становления правового государства в России.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

Структурно работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.


Сущность и признаки правового государства

Правовое государство-это государство, деятельность которого подчиняется правовым нормам и правовым принципам, а также направлена на защиту достоинства, прав и свобод человека.

Не каждое государство в котором имеется правовая система и законодательство считается правовым. Во взаимоотношениях правового государства и личности господствует приоритет прав человека, закрепленный конституционно и не может быть нарушен законодателем и другими представителями органов государственной власти.

Создание «правового государства» находится в центре юридического мышление. Право должно охранять права человека, обеспечивать подчиненность власти, урегулировать отношение собственности.

Правовое государство в отечественной правовой науке начало разрабатываться в начале ХХ в. Ученые обращаются к прошлому для того, чтобы открыть общее происхождение законов, представить постепенное их преобразование, показать влияние, какое на них имеет местность, означить с точностью современное действующее право и описать постепенное усовершенствование учения права.

Правовед тогда будет постигать отечественное право и поддерживать успех правоведения, когда он хорошо понимает цель законов и пользуется опытом других законодательных систем.

В работе С. А. Котляревского «Правовое государство и внешняя политика» понимается то, что идея правового государства «есть зрелый плод той долгой борьбы за право, которая представляет одну из важнейших глав в истории человеческой цивилизации и, выросши на этой, веками возделанной почве, она может безопасно встретить напряженную переоценку ценностей, подъем волны и скепсиса, и критики»[1].

Но идея правового государства не заканчивается на вопросах государства и права. Направляя работу юриста, занимающегося истолкованием строения и жизни современного государства, она так же освещает путь политику, признавшему, что ответы на задачи, поставленные перед государством, могу быть устойчивыми приобретениями, превратиться в национальное достояние, лишь будучи облегчены в правовые нормы

Монтескье является основоположником теории правового государства. Он утверждал идею разделения властей как гарантию политической свободы гражданина, выражая под ней умиротворение души, происходящее из собственной безопасности, в защите его прав. Он указывал на опасность политической свободы в случае, если будут соединены воедино законодательная, исполнительная и судебная власть. Правовым называется государство, которое признает для себя как правительства, создаваемым им же, как законодателем юридической нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне. Отличительным свойством правового государства является подзаконность правительственной и судебной власти; такая подзаконность предполагает обособление властей-отделение правительственной власти от законодательной и судебной от той и другой[2].


Именно начала разделения властей должно быть заложено в основу правового государства. Превосходство законодательной власти, как отличительное свойство правового государства. Понятие закона заключается в качестве юридической нормы в государстве.

Основные признаки правового государства[3]:

  • Осуществление государственной власти с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную;
  • Наличие Конституционного Суда, как гаранта стабильности конституционного строя;
  • Верховенство закона и права;
  • Связанность закона как государства в лице его органов, должностных лиц, граждан и их объединений;
  • Взаимная ответственность государства и личности;
  • Закрепление в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности.
  • Действенность контроля за осуществлением законов и иных нормативно-правовых актов;
  • Правовая культура граждан.

Ответственность государства и личности-главный признак правового государства. Ответственность гражданина перед государством признается только в недемократическом государстве. В правовом государстве делают акценты на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами. Данная ответственность приобретает реальный характер при наличии нормативно-правовых актов, закреплеющих процесс привлечения должностных лиц, нарушаемых права и свободы граждан и соответствующее наказание за это.

И.Ф. Цион в своих работах аргументировал,что воля законодательства не является самовольством, это результат размышления, основанного на оценке нужд народа и соглашения с традиционными задачами государства.

Власть должна быть ограничена правом, а юридически нужно признать государство, где народное представительство учувствует в законодательной власти, т. е законом признает только акт, изданные на согласии народного представительства.

Задумываясь над ролью суда в правовом государстве понимается, что он должен быть независим от правительства, должен защищать закон от посягательств, предоставлять возможность судье проверять обоснованность актов исполнительной власти.

Размышляя над вопросами отношений власти и суда, народные права могут быть охраняемы сильной властью. Учитывая национальную и территориальную сторону государства России, помимо общих принципов правового государства, Россия нуждается в рассредоточении органов Правительства и в умелом применении этих органов к потребностям разнообразных местностей и народностей.


Для введения в России правового порядка, ученые предлагают свободу личности, неприкосновенность частного имущества, расширение самоуправления средство преобразования земских учреждений. Говоря об основных принципах правового государства, многие ученые утверждают, что оно должно быть демократическим и разделение властей не должно идти вслед с его демократической природой.

Юристы утверждают, что общественная демократизация это неизбежный факт, с которым необходимо разбираться, осуществить принципы демократизма. Ни одно демократическое государство с его народным суверенитетом, ни одно производство не избавят человечество от проявления социального рабства и угнетения.

Одухотворение человеческой жизни, это необходимое условие для правильных политических и общественных форм. Эти мысли, также актуальны и по сей день, они соответствуют нормам сегодняшнего дня.

Отечественными юристами рассматривалось обеспечение прав человека в правовом государстве, как одного из принципов правового государства. Также под определением государства подразумевается только правовое государство и совокупность его принципов, которые должны действовать в правовом государстве. Для осмысления природы государства ученые обращали взгляды на правовое государство.

Правовое государство-это высшая форма государственного быта, которую познало человечество как реальный факт.

В правовом государстве власти положены пределы, которых она не должна переступать. Ограничение власти происходит в признания неприкосновенных прав личности.

Таким образом, в юридической литературе, впервые признается, что имеется сфера самоопределения и самопроявления личности, в которую государство не имеет права вторгаться. В этом уникальность правового государства.

Неприкосновенность и права граждан, это содержание политической свободы, без которой не обходится ни одно культурное общество. «Благодаря неотъемлемым правам и неприкосновенности личности, государственная власть в правовом, или конституционном, государстве не только ограничена, но и строго подзаконна».

Размышляя о правовом государстве не обходится и без признания принципа разделения властей и необходимостью власти в руках народа страны. Даже если власть полностью находится в руках народа, но способна отменять свободу слова, государство, не только не имеет ничего общего с правовым, а также имеет свойство обратного антиправового характера. Эти свободы неустранимое право человека, что государственный строй, где они нарушают, не может быть признан обычным, в чьих руках находится власть. Там, где нет таких же свобод, там нет и политической свободы и власть имеет насильственный характер, а не правовой[4].


Государства, построенные на принципах народовластия, бывают деспотичными и несвободными, где деспотизм приводит к последствиям. Гарантию свободы личности в организации власти, в которой исчезает возможность подавления личности и обеспечивается признание народа в целом прерогатив как объекта государства, так и субъекта власти, т.е. признается суверенитет.

Учреждение правового государства является народное представительство, оно является соучастником государственной власти. С помощью этого возрастает престиж власти, кода поддержка народа придает ей устойчивость. Полное единение государственной власти с народом и есть единство государства, реализуемого только в будущем. Однако в данном случае не будет разрабатываться новый принцип, а только будет осуществляться принцип, который был назван правовым государством.

Нужно заметить, что в государственной организации правового государства, важнейшей функцией является законодательство, которое полностью подчиняется народному представительству. На выборах в правовом государстве должен принимать участие весь народ и ни одни ограничения избирательного права недопустимы. Равность и всеобщность избирательного права обеспечивает прямое голосование за кандидатов тайно или закрыто, выдвинутых в представительство. Основным требованием демократизма является требование с тайной подачей голосов избирательного права. При власти народа нужно понимать избирательное права и никто не может быть его лишен. Но участие в законодательстве также влияет на правительство, оно должно быть доступно народу при общем и равном избирательном праве[5].

Ученые делают вывод, что для народа и государства общее и равное избирательное право являлось огромным достижением. В правовом государстве одной из главных черт является возможное образование народных организаций.

Демократически должно быть определено социалистическое государства. Правовое государство в современном мире является демократическим. В разработке социалистического строя нужно упорно работать теоретически и практически, но решение возможно только в приделах правового государства при правлении свободы политики и демократизма.

Формирование правового государства в России

Формирование правового государство и эффективное его функционирование является долгим и трудоёмким политическим процессом. Прошло четверть века, как наша страна перешла от тоталитарного режима к демократической системе построения общества. Это небольшой период, за который государство, должно было полностью изменить общественный строй. Именно поэтому, большинство учёных-юристов полагают, что Россия не является истинно правовым, а только формируется как правовое государство. Но, к сожалению, наша страна, уже столкнулась с рядом проблем, которые возникают во время процессов формирования правового государства[6].