Файл: Организация делопроизводства по обращениям граждан (Требования нормативно-методических документов.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе лично или через своих представителей обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к их должностным лицам, к руководителям предприятий, учреждений и общественных объединений, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов. Особое внимание уделяется работе с обращениями граждан в государственные учреждения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Обращения граждан выражаются как в письменной, так и в устной форме. В обращениях могут быть поставлены вопросы, касающиеся прав и законных интересов как автора обращения, так и других граждан или интересов всего общества. Обращения граждан следует рассматривать как важное средство осуществления и охраны прав личности. Государственные учреждения Российской Федерации с каждым годом совершенствуют деятельность, касающуюся работы с обращениями граждан.

Цель – изучение организации и технологии делопроизводства по обращениям граждан. В результате выполнения необходимо:

  • Знать нормативные требования к делопроизводству по обращениям граждан;
  • Уметь обосновать предложения по организации делопроизводства по обращениям граждан в конкретном учреждении;
  • Иметь навыки заполнения регистрационного листа РКК, сводки о нарушениях срока исполнения и неисполненных обращениях граждан.

Требования нормативно-методических документов.

  1. Объекты информатизации, вне зависимости от применяемых российских либо зарубежных технических и программных средств, аттестуются на соответствие требованиям муниципальных эталонов либо других нормативных документов по безопасности информации, утвержденных Гостехкомиссией РФ.
  2. Состав нормативной и методической документации для аттестации определенных объектов информатизации определяется органом по аттестации зависимо от вида и критерий функционирования объектов информатизации на основании анализа начальных данных по аттестуемому объекту.
  3. В нормативную документацию включаются только те характеристики, свойства, требования, которые могут быть беспристрастно испытаны.
  4. В нормативной и методической документации на способы испытаний должны быть ссылки на условия, содержание и порядок проведения испытаний, применяемые при испытаниях контрольную аппаратуру и тестовые средства, сводящие к минимуму погрешности результатов испытаний и дозволяющие воспроизвести эти результаты.
  5. Тексты нормативных и методических документов, применяемых при аттестации объектов информатизации, должны быть сформулированы ясно и верно.

Законодательная регламентация работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан.

Каждый гражданин, живущий в РФ, может обратиться в государственные органы власти и управления, организации любой формы собственности, партии и общественные организации письменно или устно для того, чтобы выразить свое мнение о каких-либо сторонах жизнедеятельности государства и общества. Это могут быть критические замечания или предложения по их совершенствованию.

Права и свободы человека и гражданина как непосредственно действующие, предоставляющие гражданам возможность защиты их всеми способами, не запрещенными законом, закреплены в Основном Законе - Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. Гражданин для защиты своих прав и свобод имеет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы власти и управления, организации всех форм собственности, общественные организации и органы самоуправления.

В статье 24 Конституции закреплена норма, в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В статье 33 говорится: «Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Статья 46 гласит: «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

В статье 53 указано, что «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

Важным для работы с обращениями граждан является Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее- Закон.№4866-1). В статье 1 этого закона установлено, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы.


Федеральный закон РФ от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

  • устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;
  • определяет права граждан при рассмотрении их обращений;
  • гарантирует безопасность гражданина в связи с его обращением;
  • признает недействующими Указ Президиума Верхового Совета СССР от 12 апреля 1980 г. № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» и др.

Основными актами по данному вопросу продолжают оставаться: Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г. с изменениями и дополнениями от 4 марта 1980 г. и от 2 февраля 1988 г.; Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; «Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях» от 30 ноября 1981 г. №463/162/298; а также Положения о порядке рассмотрения жалоб, обращений и предложений граждан, принимаемые различными ведомствами.

Основные задачи службы документационного обеспечения управления по организации работы с обращениями граждан, ее особенности.

- обязательная регистрация всех поступивших обращений, за исключением анонимных;

- обязательный контроль за исполнением всех поступивших обращений;

- обязательный ответ гражданину на его обращение;

- обязательный анализ поступивших обращений.

В зависимости от количества поступающих обращений может быть создано специальное подразделение в составе службы ДОУ или выделен сотрудник, отвечающий за эту работу, или работа с этой категорией документов поручается работнику службы ДОУ как часть его должностных обязанностей. Если в организации за делопроизводство отвечает секретарь, он должен вести также и делопроизводство по обращениям граждан, выполняя установленные Типовой инструкцией правила. Главное, о чем нужно помнить и знать, это то, что в любой организации, независимо от того, есть в ней служба ДОУ или нет, должен быть работник, отвечающий за работу с этой категорией документов.


Операции по приему, регистрации, контролю исполнения, принятию решений по обращениям граждан

Прием и первичная обработка письменных обращений граждан ведется так же, как и в общем делопроизводстве.

Регистрация обращений имеет ряд особенностей:

  • регистрируют все без исключения обращения граждан;
  • регистрационный индекс включает начальную букву фамилии автора и порядковый номер поступившего обращения. Например: Ж-111.

Регистрационный индекс может быть дополнен другими обозначениями, если они необходимы для обеспечения систематизации, поиска, анализа и сохранности обращений граждан. Иногда гражданин направляет обращение по одной проблеме в различные учреждения. Все они будут, в соответствии с законодательством, переданы в тот орган или организацию, которая компетентна в решении вопроса, поставленного в обращении. В этом случае все поступившие обращения будут учитываться под регистрационным индексом первого обращения с добавлением порядкового номера, проставляемого через дробь.

В случае направления гражданином повторного обращения ему присваивается очередной регистрационный индекс, в правом верхнем углу первого листа текста обращения и в регистрационной форме ставится отметка "Повторно" и подбирается вся предшествующая переписка.

Контроль за исполнением обращений граждан ведется по каждому полученному обращению. Его осуществляет структурное подразделение или должностное лицо, отвечающее за работу с обращениями граждан. Для того чтобы профессионально вести эту работу, надо знать сроки исполнения полученных обращений. Эти сроки - типовые, т. к. установлены законодательными актами.

Если ответ гражданину может быть дан безотлагательно, т. е. не требует дополнительной проверки, запросов в другие организации, максимальный срок подготовки ответа составляет 15 дней. Когда вопрос, поставленный гражданином, сложный и требует проведения специальных проверок, направления запросов, наведения справок - срок подготовки ответа - 30 дней. Если по каким-либо уважительным причинам подготовка ответа затягивается, закон разрешает, в исключительных случаях, продлить срок исполнения обращения гражданина еще на 30 дней. Таким образом, максимальный срок подготовки и направления ответа заявителю составляет 60 дней.


Для военнослужащих и членов их семей сроки исполнения обращений сокращены в два раза: безотлагательно - 7 дней, в случае проверок, наведения справок - 15 дней, в исключительных случаях - 30 дней.

Хотя все без исключения обращения граждан ставятся на контроль, среди них есть письма граждан в адрес нескольких организаций, которые в свою очередь направляют обращения для профессионального рассмотрения и принятия решения в компетентное учреждение, требуя, чтобы это учреждение сообщило результаты рассмотрения обращения. В этом случае в учреждении на всех экземплярах регистрационно-контрольных карточек и самом обращении проставляется штамп или пишется слово "Контроль" или буква "К". Это означает, что обращение поставлено на особый контроль и помимо ответа гражданину требуется направить письмо в организацию, откуда пришло обращение.

Все остальные технологические операции по контролю за исполнением обращений граждан не отличаются от технологии контроля общего делопроизводства.

Рассмотрение обращений руководством осуществляется так же, как и другой корреспонденции, поступающей в организацию: руководитель знакомится с содержанием, пишет резолюцию. Особенность этого этапа работы с обращениями граждан состоит в том, что резолюция может содержать решение о пересылке полученного обращения в другую организацию или возврате заявителю. Такое решение руководитель принимает, если обращение не относится к компетенции данной организации. Заявителю обращение возвращают не позднее чем в пятидневный срок с разъяснением, куда он должен обратиться.

Обращение может содержать ряд вопросов, которые находятся в компетенции нескольких органов. Тогда руководитель дает в резолюции указание рассмотреть вопросы, относящиеся к компетенции его организации, а копию обращения переадресует соответствующим органам.

Руководитель должен помнить, что нельзя привлекать к рассмотрению должностных лиц, на действия которых жалуется гражданин или если их участие в рассмотрении обращения может повлиять на объективное решение вопросов, поднятых в обращении.

В зависимости от характера обращения руководитель может сразу принять решение и отразить его в резолюции. В этом случае лицо, ответственное за работу с обращениями, составляет и оформляет ответ заявителю. Если требуется мнение специалистов, запросы в другие организации и т. д., руководитель называет в резолюции исполнителей и документ передается на исполнение.