Файл: Использование переплетных материалов в книжной многополосной продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Переплет является одним из главных составляющих книжных многополосных изданий. Без него книга быстро теряет свою форму и приходит в негодность. Именно для того, чтобы книжный блок долго держался во время использования, необходим переплет. Помимо функции защиты содержимого книги, переплет несет в себе информацию об авторе и произведении, а так же информацию об книжной серии. Переплет книги влияет на срок ее службы, удобство чтения, внешний вид и стоимость. Многие издания, например, предназначенные для «одноразового» чтения, выходят в мягкой обложке. Твердый переплет книги позволяет значительно продлить срок службы издания, и придает ей наиболее презентабельный вид.

В настоящее время переплет книги должен осуществляться в соответствии с ГОСТ 22240—76 «Обложки и крышки переплетные». Отклонения допускаются для факсимильных и особых художественных изданий. Предусмотрены девять типов переплетов.

История возникновения переплета

История переплета начинает свой отчет с появлением в Древней Руси рукописных книг - кодексов. Вплоть до конца XVII века крышки переплетов делались исключительно из дерева (рис. 1.1). Переплетные доски обрезались вровень с книжным блоком и прикреплялись к нему с помощью кожаных ремней, к которым подшивались книжные тетради. Снаружи переплетные доски обтягивались кожей, а внутренняя их часть обклеивалась, в основном, пергаментом. Корешок книги делали плоским или круглым, без отстава. Дополнительно каждая книга снабжалась застежками или завязками.

Рис. 1.1. Деревянная переплетная крышка

В зависимости от целевого назначения рукописных книг, различали окладные и обиходные переплеты. Окладным называется переплет, украшенный декоративным металлическим покрытием (окладом), выполненным из золота, серебра, золоченой или серебреной меди.

Окладами снабжались преимущественно литургические книги, которые использовались во время богослужения или религиозных церемоний. Наиболее ранним окладом считается переплет Мстиславова евангелия, выполненный в XII веке в Константинополе. Ныне эта книга хранится в Государственном Историческом музее в Москве.

Обиходным назывался переплет, предназначенный для книг повседневного пользования, поэтому выполнялся он полностью из кожи или грубого холста, с минимальным набором украшений или вообще без них. Одним из характерных элементов обиходного переплета является металлическая фурнитура - наугольники, средники, "жуки" (жуковины) - выпуклые ромбовидные или круглые пластины. Набивались они на верхнюю и нижнюю крышки переплета и выполняли эстетическую и защитную функции. Начиная с XV века крышки русских обиходных переплетов украшаются слепым тиснением по коже.


В XVII веке переплетное дело несколько продвинулось в развитии и видоизменился внешний вид самого переплета. Переплетные доски стали выступать над книжным блоком, а ровный и плоский корешок книги стал "бинтовым", то есть разделенным на части поперечными кожаными валиками (бинтами). Впервые за время переплета на корешок выносится название книги, пока еще в сокращенном виде.

На рубеже XVII-XVIII веков деревянные крышки переплета постепенно заменяются картонными. При этом происходят значительные изменения и в технологическом процессе изготовления книжных переплетов. Так, для повышения прочности переплета была введена кашировка корешка (дополнительная обработка, придающая ему грибообразную форму), а вместо толстых ремней для сшивания стали использовать специальную тесьму, более тонкую и гибкую, каптал начали приклеивать к книжным тетрадям.

В конце XVIII века в России появляются новые типы и виды переплетов:

- полукожаный, при котором корешок и углы обтягивались кожей, а крышки выклеивались пестрой бумагой ручной выделки цельнокартонный переплет, оклеенный одноцветной бумагой с печатным текстом заглавия книги и сюжетной картинкой, отпечатанной литографским способом.

Вместе с тем появляются новые переплетные материалы, изготовленные на тканевой основе механическим способом. Речь идет в первую очередь о коленкоре. Изобретенный в Англии в 1825 году, коленкор получил широкое распространение в русском переплетном деле, практически вытеснив из употребления все другие переплетные материалы. Благодаря использованию коленкора, переплеты книг стали более прочными, дешевыми и красивыми. Через время, в начале XX века в числе переплетных материалов появляется ледерин.

Возникают первые русские фабрики по выпуску массовых издательских переплетов всех типов и видов, оснащенные зарубежным оборудованием и работающие по современной машинной технологии. На всей выпускаемой продукции в целях рекламы на крышках книжных переплетов стали печататься особые клейма с именем или знаком владельца фабрики. Или же название переплетного заведения воспроизводилось тиснением на переплетных крышках. Вскоре аналогичные клейма и тиснения появляются и на индивидуальных владельческих переплетах.

На рубеже XIX-XX веков переплетное дело приобретает современный характер, формируются современные типы и виды книжных переплетов.

1.2 Используемые материалы


В Древней Руси книжный переплет стал известен с появлением рукописных книг - кодексов.

Вплоть до конца XVII века крышки переплетов делались исключительно из дерева, переплетные доски обрезались вровень с книжным блоком и прикреплялись к нему с помощью кожаных ремней, к которым подшивались книжные тетради. С наружной стороны доски обтягивались кожей, которая загибалась вовнутрь. Каждый ремень последовательно пропускался через сделанные в досках переплета пропилы. Форзаца в древнерусской книге не было, внутреннюю часть переплетных крышек обклеивали, как правило, пергаменом. Корешок книги делали плоским или круглым, без отстава. Каждая книга снабжалась застежками или завязками, обрезы раскрашивались или обрабатывались специальными инструментами с целью изменения их фактуры. В зависимости от целевого назначения рукописных книг их переплеты делились на окладные и обиходные.

Окладным называется переплет, украшенный декоративным металлическим покрытием (окладом) (рис. 1.2), выполненным из золота, серебра, золоченой или серебреной меди. Элементами украшения оклада были чеканка, скань - напаянный на переплетную крышку ажурный узор из тонкой гладкой или витой проволоки, чернь, эмаль, драгоценные камни, жемчуг и т. д. В качестве фона под оклад использовались дорогие ткани - бархат, парча, атлас или тонко выделанная кожа. Мотивы и сюжеты оформления окладных переплетов заимствовались из самой книги.

Окладами снабжались преимущественно литургические книги, которые использовались во время богослужения или религиозных церемоний. Наиболее ранним окладом считается переплет Мстиславова евангелия, построенный в XII веке в Константинополе и по мере обветшания обновлявшийся русскими мастерами.

Рис. 1.2. Пример окладного переплета

Для изготовления простых переплетов использовалась телячья кожа (рис. 1.3), гладкая и прочная, имеющая естественный коричневый цвет и почти не поддающаяся окраске. Во второй половине XIX столетия для изготовления дешевых переплетов массовой литературы использовали овечью кожу, малопрочную, но легко поддающуюся окраске в любые цвета, а также конскую и козью кожу. Для изготовления цельнокожанных переплетов во второй половине XIX столетия широко использовались и такие прочные сорта кожи, как свиная кожа, для переплетов часто читавшихся книг (например, в библиотеках) , тюленья кожа, юфть. В начале XX века популярной была кожа «фантази» , изготовленная из прессованной, мраморированной и обработанной различными другими способами телячьей кожи. Такая кожа имитировала дорогие переплетные материалы.


Рис. 1.3. Переплет из телячьей кожи

На протяжении XIX века с увеличением тиражей и с расширением круга читателей издатели стремились к удешевлению книжной продукции. К началу XX века натуральная кожа для переплетов использовалась не так часто: основным видом переплета стал картонажный переплет с литографией. Кроме того, для переплетных работ применялись и новые материалы, например, дешевый и красивый коленкор, изобретенный в Англии в 1825 году, а также появившийся в начале XX столетия ледерин.

Современная технология нанесения переплета

Две сторонки и корешок из переплетного картона приклеиваются внутрь предварительно запечатанной бумаги (рис. 2.1). Толщина переплетного картона от 1,5 до 2 мм., в зависимости от объема и формата книги, и пожелания заказчика. Чем больше объем и формат, тем толщина картона больше. Этапы изготовления твердого переплета делятся на:

- фальцовка (сгибание) отпечатанных листов;

- подбор листов в тетради;

- Сшивание тетрадей производится с помощью специальной ниткошвейной машины;

- Резка бумажного блока под необходимый формат;

- Печать обложи;

- Изготовление обложки твердого переплета из переплетного картона и предварительно отпечатанного бумажного материала;

- Проклеивание корешка книжного блока специальной тканью или марлей.

- Оформление корешков книги с помощью капталов (тесьмы с утолщенным краем);

- Соединение книжного блока и переплетенной книжки с использованием форзаца. Книга в твердом переплете №7Б может иметь форзацы, выполненные из дизайнерской бумаги. Их приклеивают на внутреннюю кромку блока и во внутреннюю часть переплетенной крышки;

- Проверка и штриховка книги.

Каптал может использоваться для внешнего оформления издания.

По желанию заказчиков может быть изготовлена лента ляссе (закладка). Выполняется ляссе из шелковой ленты и крепится к корешку. Наличие такой закладки существенно упрощает поиск нужной страницы.

Корешок может быть круглый или квадратный.

Рис. 2.1. Составляющие книги

Современные книги в твердом переплете №7Б довольно сильно отличаются от первых образцов. Для производства переплетных крышек используются современные дизайнерские материалы, специально разработанные для твердого переплета. Изображения могут наносится к традиционной офсетной печатью, цифровой печатью, шелкографией (трафаретная печать), тиснением фольгой или слепым тиснением.


Современные виды переплетов

От качества переплета зависит удобство использования печатного изделия и срок его службы. К тому же вид книжного переплета является одним из факторов, определяющих конечную стоимость одного экземпляра издания. Самым удобным является твердый переплет, который имеет несколько видов:

  1. Переплет 7БЦ

Изготовление книг с таким видом переплета, как 7БЦ, подразумевает использование в качестве материала для обложки картона, который покрыт слоем полимерной пленки. Она может быть, как глянцевой, так и матовой. Выбор того или иного варианта основывается на замысле дизайнера, но стоит учитывать, что дешевле обходится глянцевая ламинация. При создании данного вида переплета применяют офсетную и цифровую печать (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Переплет 7БЦ

  1. Переплет 7Б

Вид переплета 7Б при изготовлении книжных изданий означает применение бумвинила, кожи, ткани, балакрона, которыми ламинируют картон. От 7БЦ он отличается использованием методов тиснения и конгрева, то есть рисунки наносятся с помощью фольги или выдавливаются штампом (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Переплет 7Б

  1. Интегральный переплет

Еще одним твердым видом переплета является интегральный, или голландский. Его главное отличие от 7БЦ заключено в использовании для изготовления обложки не двух, а одного листа картона, покрытого ламинирующей пленкой. Этот метод делает производство изданий более быстрым и экономичным, так как нет необходимости выполнять такие трудоемкие процедуры, как приклеивание отстава и сторонок (рис.2.4).

Рис. 2.4. Интегральный переплет

По линии сгиба выполняется бигование для более легкого открывания книги. Толщина крышки определяется типом картона и подбирается индивидуально для каждого издания. Другие операции при таком виде переплета книг выполняются по аналогии работы с твердым переплетом.

  1. Французский переплет

Вид переплета, который носит название «французский», характеризуется наличием широкого тканевого или кожаного корешка, а также закругленных углов. В процессе его создания используется только ручной труд, блок сшивается на шнурках, это тонкая и требующая определенного навыка работа. Соответственно, стоит такой вид книжного переплета дороже других. В настоящее время его применяют только для эксклюзивных и подарочных изданий (рис. 2.4).