Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 435
Скачиваний: 8
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость создания документов возникла одновременно с появлением письменности. Более того, считают, что именно потребность в создании различных документов (соглашений, договоров и т. п.) и повлекла за собой появление письменности как способа изложения информации не только личного, но и государственного значения. Уже в V в., до нашей эры население Древнего Рима требовало ведения четко написанных законов. Создание зафиксированных на бумаге законов и правил было также главным требованием средневековых восстаний. Когда же появились законы от делопроизводителя требовалось абсолютная точность формулировок и безукоризненное знание формы изложения, иначе документ терял силу. С развитием письменности документы стали способом общения и передачи информации.
Ведением документов занимаются и по сей день, но уже по чётко сложившейся системе. Именно поэтому делопроизводство является актуальным и по сей день.
На ранних стадиях развития Древнерусского государства и период феодальной раздробленности (до конца XV в.) государственных учреждений еще не существовало. Их функции выполняли чаще всего отдельные должностные лица или органы, осуществляющие свою деятельность либо вообще без штата чиновников, либо с очень ограниченным штатом. В этих условиях единая система делопроизводства не была востребована самой системой управления. С развитием законодательных основ государства создавались документы, фиксирующие конкретные частные правоотношения. Это многочисленные разновидности уставных, купчих грамот; заемные, закладные кабалы, фиксирующие заем денег и т.д.
Письменные документы, дошедшие до нашего времени, данные, полученные археологами и лингвистами, показывают, что уже в X в., в Древнерусском государстве была культура написания документов. К первым дошедшим до нас письменным документам Древнерусского государства относятся договоры с Византией 911 год (князь Олег) и 945 год (князь Игорь). В обоих договорах упоминается об уже существовавшей практике составления документов. В 911 году – письменных завещаний, а в 945 году – подорожных грамот для купеческих кораблей.
В период правления Владимира Святославовича в Киеве - столице Древнерусского государства (978-1015 гг.) - существовало учебное заведение для детей бояр и старших дружинников. Из выпускников этой школы и отбирались претенденты на должности "печатников" - хранителей княжеской печати, "металников" - судейских секретарей и писцов при князьях и крупных феодалах.
В этот период в основном документируются правовые отношения, создаются жалованные и вкладные грамоты, завещания. Археологические раскопки сначала в Новгороде, а потом и в Пскове, Смоленске, Витебске, Старой Руссе и других городах позволили обнаружить частную переписку рядовых жителей северо-западных областей Древнерусского государства XI-XV вв. (как мужчин, так и женщин). Возникают и достаточно крупные собрания письменных материалов, еще не разделенных на документные архивы и книжные библиотеки. С развитием законодательных основ государства наряду с объемными многостраничными правовыми актами ("Русская Правда", Новгородская и Псковская судные грамоты, Двинская уставная грамота) создаются документы, фиксирующие конкретные частные правоотношения. Это многочисленные разновидности:
- уставных, вкладных, купчих грамот;
- заемные, закладные кабалы, фиксирующие заем денег;
- житийные записи - при срочном найме работников;
- полные грамоты - при продаже в рабство;
- отпускные грамоты и т. д.
С увеличением числа создаваемых документов обозначились и места для наиболее безопасного их хранения. В городах это, как правило, центральные храмы, посвященные святым, выбранным в покровители конкретного города. В крупных городах существовали хранилища документов. Поскольку правом выдачи документов, закрепляющих за горожанами земли и другое имущество, пользовались и "концы" (районы) Новгорода, то хранилищами и местом создания документов стали храмы, посвященные покровителям цеховых ремесел - рыбаков, торговцев различным товаром, шорников, оружейников и т. д.
В таких храмах велись судебные дела и книги записи торговых операций. Часто само хранение документов в храме придавало им требуемую юридическую силу.
Центрами ведения документации и ее хранения были также гостиные дворы (смоленские, немецкие и др.) и монастыри, так как церковь обладала широкой юридической компетенцией.
Сам монастырь - достаточно крупное экономическое предприятие - документировал свою судебную и хозяйственную деятельность, иногда используя для этого и свободное место в духовных книгах.
Накопление традиций в сфере документирования вело к формированию круга профессиональных специалистов в области создания и обработки документов. Первоначально их состав пополнялся за счет церковных псаломщиков и дьяков. Не случайно с XIV в., термин "дьяк" как обобщающий закрепился за всеми лицами, ведущими делопроизводство. Параллельно стали вырабатываться устойчивые образцы обращений и завершений в документах, формуляры, т. е., типовые устойчивые формы отдельных, наиболее распространенных документов, из которых составлялись своеобразные пособия по делопроизводству - "формулярники". Устанавливаются приемы засвидетельствования документов, их составления (документы начинают проходить стадии написания - редакции и беловика) и такие элементы, как скрепы, печати, мосты (подписи на склейках). Появляются также элементы защиты информации от несанкционированного доступа на стадии хранения и использования. Зафиксированы и первые случаи подделки документов в политических и лично-корыстных целях.
Объем документов определить не представляется возможным, однако характерно, что в Городище под Новгородом и в самом Новгороде найдено около 350 свинцовых печатей - булл, употребляющихся для скрепления документов. Примерно столько же их найдено позднее при проведении раскопок в Пскове.
В Древнерусском государстве выработалась и процедура отмены юридической силы документов. Материалы вынимались "ларником"(Это были так называемые устные архивы. На Руси первые архивы возникли в церквях и монастырях. Все документы хранились в больших ящиках — ларях. За сохранностью ларя отвечал специальный человек — ларник.) и уничтожались в присутствии свидетелей. "Ларник" не только заведовал ларем, хранящим документы, но и был уполномочен скреплять частноправовые акты городской печатью (Псков). Особо важные документы уничтожались специально выбранной городским вече комиссией, часто публично, в торжественной обстановке. Менее значительные документы возвращались авторам или просто смывались с пергамента, на котором были написаны, а зачищенные листы снова шли в дело. Достаточно распространенная практика подделки и подчистки текстов потребовала внесения в судные грамоты указаний об аннулировании подложных документов.
Практически до конца XIV в., основным материалом для письма на Руси служил пергамент (особым образом выделанная телячья, баранья или козлиная кожа), называемый в документах и "хартией" и просто "телятиной". Лучший пергамент привозили из Греции или ганзейских городов. Самой древней формой документа на Руси была грамота - отдельный лист пергамента шириной около 3,5 вершков (15-17 см). Размеры документа могли быть различными за счет подклейки следующих листов. Потерявшие ценность документы счищали, а дорогостоящий материал подравнивали, обрезали обтрепанные места и снова использовали для записи информации. С увеличением объемов делопроизводства менялась графика письменности: первоначально документы составлялись уставной манерой письма, характерной для книжного дела с выписыванием букв с прямыми очертаниями. В XIV в., стал использоваться полуустав, позволивший ускорить процесс письма за счет выносных букв и сокращений отдельных слов. Документы писались сплошным текстом, без разделения на отдельные слова. Из знаков препинания к XIV в., стала использоваться точка в конце предложения.
Несмотря на постоянное расширение практики документирования управленческих действий и юридических фактов, говорить о делопроизводстве в период Древнерусского государства и феодальной раздробленности как о системе определенных норм и правил еще преждевременно. Это период постепенного складывания традиций русской системы делопроизводства, накопления опыта документирования, обработки и хранения документов, обеспечения их сохранности, в том числе защиты от несанкционированного доступа и подделки. Вместе с тем, отдельные нормы работы с документами находили закрепление в законодательстве. Расширение практики удостоверения документов печатями не только князей, но и городов и конкретных чиновников (дьяков) с изображением человека, сидящего за столом, свидетельствует о формировании профессионального цеха специалистов по работе с информацией, т. е., выработанные практикой традиции постепенно становились нормами обычая, закладывая основу будущей системы делопроизводства.
После образования древнерусского государства письменность стала необходимой для ведения переписки с другими странами, а также для заключения межгосударственных договоров. В условиях формирования классового общества возникла необходимость в составлении завещаний, записях о долгах, заключении торговых контрактов, в надписях на вазах об их предназначении и т. п.
Важные документы древнерусские князья сохраняли лучше, чем драгоценности. Известно, что во времена Ярослава Мудрого – князя ростовского (987 – 1010 гг.), князя новгородского (1010 – 1034 гг.), великого князя киевского (1016 – 1018 гг.; 1019 – 1054 гг.), сын князя Владимира Святославовича - собрание наиболее давних грамот и договоров Руси хранилось в Михайловском приделе Софиевского собора (рис. 1). Ученые допускают, что именно здесь были сосредоточены и документы до владимирских времен.
рис.1
Одним из наиболее известных хранилищ является также Киево-Печерский монастырь – один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси. Один из важнейших православных святынь, третий Удел Божией Матери (рис.2) – основанный в 1051 г. выходцем из Черниговщины преподобным Антонием (Антоний Печерский) и Ярославе Мудром.
рис.2
Из-за пожаров, княжьих меж усобиц и монголо-татарского нашествия большая часть памяток древнерусских времен погибла. До нашего времени дошли лишь отдельные памятки, судьба которых оказалась более удачной. Среди этих документов наиболее древние рукописные книги "Остромирово Евангелие" (1056-1057 гг.) и "Сборник Святослава" (1073 и 1076 гг.), произведения оригинальной древнерусской литературы "Поучение к братии" епископа Луки, "Слово о законе и благодати" первого нашего митрополита Иллариона, "Житие Бориса и Глеба" и т. п. Все они на сегодняшний день являются не только памятниками письменности и литературы, но и документами той эпохи.
Наиболее значимый исторический документ – «Повесть временных лет» (рис.3), также дошедшая до нас не в оригинале, а в более поздних списках, одним из которых является Лаврентиевский список, названный по имени составившего его в 1377 г. Монаха Лаврентия, и Ипатьевский список (рис.4) (от Ипатьевского монастыря в Костроме (рис.5), где он был найден), датированный началом XV в. Именно в последнем документе содержатся сведения о первых международных актах – договорах Руси с иностранными государствами. В частности, здесь есть сведений о четырех договорах Руси с могущественным государством того времени - Византией (соглашения 907 и 911 гг., князя Олега, 947 г. - князя Игоря и 971 г. - князя Святослава).
рис.3
рис.4
рис.5
Одним из древних и важных документов – сборник норм права - является "Правда Русская" или, по принятому в науке названию, "Русская правда" (термин "правда" здесь означает закон) (Авторы: князья Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах). Этот документ не сохранился. До нашего времени дошли лишь многочисленные (около 300) копии, из которых наиболее старинные датируются XIII в. (рис.6)
рис.6
Важными документами той эпохи были "княжьи уставы" и "уроки", а также церковные уставы. Княжьи уставы (рис.7) были направлены на дополнение или укрепление внутренних государственных норм и порядков, как, например, "Устав Владимира Мономаха", который стал дополнением и своеобразной частью "Русской правды". Под "уроками" подразумеваются постановления князей преимущественно финансового характера о налогах. Церковные уставы имели цель упорядочить правовое положение церкви, а также церковных судов в государстве и обеспечить церковь материально. Сохранились церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича. Первый известен в копии XII в., а второй – XIV в.
рис.7
Уже в те давние времена документ служил гарантией выполнения обязанностей и ему придавалось большое значение. В договоре с Византией (947 г.): "Отныне ж пусть приходят к князю русскому с грамотой, в которой будут свидетельствовать о своих мирных намерениях... Если же придут без грамоты, то пусть содержатся под стражей, пока не известим о них князя Игоря".
Каким же тогда был язык документов? Ведь Киевская земля уже в XII в. именуется Украиной. Еще Максим Александрович Максимович - русский учёный, историк, ботаник, этнограф, филолог, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, декан историко-филологического факультета и первый ректор Императорского университета Св. Владимира. Его имя носит Научная библиотека Киевского университета, доказал, что язык крестьян Киевщины XIX в. - это и язык киевских князей. Язык документов Киевской Руси - старославянский. Как свидетельствует "Повесть минувших лет", большая часть украинских слов количественно смешивалась с массивом старославянских слов.
До XV столетия в Московском княжестве система управления имела дворцово-вотчинный характер. Органами управления государства были так называемые пути: сокольничий, ловчий, конюший, стольничий. Само государство делилось на уезды, станы и волости во главе с наместниками и волостными, компетенция которых распространялась и на барские вотчины. Делопроизводство вели дьяки, а при наместниках - писари.