Файл: Оценка стоимости активов и обязательств организации при оценке стоимости предприятия (бизнеса) затратным подходом.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
Введение
Вместе с развитием рыночных отношений в России важнейшим фактором конкурентоспособности отечественных предприятий и организаций в долгосрочной перспективе является наличие фундаментальной цели развития бизнеса – прироста его реальной стоимости, и построение эффективной системы управления, ориентированной на достижение этой цели. Опыт развитых стран показывает, что положительная динамика стоимости предприятия (бизнеса) предопределяет долгосрочное и устойчивое его функционирование, способствует росту благосостояния общества и социально-экономического развития страны.
В России по мере становления рыночных отношений ситуации, в которых становится необходимым использовать технологии оценки бизнеса, стали возникать значительно чаще. В первую очередь бурный рост рынка недвижимости вызвал спрос на оценку ее рыночной стоимости. Затем развитие кредитных, страховых и арендных отношений, купля-продажа недвижимости, а также машин и оборудования, разработка бизнес-планов инвестиционных проектов, слияние и разделение предприятий, аукционы и конкурсы по продаже пакетов акций предприятий, процедура банкротства и масса других ситуаций, возникающих в хозяйственной практике, сформировали потребность в достоверной оценке тех или иных объектов собственности в каждом конкретном случае.
Знание менеджментом компании подходов и методов, применяемых при оценке стоимости бизнеса, позволяет отслеживать и оценивать развитие компании и принимать своевременные меры по недопущению снижения рыночной стоимости компании.
В моей работе проведен обзор затратного подхода и методов оценки стоимости предприятия (бизнеса).
затратный оценка актив стоимость
1. Основные подходы к оценке стоимости предприятия (бизнеса).
На сегодняшний день известно несколько подходов и реализуемых в их составе методов, с помощью которых даются денежные оценки стоимости предприятия (бизнеса). В отечественной теории декларируются и используются заимствованные из западной практики три основных подхода к оценке стоимости бизнеса:
- доходный подход (income approach);
- затратный подход (asset based approach);
- сравнительный (рыночный) подход (market approach).
В своей работе мне бы хотелось рассмотреть затратный подход к оценке недвижимости.
1.1 Затратный подход
Затратный подход[1] - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа.
Процедура оценки бизнеса затратным подходом заключается в выявлении неучтенных (функционирующих и/или нефункционирующих) активов и переоценке всех располагаемых компанией активов по рыночной стоимости.
Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. С целью приведения балансовой стоимости активов и обязательств к рыночной стоимости проводится корректировка баланса предприятия.
Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия, которая равна разнице между активами и обязательствами.
Из изложенного выше следуют основные преимущества и недостатки затратного подхода. Основное преимущество затратного подхода в том, что он в своей большей части он основан на достоверной фактической информации о состоянии имущественного комплекса предприятия и поэтому менее абстрактен. Основной недостаток заключается в том, что он не учитывает будущие возможности бизнеса предприятия в получении чистого дохода. Кроме того, некоторые методы, например метод ликвидационной стоимости, довольно сложны и трудоемки в практическом использовании.
Но, несмотря на свои недостатки, затратный подход к оценке предприятия в условиях переходной экономики наиболее актуален (по сравнению с доходным и сравнительным подходами). Это обусловлено в первую очередь наличием, как правило, достоверной исходной информации для расчетов, а также использованием в определенной мере известных, традиционных для отечественной экономики затратных (имущественных) подходов к оценке стоимости предприятия.
2. Методы оценки стоимости предприятия (бизнеса) реализуемые в составе затратного подхода
2.1 Метод чистых активов
Метод чистых активов (Net asset approach (value)) - один из методов оценки стоимости предприятия (бизнеса), согласно которому стоимость предприятия равна стоимости чистых активов, сумме стоимостей всех его активов (материальных и нематериальных) за вычетом обязательств.[2]
Таким образом, основная формула для расчета стоимости бизнеса для этого подхода:
Собственный капитал = Активы - Обязательства.
Применяя методы оценки, основанные на стоимости активов, приходится корректировать активы и пассивы предприятия до их оценочной рыночной стоимости, и результатом этих операций является стоимость акционерного капитала предприятия.
Метод чистых активов предполагает анализ и корректировку всех статей баланса предприятия, суммирование стоимости активов и вычитание из полученной суммы скорректированных статей пассива баланса в части долгосрочной и текущей задолженности. Данный метод расчета стоимости предприятия соответствует международным принципам бухгалтерского учета и широко используется при определении стоимости чистых активов акционерных обществ.
Корректировка статей баланса в целях оценки стоимости предприятия заключается как в нормализации бухгалтерской отчетности (в том числе статей баланса), так и в пересчете статей актива и пассива баланса в текущие цены.
Пересчет статей актива баланса предприятия в текущие цены состоит:
- в определении рыночной стоимости основных средств и нематериальных активов;
- в определении фактической текущей стоимости «незавершенки»;
- в анализе и оценке долгосрочных финансовых вложений;
- в анализе и оценке по текущим ценам запасов, затрат и денежных средств;
- в анализе и определении текущей стоимости имеющихся у предприятия задолженностей.
После корректировки статей баланса предприятия можно рассчитать чистую стоимость его активов по нижеприведенному алгоритму.
Алгоритм реализации метода:
1. Суммируются статьи баланса предприятия:
- Остаточная стоимость нематериальных активов;
- Остаточная стоимость основных средств;
- Оборудование к установке;
- Незавершенные капитальные вложения;
- Долгосрочные финансовые вложения;
- Прочие необоротные активы;
- Производственные запасы;
- Животные;
- Остаточная стоимость МБП;
- Незавершенное производство;
- Расходы будущих периодов;
- Готовая продукция;
- Товары;
- Прочие запасы и затраты;
- Товары отгруженные;
- Расчеты с дебиторами;
- Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам;
- Краткосрочные финансовые вложения;
- Денежные средства;
- Прочие оборотные активы;
ИТОГО активы предприятия.
2. Суммируются обязательства (задолженности) предприятия по
пассиву баланса:
- Целевое финансирование и поступления;
- Арендные обязательства;
- Долгосрочные кредиты банков;
- Долгосрочные займы;
- Краткосрочные кредиты банков;
- Кредиты банков для работников;
- Краткосрочные займы;
- Расчеты с кредиторами;
- Авансы, полученные от покупателей и заказчиков;
- Расчеты с учредителями;
- Резервы предстоящих расходов и платежей;
- Прочие краткосрочные пассивы;
ИТОГО пассивы предприятия.
3. Из суммы активов вычитается сумма пассивов.
4. К полученной разности прибавляется рыночная стоимость земли, (если земля тоже оценивается).
В зависимости от вида используемой балансовой стоимости возникают соответствующие наименования данного метода:
- Метод чистой балансовой стоимости – наиболее простой метод оценки активов компании. Для получения чистой балансовой стоимости из общей стоимостной оценки активов баланса вычитаются все краткосрочные и долгосрочные обязательства фирмы. В результате будет определена стоимость собственного капитала компании, т.е. значение чистой балансовой стоимости активов;
- Метод скорректированной балансовой стоимости – более совершенный метод. Он включает в себя результат переоценки, с учетом которой корректируется остаточная стоимость активов на фактор, обусловленный уровнем инфляции. При определении стоимости фирмы проводится переоценка ее активов с введением полученного результата этой переоценки в баланс: со стороны активов – это сумма переоценки, со стороны пассивов – резерв переоценки. В результате получается чистая, скорректированная балансовая стоимость, которая по сути является суммой собственного капитала компании и резерва.
Кроме того, в рамках метода чистых активов, выделяют еще два метода:
- Метод замещения;
- Метод определения восстановительной стоимости.
В случае оценки методом замещения определяется стоимость такого объекта, который имеет параметры (главным образом затраты на полное замещение его активов при сохранении хозяйственного профиля), аналогичные оцениваемому предприятию. Подобный объект должен быть построен по современному проекту с применением передовых технологий; продукция должна изготавливаться из современных материалов, а цена – устанавливаться на соответствующую дату оценки. Этот метод целесообразно применять для оценки материальных активов предприятий, которые характеризуются достаточно высокой капиталоемкостью.
Метод определения восстановительной стоимости является некоторым подобием метода замещения. При его использовании рассчитывают все затраты , необходимые для создания достаточно точной копии оцениваемой компании. В отличие от метода замещения, этот метод учитывает кроме стоимости нематериальных активов авторские права, патенты, компьютерные программы и т.п.
Метод чистых активов целесообразно использовать, если:
- доходы не поддаются точному прогнозу;
- предприятие обладает значительными материальными и финансовыми активами (ликвидными ценными бумагами, инвестициями в недвижимость и т. д.);
- требуется оценить новое предприятие, у которого отсутствуют ретроспективные данные о прибылях.
Преимущества метода чистых активов:
- В расчетах используется достаточно точная информация о текущем состоянии имущественного комплекса, что ограничивает субъективный фактор;
- Пригоден к использованию в ситуациях, когда отсутствует ретроспективные данные о прибылях и нет возможности определить перспективные денежные потоки;
- Пригоден для оценки вновь возникших предприятий, холдинговых и инвестиционных компаний;
- Возможность подтвердить (аргументировать) результаты расчетов стоимости бизнеса документально.
Недостатки метода чистых активов:
- Не учитывает будущую прибыль т. е. перспектив бизнеса, так как в расчетах используются исходные данные, ограниченные текущей деятельностью;
- Требует больших затрат времени и средств на оценку чистых активов по крупным предприятиям, занятым в производственной сфере;
- Позволяет получить преимущественно нижнюю границу рыночной стоимости;
- Не учитывает особенностей функционирования предприятия как действующего комплекса, рассматривая его как совокупность разрозненных объектов;
- Не применим к трудоемким производствам;
2.2 Метод ликвидационной стоимости
Метод ликвидационной стоимости при оценке бизнеса предприятия применяется, когда предприятие находится в ситуации банкротства или ликвидации, либо есть серьезные сомнения в способности предприятия оставаться действующим и продолжать свой бизнес.
Российским законодательством и стандартами Российского общества оценщиков даются следующие определении ликвидационной стоимости:
- Ликвидационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов.[3]
- Ликвидационная стоимость, или стоимость при вынужденной продаже - денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением рыночной стоимости. В некоторых государствах к ситуациям вынужденной продажи могут быть отнесены случаи с недобровольным продавцом и покупателем, или покупателями, информированными о затруднениях, испытываемых продавцом.[4]