Файл: Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 503

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Понятие оперативно-розыскного мероприятия имеет важное теоретическое и практическое значение, является одним из ключевых, базовых во всей оперативно-розыскной деятельности. Поэтому представляется весьма важным определить понятие и содержание этой правовой категории. Выделение и изучение оперативно-розыскных мероприятий как определенного комплекса действий в системе оперативно-розыскной деятельности обеспечивает возможность глубокого исследования их сущности и научной разработки общих положений проведения этих мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и решение других задач оперативно-розыскной деятельности.

Целью настоящей работы является исследование оперативно-розыскных мероприятий.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи: 1) охарактеризовать понятие и признаки оперативно-розыскных мероприятий; 2) выявить структуру оперативно-розыскных мероприятий; 3) классифицировать оперативно-розыскные мероприятия.

1. Понятие и признаки оперативно-розыскных мероприятий

В процессе развития российского законодательства в юридический язык был введен новый правовой термин – «оперативно-розыскные мероприятия». Первоначально этот термин в качестве правовой категории появился в Законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, откуда «перекочевал» в ст. 226 Таможенного кодекса Российской Федерации. Затем он появляется в Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и целом ряде других законодательных актов, ни в одном из которых законодатель не сформулировал его дефиницию. В этой ситуации вполне естественно возникает потребность в определении содержания нового правового термина для его единообразного применения.

В теории ОРД указанный термин, в отличие от законодательства, используется давно и достаточно широко, но при этом употребляется в различных значениях. В частности, в одних случаях ОРМ связываются с познавательной стороной ОРД, направленной на поиск, обнаружение и фиксацию информации, представляющей интерес для оперативных аппаратов, в других – с деятельной стороной, направленной на реализацию полученной оперативно-розыскной информацией. Отсюда возникает потребность приведения используемого термина к единому значению в употреблении.


Методологической основой при определении понятия ОРМ являются законы и правила логики – науки о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине. Определение понятия в теории ОРД, как и в любой другой науке, является ничем иным как логической операцией, в процессе которой раскрывается его содержание. Современные авторы называют эту операцию конструированием понятий, отмечая, что этот процесс протекает в виде поиска такого множества необходимых условий, которое было бы достаточным для однозначного определения требуемого класса вещей. Поскольку содержание всякого понятия составляют существенные признаки предметов действительности, то определение понятия есть вместе с тем раскрытие сущности соответствующего предмета.

Одно из первых определений ОРМ было сформулировано А.Г. Лекарем (1966 г.), который под оперативно-розыскными мероприятиями понимал «действия работников органов охраны общественного порядка, основанные на использовании имеющихся в их распоряжении негласных средств и методов в сочетании с гласными и направленные на решение частных задач оперативно-розыскной деятельности».

Логический анализ данного определения позволяет сделать вывод, что в качестве родового объекта понятия ОРМ здесь рассматриваются действия работников органов охраны общественного порядка. В числе отличительных признаков оперативно-розыскных мероприятий в данном определении указаны следующие:

— специальный субъект действий в лице сотрудников органов внутренних дел;

— использование гласных и негласных средств и методов;

— направленность на решение частных задач ОРД.

2. Структура оперативно-розыскных мероприятий

Каждое оперативно-розыскное мероприятие, как всякое организованное действие, имеет свою структуру, которая состоит из взаимосвязанных элементов. Во всех оперативно-розыскных мероприятиях можно выделить пять основных элементов: объект, цель, содержательная часть, субъект, организационное и техническое обеспечение.

Объектом ОРМ выступает то, на что направлено конкретное ОРМ, в отношении кого или чего при его проведении осуществляется сбор оперативно-розыскной информации. К числу объектов ОРМ, прежде всего, относятся лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступления, а также граждане, скрывающиеся от органов следствия и суда, уклоняющиеся от уголовного наказания и лица, без вести пропавшие. Кроме того, к основным объектам ОРМ можно отнести места совершения преступлений, сбыта похищенного и концентрации криминального контингента (криминогенные объекты), а также хозяйственные предприятия и коммерческие организации, где совершаются экономические преступления. В качестве объектов ОРМ в отдельных случаях могут выступать события и факты криминального характера, например факт обнаружения в почтовом отправлении наркотических или взрывчатых веществ.


Цели ОРМ можно разделить на общие и конкретные. Общей целью подавляющего большинства ОРМ является получение новой информации о признаках криминального поведения определенных лиц, криминальных фактах и иных объектах ОРМ. Исключение составляет лишь сбор образцов для сравнительного исследования, целью которого выступает получение в распоряжение оперативного аппарата образцов предметов и веществ, требующих своего исследования. Конкретная цель мероприятия определяется той тактической задачей, которую предполагается решить с его помощью. Так, например, для решения задачи проверки причастности конкретного лица к совершенному преступлению может быть поставлена цель установления тождества его внешности с имеющимися в показаниях очевидцев приметами преступника.

Конкретная цель ОРМ в ряде случаев может быть направлена не на получение новых сведений об объекте ОРМ, а на создание условий, необходимых для последующего проведения других мероприятий, либо на реализацию уже имеющихся данных. В качестве примера можно назвать цель задержания известного лица с поличным путем проведения проверочной закупки либо оперативного эксперимента и т.д.

Содержательная часть ОРМ является важнейшим элементом его структуры. Содержание любого ОРМ представляет собой сочетание определенных действий и приемов, направленных на достижение основной цели проводимого мероприятия - получение новой информации. В связи с этим в учебной литературе ОРМ иногда называются способами собирания оперативно-розыскной информации.

Рассматривая ОРД как процесс познания скрытых от правоохранительных органов криминальных событий, следует отметить, что сущность ОРМ состоит в использовании субъектами ОРД определенных приемов и методов, присущих этому процессу.

Общая методология познания предполагает диалектическое единство использования приемов чувственного и рационального познания. В основе ОРМ лежат такие известные приемы чувственного познания, как наблюдение, опрос, сравнение, моделирование и эксперимент. Эти приемы, как правило, сочетаются с использованием методов рационального познания (логического мышления): анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения и конкретизации, абстрагирования и т.д. ОРМ позволяют оперативному работнику получить определенные чувственные впечатления от восприятия выявленных и обнаруженных им разнообразных фактов и событий. Чтобы отобрать из их множества те, которые связаны с противоправными действиями разрабатываемых, приходится проделывать сложную мыслительную работу, основанную на профессиональных знаниях и предшествующем опыте раскрытия преступлений. Таким образом, в основе каждого из числа указанных в законе ОРМ лежат определенные частные методы познания либо их комбинации.


Субъекты ОРМ - это лица, организующие ОРМ, непосредственно их проводящие и привлекаемые к их осуществлению. В зависимости от выполняемой роли и объема полномочий субъекты ОРМ могут быть разделены на две категории: основные и дополнительные.

К основным субъектам следует прежде всего относить должностных лиц оперативных аппаратов органов, осуществляющих ОРД, которые наделены соответствующими властными полномочиями. Согласно ч. 5 ст. 6 ФЗ об ОРД они решают поставленные задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц, специалистов, а также отдельных граждан с их согласия. К числу основных субъектов отдельных ОРМ, ограничивающих перечисленные в ФЗ об ОРД конституционные права граждан, могут быть отнесены и судьи, которые дают разрешение на их проведение, поскольку они непосредственно вовлечены в процесс их организации и наделены соответствующими правами и обязанностями.

К дополнительным субъектам или участникам ОРМ следует относить должностных лиц неоперативных подразделений правоохранительных органов, а также должностных лиц иных государственных и негосударственных органов, чьи полномочия и профессиональные навыки могут быть полезны при проведении отдельных ОРМ. К данной категории участников относятся также специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными знаниями. В отдельную категорию дополнительных участников можно выделить граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, как на гласной, так и на негласной основе.

Организационное и техническое обеспечение обусловливает интеграцию всех его вышеназванных частей в единую систему и создает необходимые предпосылки для эффективного решения возникающей тактической задачи. Этот элемент включает в себя комплекс мер организационного и технического характера: анализ и оценку оперативно-тактической ситуации, принятие решения и планирование, использование специальных технических средств, документальное оформление полученных результатов.

Принятие решения о проведении ОРМ предполагает постановку актуальной тактической задачи, требующей своего разрешения, определение целесообразности и реальности проведения того или иного мероприятия в существующих условиях. В зависимости от видов и условий оперативно-розыскных мероприятий решение на их проведение может приниматься оперативным работником, руководителем оперативного аппарата либо судьей. В двух последних случаях такие решения оформляются письменным постановлением.


Планирование ОРМ включает в себя выбор места, времени, участников мероприятия, необходимых специальных технических средств, порядка и тактики его осуществления.

Использование специальных технических средств при проведении ОРМ существенно повышает их эффективность. Более того, на применении специальной техники полностью основаны такие ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, контроль почтовых отправлений, электронное наблюдение и некоторые другие. Мероприятия, основанные на применении специальных технических средств, называются оперативно-техническими.

Документальное оформление полученных результатов следует также рассматривать в качестве обязательных элементов ОРМ, поскольку без подготовки соответствующих оперативно-служебных документов мероприятие нельзя признать завершенным. Результаты проведения ОРМ, в зависимости от вида проводимого мероприятия, могут оформляться различными документами: рапортами, справками, справками-меморандумами, сводками, актами, объяснениями граждан, участвовавших в ОРМ, сообщениями негласных сотрудников, а также иными документами. Ход и результаты ОРМ могут быть зафиксированы на материальных носителях информации (фонограммы, фотоснимки, видеопленки и др.), которые приобщаются к составляемым документам.

3. Классификация оперативно-розыскных мероприятий

В зависимости от сложности проведения, все ОРМ можно разделить на простые и сложные.

К простым могут быть отнесены мероприятия, проводимые непосредственно оперативным работником без привлечения дополнительных сил и средств (опрос, наведение справок, отождествление личности, сбор образцов для сравнительного исследования и некоторые др.).

В свою очередь, сложное ОРМ предполагает участие нескольких сотрудников оперативных подразделений, привлечение специалистов и граждан, содействующих на негласной основе, а также использование в ходе их проведения оперативных комбинаций либо приемов легендирования и маскировки (наблюдение, оперативный эксперимент, контролируемая поставка и т.д.).

По степени конспирации все ОРМ можно также разделить на две группы. К первой можно отнести ОРМ, проводимые как гласно, так и негласно (опрос, наведение справок, проверочная закупка, отождествление личности и др.). Ко второй - проводимые только негласно от проверяемых, разрабатываемых и иных лиц, в отношении которых они проводятся (контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров, оперативное внедрение и др.).