Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 500
Скачиваний: 11
В зависимости от ограничения прав и свобод граждан:
- ОРМ, не ограничивающие конституционные права граждан (опрос, наблюдение, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отождествление личности, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент).
- ограничивающие конституционные права граждан (негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи).
В зависимости от продолжительности проведения:
- Разовые ОРМ (опрос, наведение справок, отождествление личности, оперативный эксперимент, закупка и так далее);
- Длящиеся ОРМ (контроль почтовых отправлений, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, наблюдение и так далее).
Практика раскрытия и расследования преступлений показывает, что в целях выявления и документирования криминалистически значимой информации наиболее распространенными являются три категории оперативно-розыскных мероприятий:
а) не требующие какого-либо санкционирования: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена;
б) требующие ведомственного санкционирования руководителем органа, осуществляющего ОРД: проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена; оперативный эксперимент; оперативное внедрение;
в) требующие судебного санкционирования (решения): контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Несмотря на свою условность, предлагаемая классификация оперативно-розыскных мероприятий позволяет глубже уяснить условия их проведения, зависящие от целого ряда других важных факторов, и положена в основу при рассмотрении характеристик их отдельных видов.
Заключение
ОРМ - составной структурный элемент ОРД, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. ОРМ - предусмотренное законом и подзаконными нормативными актами разведывательно-поисковое действие, проводимое уполномоченным на то субъектом преимущественно негласными средствами и методами при наличии определенных оснований и в соответствии с установленным порядком, направленное на получение, фиксацию и проверку фактических данных, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.
В ФЗ об ОРД получили закрепление не все специальные методы познания, сложившиеся на практике, а лишь те (не секретные), которые не раскрывают особенности организации и тактики оперативных аппаратов органов, осуществляющих ОРД. Правовой основой осуществления этих мероприятий являются специальные ведомственные нормативные акты. Их сущность также заключается в осуществлении целенаправленных действий по собиранию криминальной информации.
ОРМ носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии материальных следов противоправной деятельности, местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.
В зависимости от юридических условий проведения все ОРМ можно условно разделить на три группы: мероприятия, проводимые по решению непосредственно сотрудника оперативного аппарата (несанкционируемые мероприятия); мероприятия, требующие вынесения постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД (мероприятия ведомственного санкционирования); мероприятия, требующие судебного разрешения (мероприятия судебного санкционирования).
Первая категория ОРМ, проводится оперативными работниками самостоятельно, без санкционирования руководителя оперативного аппарата и судьи, поскольку обычно не влекут ограничения конституционных прав граждан. К таким ОРМ относятся: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, отождествление личности. Вторая категория ОРМ проводится оперативными работниками только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. К таким мероприятиям можно отнести: оперативное внедрение; оперативный эксперимент; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (кроме обследования жилища, которое санкционирует судья). Третья категория ОРМ проводится после соответствующего санкционирования: утверждения постановления руководителем оперативного аппарата и вынесения судебного решения, поскольку они ограничивают конституционные права человека и гражданина. К ним относятся: обследование жилища; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи.