Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
Введение.
Важную роль в структуре и композиции научно-популярной книги выполняет различного рода иллюстративный материал. По характеру отражения реальной действительности его можно разделить на научно-понятийный (графики, схемы) и документальный (фотографии). Средства наглядности выполняют научно-познавательную, воспитательно-образовательную, информационно-ознакомительную функции. Иллюстративный материал — важная составная часть отображения научного содержания.
Характер иллюстраций, их подбор и расположение должны отвечать целевому назначению и читательскому адресу издания, быть понятными и доходчивыми, излишнее наукообразие графиков и схем снижают действенность текста, который они
Анализируя иллюстрации, редактор должен учитывать тот факт, что при переносе рисунков из научных изданий в научно-популярные требуется их дополнительная обработка с целью устранения детализации. Каждый автор должен заранее представлять, какие иллюстрации помогут лучше объяснить массовому читателю то или иное научное положение. Задача редактора — напомнить об этом автору. Нужно также, чтобы данные, приведенные в тексте, были конкретными и возможность их использования отвечала принципам популяризации научных знаний. От автора научно-популярного произведения требуется, чтобы он избегал отвлеченного цифрового материала и приводимые в книге данные конкретизировал с помощью фактов, известных читателю.
Число иллюстраций, их выбор и способ воспроизведения зависят от вида издания, жанра произведения, его содержания. Это могут быть фотографии, копии или фотоснимки документов и др. В монографии о путешествии могут быть зарисовки. Как и во всякой другой книге значение имеют подписи под иллюстрациями и связь иллюстраций с текстом. Более того в книге подписи могут выполнять дополнительную информационную функцию, расширяя основной текст и, по сути, являясь самостоятельным текстовым фрагментом. Но в зависимости от жанра и содержания книги подписи могут не присутствовать.
Пример иллюстративного материала в книге
Основные виды иллюстрационной верстки в книжных изданиях
Вид иллюстрационной верстки определяется характером размещения в издании неполноформатных (не занимающих полную полосу) изображений. Различают четыре основных вида иллюстрационной верстки:
- открытая верстка - изображения по всему изданию размещаются вверху или внизу каждой полосы и соприкасаются с текстом одной стороной при заверстке вразрез или двумя сторонами при заверстке в оборку (а);
- закрытая верстка - изображения по всему изданию размещаются внутри текста полосы и соприкасаются с текстом двумя сторонами при заверстке вразрез или тремя сторонами при заверстке в оборку (б);
- глухая верстка – изображения в многоколонном наборе размещаются внутри текста и соприкасаются с ним всеми четырьмя сторонами (в);
- верстка изображений на полях - иллюстрации малого формата заверстываются вне текста (г).
Промежуточными видами верстки изображений можно считать верстку иллюстраций с выходом в поле - открытую (д) или закрытую (е). Для отдельных изданий верстают изображения с выходом в поле так, чтобы при обрезке издания с трех сторон срезалась некоторая часть рисунка, т. е. рисунок в готовой книге не должен иметь даже самого малого поля. Такой способ верстки называют версткой изображения “под обрез” (д).
Почти во всех иллюстрированных изданиях встречаются рисунки, размещаемые на отдельных полосах; заверстка их, как правило, не зависит от вида верстки неполноформатных рисунков (т. е. одинакова для открытой, закрытой или глухой верстки), однако, если все иллюстрации в издании заверстываются с выходом в поле или “под обрез”, то и полосные рисунки должны быть оформлены так же. Не следует нарушать стилевого единства в издании, смешивая в нем разные виды иллюстрационной верстки.
Правила верстки рисунков по отношению к тексту
В изданиях, где изображения непосредственно связаны с текстом (а таких подавляющее большинство), как правило, иллюстрация должна следовать за ссылкой на нее в тексте, причем на том же развороте, где размещается ссылка. Это правило не всегда легко выполнить, особенно в случаях, когда в издании много рисунков. Тем не менее, всегда следует стараться размещать иллюстрации по отношению к ссылкам следующим образом: если ссылка оказалась на четной полосе сверху, то рисунок надо расположить на этой же полосе; если ссылка на четной полосе внизу, то рисунок располагают на нечетной полосе (тот же разворот).
Когда ссылка на нечетной полосе расположена внизу, допускается размещение рисунка на той же полосе над ссылкой. Но лучше (если это возможно), возвратившись несколько назад, либо выгнать строку со ссылкой на следующую четную полосу, либо вогнать несколько строк с тем, чтобы ссылка оказалась над рисунком. Нельзя заверстывать изображение в конце раздела или главы перед заголовком следующего раздела (главы), также не следует ставить иллюстрации на концевых полосах (как исключение допустимо оставить рисунок на концевой полосе технической книги, если ссылка на него разместилась на той же полосе).
В безвыходных случаях, когда невозможно путем вгонки или выгонки строк правильно расположить изображение по отношению к ссылке на него (например, ссылка внизу нечетной полосы и при выгонке попадает на концевую полосу), допустимо (хотя и крайне нежелательно) несколько оторвать рисунок от ссылки (например, переместить на следующий разворот), добавив к ссылке слова “см. стр. ***”. Такое же положение может создаться, если подряд идут несколько мелких иллюстраций, а текста для их оборки недостаточно. В этих случаях собирают такие рисунки на полосу (часто в рамке) и для отдельных рисунков, оторванных от ссылки, также добавляют к ссылке указание на страницу, где размещены иллюстрации.
Как уже отмечалось ранее, крайние линии изображения и текста должны совпадать. Это относится, в частности, и к полутоновым изображениям, заверстываемым в оборку. Фацеты, оказавшиеся у края полосы, должны быть выпущены в поле.
Оборка - часть полосы набора, имеющая суженный формат, для заверстки сбоку иллюстрации или таблицы.
Рисунки, значительно меньшие по формату, чем строки набора, заверстывают с оборкой текстом с одной стороны. Минимальный формат оборки определяется издательством;
Если на полосе имеется лишь одно изображение в оборку, то его всегда располагают к наружному краю полосы, т. е. на четной полосе - слева, а на нечетной - справа, на оптической середине полосы по высоте - при закрытой верстке, и в нижнем или верхнем крае полосы - при открытой верстке. И в этом случае необходимо соблюдение точной граничной линии полосы - края прямоугольных изображений должны совпадать с видимым краем текста на полосе.
В оборке нельзя размещать рубрики и формулы. В виде исключения в технических изданиях допускается оставлять в оборке рубрику, набранную в подбор с текстом. Размер абзацного отступа в оборке должен быть равен абзацным отступам, принятым в издании. В связи с малым форматом строк оборки при выключке строк допустимо увеличение междусловных пробелов до кегельной. Нельзя начинать оборку с концевой строки и вставлять абзацную строку в последней строке оборки.
Как заверстать на странице два рисунка
На одной странице могут быть расположены два рисунка, заверстываемые вразрез. При открытой верстке один из них заверстывают вверху, а второй - внизу полосы. При закрытой верстке между этими изображениями должно быть не менее трех строк текста, и оба они с текстом между ними заверстываются на оптической середине полосы (три восьмых оставшегося текста - над и пять восьмых - под группой изображений).
Если на одной полосе расположены два рисунка малого формата, их можно разместить рядом, вразрез с текстом. При этом, если они не займут почти полного фор мата строки, то вертикальный пробел между ними должен быть значительно меньшим, чем поля; если же их суммарный формат отличается от формата строк на 1 - 1,5 кв., то лучше разместить их по краям полосы, дав весь пробел между ними. Оба эти рисунка можно разместить и в оборку (когда суммарный формат иллюстраций больше формата строки набора, то именно этот вариант единственный): первое изображение - к наружному краю полосы, а второе - к корешковому полю (на четной полосе первое изображение - влево, второе - вправо, на нечетной первое -вправо, второе - влево). Между такими иллюстрациями должно быть не менее трех полноформатных строк (при закрытой верстке), и всю группу размещают на оптической середине; при открытой верстке первое изображение размещают вверху, второе - внизу полосы.
Если два рисунка, размещаемые вразрез, существенно отличаются по высоте, то их следует выровнять по нижней линии и над меньшим по высоте рисунком сделать оборку, формат которой равен формату этого изображения, а высота - не менее четырех строк текста
.
Влияние размещения материалов на развороте и обороте полосы на иллюстрационную верстку
Согласованное размещение всех изображений на каждом развороте издания имеет очень большое значение для его художественного оформления.
Если на обеих полосах разворота заверстывают рисунки вразрез, то их следует выравнивать по нижней линии, размещая больший по высоте на оптической середине. При резкой разнице в высоте этих иллюстраций их размещают по оптической середине полос. При наличии на каждой полосе разворота изображений в оборку рекомендуется: если рисунки имеют одинаковые размеры, разместить их симметрично относительно корешка; если же рисунки имеют разные как по формату, так и по высоте размеры, то - по одной диагонали, смещая рисунок на четной полосе несколько вверх, а на нечетной - вниз (при закрытой верстке) или, располагая изображение на четной полосе вверху, а на нечетной - внизу (при открытой верстке). Так же рекомендуется поступать при наличии на четной полосе изображений вразрез, а на нечетной - изображений в оборку. Разворот с четырьмя иллюстрациями в оборку (по два на полосе) лучше делать симметричным, помещая нижние рисунки к корешковому полю, но иногда предпочитают все четыре рисунка в этом случае размещать к наружному полю.
При размещении полутоновых рисунков на полосе нельзя также не учитывать оборота полосы, ибо совпадение такого рисунка с имеющейся на обороте таблицей, крупнокегельным заголовком и т. п. значительно ухудшит восприятие рисунка из-за натиска и просвечивания бумаги.
Как заверстать изображения, занимающие целую полосу
Иллюстрации, имеющие значительно меньший, чем полоса набора, формат, но заверстываемые, по указанию издательства, на отдельную полосу (фронтиспис, рисунки на вклейках и т. п.), размещают точно на оптической середине полосы с равномерной выключкой по формату строки набора “в красную”. Как правило, на таких полосах колонцифру не ставят. На полосах, размещаемых на вклейках, обычно набирают норму, но в счет колонцифр они не входят; остальные полосы с рисунками в общий счет входят - на следующих полосах колонцифры ставят с учетом такой полосы. Довольно часто в художественных изданиях оборот полосы, занятой иллюстрацией, оставляют пустым. В этих случаях полоса с рисунком должна быть обязательно нечетной.
Норма – сведения, помещаемые вместе с сигнатурой в левом нижнем углу первой страницы каждой книжной тетради и служащие для облегчения контроля при брошюровочных процессах.
В технических, научных и учебных изданиях полосы, занятые иллюстрациями, верстают обычным путем. По указанию издательства, иногда такие полосы заключают в рамку из тонких линеек; рамка должна быть точно равна формату полосы набора.
Очень важно правильно расположить мелкие рисунки, собранные на одной полосе; обязательно учитывать следующее:
1) необходимо чтобы рисунки располагались в порядке их номеров;
2) необходимо чтобы сохранялась прямоугольность полосы, поэтому при верстке таких полос без рамок нужно стремиться располагать изображения по возможности у края полосы;
3) отбивки между рисунками должны быть равномерными и не слишком большими.
Подписи под рисунки
Подписи под рисунки должны быть набраны на видимый формат изображения, исключая для полутоновых иллюстраций фацеты, а для штриховых рисунков - поля подставки. Для рисунков, заверстываемых в оборку, никаких исключений из этого правила быть не может. Очень длинные подписи, занимающие более 4-5 строк под рисунком, заверстываемые вразрез, но не занимающие полного формата строки набора, разрешается (как исключение) набирать на полный формат. Последняя строка подписи (иногда единственная) выключается “в красную” по отношению к формату иллюстрации. Если подпись имеет экспликацию (объяснение элементов рисунка), набранную сниженным кеглем (нонпарелью), то в конце основного текста подписи ставят двоеточие, а экспликацию отбивают от подписи на 2-4 п. и последнюю строку ее также выключают “в красную” по отношению к видимому формату рисунка.