Файл: Аудирование как одна из форм устного общения. Психолингвистическая характеристика аудирования. Факторы, определяющие успешность восприятия и понимания аудиотекстов..pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
Вопрос 1. Какова цель обучения аудированию?
Ответ: Аудирование как цель обучения связано с умением понять устное высказывание или аудиотекст, его суть и (или) детали, понять его смысл и (или) получить конкретную информацию. Иными словами, данная цель — это развитие коммуникативной компетенции в понимании речи на слух, т.е. способности понимать звучащие тексты с разной степенью и глубиной проникновения в ее содержание
Вопрос 2. Каковы отличительные особенности проведения заданий на аудирование на современном этапе?
Ответ:
Параметры |
Чтение |
Аудирование |
Характер рецепции |
Зрительный |
Слуховой |
Характер речевого общения |
Непосредственно (опосредованно) |
Опосредованно |
Временной параметр |
Не зависит от временного фактора (можно вернуться к прочитанному) |
Одноразовость и скоротечность рецепции |
Характер общения |
Письменный |
Устный |
Темп речи |
Читающий определяет темп своей деятельности |
Слушающий не волен определять темп своей деятельности, индивидуальные особенности речи говорящего могут вызвать трудности |
Ведущий психологический механизм |
Слуховой |
Зрительный |
Вопрос 3. Что такое вероятностное прогнозирование?
Ответ:
Вероятностное прогнозирование при чтении — это построение на основеранее прочитанного вербальных гипотез о появлении еще непрочитанных слов и смысловых гипотез о дальнейшем развитии содержания.
Вопрос 4. От чего зависит эффективность слущания?
Ответ:
При восприятии речи на слух важную роль играет уточнение задач восприятия. В зависимости от целевой установки меняется поисковая деятельность, от нее зависит успех выделения нужных (необходимых) элементов информации. Если такой установки нет, то человек пассивен как слушатель, а самое главное, его внимание неустойчиво или полностью отсутствует. А, как известно из психологии, внимание, т.е. направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеет для личности устойчивую или ситуативную значимость. Аудирование предъявляет к слуховому восприятию высокие требования. Если внимание слабое, неустойчивое, то процесс восприятия на слух информации не может быть активным и целенаправленным. В общении на родном языке слуховое восприятие направлено на содержание высказывания, в то время как в процессе обучения аудированию на иностранном языке оно может быть направлено либо на форму, либо на содержание. Интересные результаты исследования в связи с этим приводит Н.И. Гез: направленность на языковую форму (установка на выполнение операции поиска, различений или группировок отдельных элементов языка) осложняет одновременное понимание содержания. Правда, каждый уровень языка интерферирует в разной степени. Так, анализ грамматических и лексических трудностей меньше отвлекает от содержания, чем наблюдения за фонетикой, что можно объяснить иной направленностью слухового внимания и ограниченностью его объема [Гез, 2013, с. 27—28].