Файл: Офсетная печать. Ее становление и развитие в полиграфическом производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Для печати больших тиражей обычно используется офсетная печать. Нередко она служит эталоном качества цветной полиграфии. Офсетная технология заключается в процессе переноса изображения на носитель с фотоформы через промежуточный офсетный вал. Запечатываемый материал последовательно проходит через ряд фотоформ, наносящих по одному цвету. Цветные отпечатки, накладываясь друг на друга, в итоге дают полноцветное изображение высокого качества.

Главными достоинствами офсетной печати является высокая скорость при отличном качестве цветных и монохромных отпечатков. Производительность типографского печатного оборудования составляет несколько тысяч готовых страниц формата А4 в минуту. Кроме того, невысокую стоимость экземпляров обеспечивает «всеядность» офсетной печати в плане используемой бумаги.

Однако офсетная печать имеет ряд особенностей, которые делают нерентабельной печать небольших тиражей, что будет описываться далее.

История возникновения офсетной печати

История терминов «офсет» и «офсетная печать» связана с именем немецкого актёра и драматурга Иоганна Алоиза Зенефельдера (1771-1834). Будучи автором многочисленных пьес, Зенефельдер был заинтересован в поиске недорогих и доступных способов их тиражирования. Услуги типографий для молодого драматурга были не по карману, поэтому он постоянно экспериментировал с подручными средствами, пытаясь напечатать пьесы самостоятельно.

Сначала он делал стальные матрицы для отливки букв, вколачивал их в кусочки грушевого дерева и получал деревянные литеры для печати, но такие заготовки быстро разбухали от красителей и становились непригодными для использования.

Затем он пытался вырезать текст на медной пластине. Так как Зенефельдер не имел необходимых средств для приобретения соответствующего оборудования, вырезать буквы ему приходилось вручную, это занимало немало времени и сил. К тому же в его распоряжении была лишь одна медная пластина, которую приходилось постоянно стачивать и полировать. С каждым разом она становилась всё тоньше и тоньше. Крах потерпела и попытка вырезать текст на цинковой тарелке: изобретатель не знал, что такая тарелка изготавливалась из сплава свинца и цинка, поэтому плохо поддавалась травлению азотной кислотой.

Наконец, летом 1796 года Зенефельдеру улыбнулась удача. Как-то раз он собирался отдать в прачечную грязные вещи, но когда прачка пришла за заказом, у него не оказалось пера и бумаги, чтобы составить их перечень. Тогда изобретатель воспользовался оказавшейся под рукой краской, при помощи которой составил список вещей на доске из зольнхофенского известнякового камня. Когда прачка ушла, Зенефельдер протравил надпись на камне азотной кислотой и увидел, что камень после этого растворился, а текст стал выпуклым. Так, по воле случая, изобретатель открыл метод изготовления форм офсетной печати путём химической обработки зольнхофенского известнякового камня.


Совершив своё открытие, Алоиз Зенефельдер приобрёл небольшой медный печатный станок (рис. 1.1) с двумя валиками и вместе со своим соратником, композитором и музыкантом Францем Гляйснером, организовал типографию «Гляйснер и Зенефельдер» и начал печатать ноты.

Рис. 1.1. Печатный станок

Изобретатель решил продолжить свои эксперименты и не останавливаться на достигнутом. Однажды он взял старую книгу, смочил её страницу водой, смешанной с небольшим количеством гуммиарабика, и наложил на её поверхность тонкий слой краски. Краска прилипла к старинной вязи, но фон страницы при этом остался чистым. Алоиз Зенефельдер сделал со страницы бумажный отпечаток, который получился зеркальным, но достаточно качественным. Тогда он попробовал написать на камне буквы жирными чернилами, протравил их азотной кислотой, смочил камень гуммированной водой и сделал ещё один отпечаток. Краска скопилась только на жирных участках камня, написанных чернилами. Смачивая камень увлажнённым валиком, Алоиз Зенефельдер смог получить несколько отпечатков, не используя при этом гравировальную форму. Так Алоиз Зенефельдер изобрёл метод плоской печати, который был назван «химическим печатанием», а с 1803 г. с лёгкой руки французов он стал именоваться литографией.

Алоиз Зенефельдер печатал свои ноты на уникальных печатных прессах, изготовленных по его чертежам местными мастерами. Он планировал усовершенствовать прессы, заменив цилиндрами их каменные плоские пластины, но так и не смог найти подходящего материала для их изготовления. Решение проблемы было найдено в 1886 году жителем Эдинбурга Рудди Джонстоном, который модернизировал литографический станок, оснастив его вместо плоского камня вращающимся цилиндром с гибкой металлической пластиной. В 1903 году американец Айра В. Рубель обтянул вращающийся цилиндр мягкой резиной, повысив тем самым качество и чёткость печати.

1.2. Совместный печатный станок с цилиндрами

Технология офсетной печати

Офсетная печать – довольно старая технология. Причем открыта данная технология была совсем случайно. Впервые попытка использования метода офсета была осуществлена в 1797 году в Германии. При создании массовых копий нот печатниками были обнаружены довольно необычные свойства одного из местных сланцев. Вытравленное на нем изображение достаточно было хорошо смазать краской, при этом после первого оттиска "пресс-форму" достаточно было лишь увлажнять. Именно так в жизнь внедрился метод, который принято называть литографией – предшественницей современной офсетной печати.


Первое время для нанесения изображения использовались плоские формы (рис.1.2). Тогда как позднее было определено, что круглый печатный вал наносит изображение значительно быстрее и лучше. Техническая возможность использовать валы появилась с созданием тонких металлических пластин, сначала из цинка, а затем из алюминия.

1.3. Технология плоской офсетной печати

Также интересен факт появления двусторонней офсетной печати, которая применяется и в наши дни. Подобное изобретение началось с целой серии экспериментов и ошибок. Так, при печати при помощи вала было обнаружено, что при работе с очень плотной бумагой могут возникать проблемы. Для того, чтобы их устранить, на вал была надета тонкая полоска резины для смягчения процесса печати. При этом из-за ошибок печатников печатный вал прокручивался вхолостую, оставляя изображение не на бумаге, а на поверхности резины. Затем при прокрутке вала, покрытого резиной, изображение очень четко отпечатывалось на бумаге. Данное явление изучили, и в дальнейшем печать стала осуществляться именно таким способом.

Еще одно открытие позволило печатникам работать с рулонами, причем наносить изображение на обе стороны бумаги одновременно. Первый прототип рулонной печатной машины был изобретен в 1910 году. А первая компания, которая освоила производство машин класса "Universal", стала признанным лидеров этого сегмента рынка на долгие годы (рис. 1.3).

Рис. 1.4. Рулонная печатная машина

2.1 Современная технология офсетной печати

Офсетная печать осуществляется в несколько этапов, одним из которых является изготовление офсетной печатной формы. Форма для офсетной печати обладает шероховатой поверхностью. Форму покрывают специальной светочувствительной эмульсией, являющейся смесью двух химических компонентов, которые аналогично воде и маслу, не смешиваются.

Формы могут быть изготовлены как засвечиванием прозрачной пленки с нанесенным позитивным изображением над светочувствительной поверхностью пластины, так и с благодаря аппарату, использующему лазерный луч, который экспонирует изображение, отправленное с компьютера, на форму. Результатом любого из методов является получение на пластине негатива исходного изображения. Последним этапом изготовления печатной формы является обработка пластины с целью удаления неэкспонировонной эмульсии.


Печатную форму устанавливают в формный цилиндр. Вращаясь, цилиндр контактирует с увлажняющим роликом, в результате чего определенные участки офсетной формы смачиваются водой; красочный ролик наносит на форму слой краски, которая покрывает только печатающие элементы поверхности, не сиоченные водой.

Офсетная печать является разновидностью плоской печати. Краска в данной технологии переносится сначала на промежуточный носитель - эластичное резинотканевое полотно, а потом на запечатываемый материал. Для достижения на плоской офсетной форме эффекта отталкивания краски, используют два способа: технологию традиционного офсета и технологию сухого офсета. Наибольшее распространение получила технология традиционного офсета (с увлажнением печатной формы).

Технологию традиционного офсета чаще называют просто офсетной печатью. В традиционной офсетной печати печатная форма увлажняется специальным раствором, который с помощью валиков очень тонким слоем наносится на печатную форму. Те участки печатной формы, которые не участвуют в нанесении изображения, воспринимают воду и отталкивают краску (рис. 2.1). Участки формы, несущие информацию об изображении, напротив, воспринимают краску и отталкивают воду. Благодаря пленке увлажняющего раствора, краска не попадает на пробельные элементы печатной формы.

Рис. 2.1. Технология современной офсетной печати

2.2  Материалы для офсетной печати

Особенности печати зависят от вида выбранной бумаги и запечатанного изображения. Офсетные бумаги отличаются отсутствием мелованного слоя и, как следствие, имеют повышенную впитывающую способность как краски, так и увлажняющего раствора. При печати на офсетных бумагах необходимо уделить особое внимание поддержанию постоянного рН увлажняющего раствора и повышенной его подаче.

Отсутствие мелованного слоя вызывает увеличение ростиска растровой точки, что приводит к нежелательному увеличению плотности краски и пропаданию полутонов, а зачастую практически и к полному их исчезновению. В связи с этим необходимо при выводе плёнок уменьшить линеатуру растра до 125 Ipi. Точное значение линеатуры должно определяться конкретным видом бумаги и печатной машины.

Мелованные бумаги подразделяются в основном на глянцевые и матовые. Большинство заказчиков считает, что чем более глянцевым получается оттиск, тем лучше. Глянцевость печатного изображения в большей степени зависит от глянцевости бумаги. Усилить глянец можно дополнительно при помощи лакирования печатного изображения на печатной машине, используя для этого масляные или водные печатные лаки.


Матовые мелованные бумаги не имеют явного глянца, поэтому изображение на них получается не таким ярким, а скорее, матовым, элегантным и с эстетической точки зрения более сдержанным.

Существует мнение, что печать на матовых бумагах вызывает больше сложностей, чем на глянцевых — дольше сохнет краска и большая вероятность отмара. Это мнение возникло в связи с тем, что, желая придать запечатываемой поверхности больший блеск и на матовой, неотражающей поверхности, заказчики требуют от печатников значительного увеличения плотности краски. На самом деле при правильном соблюдении технологических режимов печати именно глянцевые бумаги отличаются от матовых более продолжительным временем высыхания краски.

Важным свойством запечатанной поверхности является достаточная прочность красочного слоя к истиранию. Особенно это важно при выполнении таких печатных работ, которые впоследствии подвергаются дополнительным способам отделки или многочисленным отделочным операциям. Поэтому не рекомендуется злоупотреблять использованием соответствующих вспомогательных печатных средств: аэрозольными средствами и прочими консервантами. Необходимо очень осторожно использовать кислые добавки для увлажняющего раствора. Очень осторожно нужно использовать и сиккативы. Тем не менее, используя даже специальные сорта печатных красок и соблюдая рекомендации по сушке, добиться необходимой прочности к истиранию удается не всегда. В этой ситуации необходимо дополнительное лакирование оттисков. Лакировать можно либо печатное изображение (избирательное лакирование), либо всю поверхность печатного листа.

Наибольшее количество проблем в офсетном производстве возникает при печати на бумагах с невпитывающими поверхностями, где закрепление краски на оттисках осуществляется не впитыванием, а исключительно окислительной полимеризацией за счет кислорода воздуха. Недостаток кислорода приводит к неполному высыханию краски и перетаскиванию оттисков в стопе. Для предотвращения этого явления и в краску, и в увлажняющий раствор необходимо вводить сиккатив. При соединении сиккатива, находящегося в краске, с сиккативом, находящимся в увлажняющем растворе, происходит полимеризация и, как следствие, высыхание. Помимо сиккатива в случае повышенной вязкости краски необходимо добавить печатное масло. В настоящее время при печати на бумагах с невпитывающими поверхностями, как правило, используют так называемые фолиевые краски. Таким образом, сверяясь с большим количеством факторов воздействующих на определенный материал бумаги и состав краски, производится подбор для печати издания.