Файл: Основные обязанности осужденных.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, одним из признаков преступления является его наказуемость. Это означает, что за преступлением должно следовать наказание как его непременное юридическое последствие. С позиций уголовной политики именно в применении (назначении судом и исполнении) наказания состоит смысл существования уголовного права и уголовного законодательства, потому что цели последних воплощаются в целях наказания и именно в них реализуются.

Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении и ограничении прав и свобод этого лица (часть 1 статья 43 УК РФ).

В соответствии со ст. 22 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право является одним из основных прав человека в любом демократическом государстве современного мирового сообщества, а соблюдение данного права является важной гарантией недопущения произвола, как в отношении отдельной личности, так и в отношении групп людей.

Та же статья 22 Конституции РФ предусматривает возможность временного лишения свободы личности в виде ареста, заключения под стражу и содержания под стражей, причем необходимым условием законности и обоснованности таких мер, должно быть, судебное решение. Данная мера является мерой воздействия на лицо, совершившее преступление со стороны государства.

Лишение свободы, как и любое другое наказание, предусмотренное УК РФ применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (часть 2 статьи 43 УК РФ).

Реализуя эту цель, наказание в виде лишения свободы должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах – соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно потерпел вследствие совершенного преступления. При этом нужно учитывать, что наказание не ставит перед собой цель причинения страдания осужденным.

Исправление осужденного соответствует цели специального предупреждения преступлений. Она достигается, когда осужденный не совершает новых преступлений.

Что же касается предупреждения совершения новых преступлений, то это относится к тем лицам, к которым наказание не применялось. Предполагается, что неотвратимость наказания должна удерживать социально-неустойчивых индивидов от попыток совершения преступлений.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Основы правового положения осужденных.

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно - исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно - исполнительным и иным законодательством Российской Федерации[1].

Права и обязанности осужденных определяются Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В отличие от ранее действовавшего ИТК РСФСР, где приводилось лишь общее определение правового положения осужденных, новый УИК РФ уделил этому важнейшему вопросу целую главу, состоящую из шести статей. Такой подход свидетельствует об изменении политики России относительно исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными в плане приближения данной сферы государственной деятельности к мировым стандартам. В настоящее время правовой статус осужденных, их основные права и обязанности закреплены законом, а не на уровне преимущественно ведомственных нормативных правовых актов. Это обстоятельство имеет исключительно важное значение, в том числе и в аспекте неукоснительного соблюдения законности.

В статье 10 (ч. 1) провозглашается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний[2]. Это означает, что права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой предусмотрено уголовным и уголовно - исполнительным законодательством. Остальные права и свободы осужденных лиц подлежат охране и защите в равной мере со всеми гражданами России.


Государство гарантирует охрану и защиту также и законных интересов осужденных. В последнем случае речь идет о законных интересах, не только осужденных, но и их родственников, близких, членов трудовых коллективов, акционеров и других лиц, с которыми осужденный связан теми или иными законными отношениями. Поэтому, наказывая виновного в конкретном преступлении, государство не вправе ущемлять интересы этих субъектов, никоим образом не связанных с совершенным деянием. Такое правило должно быть соблюдено и в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Законность применения на практике средств исправления осужденных и правовая защита этих лиц обеспечиваются системой гарантий, включающей в себя: право осужденных направлять предложения, заявления, жалобы и порядок их рассмотрения; контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор, общественный контроль за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания; возможность посещения иными лицами этих учреждений и органов.

Личная безопасность осужденных к лишению свободы обеспечивается согласно ст. 13 Кодекса, а при исполнении иных наказаний - территориальными органами внутренних дел по месту обращения осужденного с просьбой об обеспечении безопасности.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно - исполнительным и иным законодательством. Никакие иные ограничения или ущемления их прав и свобод не допускаются. Осужденных нельзя освободить от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (например, осужденные, отбывающие лишение свободы, не могут быть призваны в армию, не избирают и не могут быть избранными, лично не воспитывают своих детей)[3]. Осужденные могут на общих основаниях защищать в судебном порядке свои нарушенные права и интересы как лично, так и через своих представителей. Они, например, в полной мере выступают субъектами авторского и изобретательского права, правомочны даже поддерживать международные связи лично или через своих представителей и т.п. Все ограничения в отношении осужденных полностью отражены в законодательстве.

В части 3 статьи 10 Кодекса содержится правило, согласно которому осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, установленные международными договорами и законодательством Российской Федерации. Ограничения в правовом положении этих лиц предусмотрены уголовным, уголовно - исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.


Правовой статус осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства определяется исходя из их правового статуса на территории России с учетом положений договоров Российской Федерации с государством, к которому принадлежит данный иностранный гражданин (если таковые договоры имеются), в соответствии с признанными нормами международного права в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными, а также нормами уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации[4].

В ранее действовавшем законодательстве правовое положение осужденных определялось с учетом ограничений, предусмотренных законодательством для осужденных, а также вытекающих из приговора суда и режима отбывания конкретного вида наказания. В новом УИК РФ два последних вида ограничений исключены, поскольку ранее была возможность произвольного и весьма расширительного толкования различного рода ограничений, особенно вытекающих из режима отбывания. Более всего таких вольностей допускалось при исполнении наказания в виде лишения свободы, когда ведомственные нормативные акты устанавливали различные правоограничения, объясняя это необходимостью укрепления режима отбывания наказания. Теперь подобное исключается в принципе. Права и обязанности осужденных определяются Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

2. Основные обязанности осужденных.

Осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.

Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.

Осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.


Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

В целях обеспечения нормальных взаимоотношений между осужденными и персоналом в законе установлена специфическая обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным. Следует отметить, что если требование о вежливом отношении к персоналу и иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, осужденными воспринимается в целом положительно и в основном соблюдается, то поддерживать вежливое отношение между собой им удается далеко не всегда. На этой почве больше всего допускается нарушений режима и преступлений. Выполнению данной обязанности помогают жесткий надзор и контроль за осужденными в местах их нахождения, а также проведение широких мероприятий воспитательного характера. Важным здесь является и пример взаимоотношений персонала, а также форма обращения со стороны его отдельных членов к осужденным.

Еще одной специфической обязанностью осужденных выступает обязательность являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и давать объяснения по вопросам соблюдения требований приговора. Такая обязанность в большой мере является специфической для осужденных, в отношении которых исполняются наказания без изоляции от общества, где явка к соответствующему должностному лицу выступает формой и контроля, и проведения воспитательной работы. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. Должностное лицо может предложить осужденному дать объяснения как в устной, так и письменной форме; отказ от дачи объяснений может повлечь применение предусмотренных законодательством мер воздействия.

В качестве специфической меры реализации ответственности выступает перевод в единые помещения камерного типа злостных нарушителей режима содержания из различных исправительных учреждений данного региона или даже из других регионов.

Если осужденные отбывают наказания без изоляции от общества, то наряду с общей ответственностью за те или иные нарушения правопорядка (административные, трудовые) они могут нести еще и специальную ответственность, предусмотренную уголовно - исполнительным законодательством в случае нарушения уже порядка отбывания наказания (связанную с предупреждением, выговором и др.)[5]. Им могут быть установлены дополнительные ограничения: запрет пребывания вне дома в определенное время суток, в определенных местах района, города; увеличение числа явок на регистрацию и др. Установлением разнообразной системы специальной ответственности уголовно - исполнительное законодательство обеспечивает надлежащий порядок отбывания осужденными наказаний.