Файл: Система информации в оценке бизнеса (Требования к классификации информации при оценке стоимости бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Баланс по активу и пассиву достигается регулированием статьи «Нераспределенная прибыль». На четвертом этапе составляют переоцененную отчетность и рассчитывают прибыль (убыток) от изменения покупательной способности денежной единицы в отчетном периоде.

Сам показатель изменения покупательской способности денежной единицы определяют с помощью общего индекса цен путем пересчета денежных активов и обязательств на начало и конец года и последующего их сравнения.

Оценка неденежных активов (обязательств) в денежных единицах одинаковой покупательной силы осуществляется следующим образом. Все активы группируются по годам их приобретения (возникновения). Для каждого года стоимостная оценка группы объектов пересчитывается с использованием индексов цен текущего года и года приобретения объектов, а затем результаты суммируются. Механизм пересчета неденежных статей баланса можно выразить формулой:



где Pу — оценка всех активов в денежных единицах одинаковой покупательной способности, руб.;

Pin — цена приобретения i-го актива, руб.;

itp — общий текущий индекс цен;

iip — общий индекс цен в год приобретения i-го объекта.

4. Нормализация отчетности

В теории и практике оценки предприятия анализ финансово-хозяйственной деятельности является неотъемлемой частью отчета об оценке или экспертного заключения. Для более точного результата оценки финансовые отчеты подвергаются тщательному анализу и нормализуются. В общем случае под нормализацией финансовой отчетности понимается внесение корректировок.

Нормализация отчетности проводится с целью определения доходов и расходов, характерных для нормально действующего бизнеса, то есть выявления такого денежного потока, который обеспечивает нормальное функционирование предприятия с заданным уровнем воспроизводства. Она необходима также для установления далее истинного финансового положения предприятия, для того чтобы оценочные заключения имели объективный характер, основывались на реальных показателях, характеризующих деятельность предприятия.

Отчетность, составленная в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, не отражает реальную рыночную стоимость имущества. Возможность использования разных методов учета операций, списания долгов делает некорректным сравнение показателей прибыли и денежных потоков у оцениваемого объекта и компании-аналога.


Основными финансовыми документами для изучения при проведении процесса нормализации могут быть:

1. Приказ по учетной политике.

2. Расшифровка выручки по видам деятельности.

3. Журналы по учету запасов и материалов.

4. Журналы по учету износа основных средств.

5. Журналы по учету поступления и выбытия основных средств.

6. Журналы по учету долгосрочных инвестиций.

7. Журналы по учету нематериальных активов.

8. Журналы по учету долгосрочных финансовых вложений.

9. Учет внереализационных доходов и расходов.

10. Материалы аудиторских проверок.

11. Баланс предприятия и все его приложения.

12. Отчет о прибылях и убытках с приложением.

Теперь перейдем к рассмотрению направлений нормализующих корректировок бухгалтерской отчетности и дадим им характеристику.

Процесс нормализации бухгалтерской отчетности используется для упрощения работы оценщика при подготовке заключения. Однако возможность корректировать финансовую отчетность и денежные потоки приводит к увеличению субъективности, что напрямую сказывается на итоговом значении стоимости. Кроме того, внесение корректировок по статьям баланса и денежного потока по операциям может быть абсолютно неоправданно, если результаты не могут быть полезными для ретроспективного анализа и прогноза деятельности. При анализе фактически существующих финансовых документов оценщик должен обосновать полезность, необходимость и правильность вносимых корректировок, что ведет к дополнительным трудозатратам.

Нормализующие корректировки финансовой документации проводятся по следующим направлениям:

корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов;

корректировка методов учета операций (например, учета запасов) или метода начисления амортизации;

корректировка данных бухгалтерской отчетности с целью определения Рыночной стоимости активов.

Нормализованная финансовая отчетность может использоваться только в целях оценки.

Нормализацию бухгалтерской отчетности нужно проводить всегда в процессе оценки Рыночной стоимости. Может меняться объем применяемых корректировок в зависимости от целей оценки. В отчете по оценке необходимо подробно объяснить все проведенные расчеты и изменения показателей в документах бухгалтерской отчетности, полученные в ходе нормализации.

Российские и зарубежные экономисты сходятся во мнении, что существует три направления нормализации:

корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов, нефункционирующих активов;


корректировка метода учета операций (например, учет запасов) или метода начисления амортизации;

корректировка данных бухгалтерской отчетности для определения рыночной стоимости активов (корректировка величины собственного оборотного капитала – прибавление суммы избыточного капитала или вычитание суммы недостатка).

Для проведения корректировки разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов, прежде всего, нужно сделать анализ доходов и расходов компании за ретро период и выяснить какие доходы и расходы являются типичными для данного бизнеса. Нетипичные (разовые) доходы и расходы не должны войти в формирование денежного потока оцениваемого предприятия. Именно с этой целью и проводится нормализация финансовой отчетности в процессе оценки бизнеса.

5. Трансформация отчетности

Трансформация бухгалтерской отчетности – это проведение анализа финансовой отчетности, принятой российским предприятием, с внесением корректировок счетов, необходимых для подготовки полного финансового отчета предприятия, который в целом бы соответствовал международным стандартам бухгалтерского учета (МСБУ) или GAAP (общепринятым принципам бухгалтерского учета в США). И хотя для целей оценки бизнеса она не является обязательной процедурой в процессе оценки предприятия, все же ее необходимость обусловливается рядом причин, одна из которых – требование сопоставимости информации, когда заказчик оценки планирует сделку с иностранным партнером.

В мире не существует и двух стран с идентичными системами учета. Однако в странах с похожими социально-экономическими условиями системы учета имеют много общего. В связи с этим можно выделить несколько моделей бухгалтерского учета, британо-американскую, континентальную, южноамериканскую, исламскую, интернациональную. Поэтому для сведения к минимуму национальных различий отчетности и обеспечения на этой основе сравнимости и надежности информации для принятия решений Комитетом по международным бухгалтерским стандартам приняты правила подготовки финансовой отчетности.

Кроме того, Европейская комиссия объявила о том, что все компании, котирующиеся на европейских биржах, должны предоставлять сводную отчетность по стандартам IAS. Это требование вступило в силу в 2005 г.

Процесс трансформации финансовой отчетности проводится на основе существующих данных. Точность трансформации зависит от знаний и умений того, кто проводит трансформацию, что влияет на качество корректировок при подготовке новой версии финансовой отчетности.


Проведение трансформации обязательно проводится в случаях:

• когда предприятие является объектом инвестирования иностранным инвестором;

• в условиях инфляции для реальной оценки имущественного и финансового состояния предприятия;

• для перевода финансовых данных в другую систему отчетности для сопоставимости информации.

Отчетная информация имеет принципиальное сходство: пользователям предоставляются данные об имущественном состоянии компании (баланс) и отчет о финансовых результатах. Однако между двумя системами учета существуют и различия. Например, формальные: по составу отчетности – западная отчетность содержит отчет об изменениях собственного капитала (в соответствии с GAAP), примечания к финансовым отчетам; по принципу построения основных показателей – российский баланс построен по принципу возрастания ликвидности, а баланс по GAAP – по убыванию ликвидности.

Но между этими системами учета существуют и принципиальные различия.

Основные различия между международными и российскими стандартами бухгалтерского учета

Для оценщика при проведении процесса трансформации важно иметь представление о международных и российских стандартах бухгалтерского учета (РСБУ), а также хорошо представлять себе основные различия между МСБУ и РСБУ.

6. Анализ отчетности и производственно-хозяйственной деятельности организации за репрезентативный период

Каждому виду анализа соответствует своя методика аналитического исследования. Это могут быть методики исследования отдельных сторон хозяйственной деятельности либо методики комплексного анализа. Надо отметить, что под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов экономического анализа в раз личных отраслях национальной экономики. Частные методики конкретизируют общую относительно к определенным отраслям экономики, к определенному типу производства или объекту исследования.


Любая методика анализа будет представлять собой наказ или методологические советы по проведению аналитического исследования. Она содержит такие моменты, как:

а) задачи и формулировки целей анализа;

б) объекты анализа;

в) системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

г) советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;

д) описание способов исследования изучаемых объектов;

е) источники данных, на основании которых производится анализ;

ж) указания по организации анализа (какие лица, службы будут проводить отдельные части исследования);

з) технические средства и программные продукты, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации;

и) характеристика документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа;

к) потребители результатов анализа.

Более подробно остановимся на двух элементах методики АХД:

1) последовательности выполнения аналитической работы;

2) способах исследования изучаемых объектов.

При выполнении комплексного АХД выделяются следующие этапы.

На первом этапе уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.

На втором этапе разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.

На третьем этапе собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.).

На четвертом этапе проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли в целом и т.д.

На пятом этапе выполняется факторный анализ: устанавливаются факторы и их влияние на результаты деятельности.

На шестом этапе выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.

На седьмом этапе происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

7. Требования к информации и риски бизнеса

Подобная информационная система должна быть частью общей информационной системы фирмы, построенной на основе локальных сетей, обмена данными с удаленными офисами и рабочими местами, а также баз данных, создаваемых и используемых в процессе ведения бизнеса. Такая подсистема сбора и обработки информации по управлению рисками будет, очевидно, строиться на тех же принципах, что и общая информационная система, т.е. учитывать следующие факторы: