Файл: Обзор моделей корпоративного управления за рубежом и их сравнительная характеристика..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Модели корпоративного управления.

Американская модель корпоративного управления основана на особенностях национальной акционерной собственности, которая предполагает наличие большого числа собственников, не претендующих на участие в совете директоров, а также на высоком уровне ликвидности акций, обращающихся на фондовом рынке. Она ориентирована на привлечение капитала из внешних источников. Формами рыночного контроля выступают слияния, поглощения и выкуп акций.

Европейская модель корпоративного управления взяла за основу опыт корпоративного управления в Германии. В ее основу положен принцип социального взаимодействия: все заинтересованные в финансово-хозяйственной деятельности корпорации могут участвовать в принятии решений: акционеры, банки, общественные организации, топ-менеджеры, персонал. Корпорация сама контролирует свою конкурентоспособность, финансовые результаты.

Японская модель корпоративного управления основывается на принципе социального единства не только всех участников акционерного общества (на уровне отдельной компании), но и взаимосвязанной группы компаний и общества в целом. В качестве структурной единицы выделяется не одна компания, а группа взаимосвязанных компаний, называемая кейрецу. Система корпоративного управления строится вокруг ключевого банка и финансово-промышленной сети. Банк является главным держателем акций корпорации, а также предоставляет кредиты, выпускает облигации, акции, осуществляет расчеты и консалтинговые операции. При этом поддерживается практика перекрестного владения акциями компаний, входящих в данную группу. Важен успех не только одной компании, а всей финансово-промышленной группы, что оказывает положительной влияние на развитие всей национальной экономики.

В целом система корпоративного управления приводит к следующим

положительным результатам:

1.способствует увеличению рыночной стоимости корпорации;

2.повышает инвестиционную привлекательность;

3.снижает стоимость кредитования;

4.способствует привлечению долгосрочных инвестиций.

В условиях глобализации транснациональные корпорации генерируют и аккумулируют огромные потоки инвестиционного капитала, поэтому проблема корпоративного управления выходит уже на государственный и международный уровень.

Проблемы в крупнейших компаниях США, Великобритании и Канады послужили импульсом для разработки кодексов корпоративного управления. Над ними работали представители бирж, корпораций, институциональные инвесторы, ассоциации директоров и корпоративных менеджеров, ассоциации по защите прав инвесторов. Первые кодексы корпоративного управления использовались другими странами для разработки своих национальных кодексов корпоративного управления.


Несмотря на отличия в рекомендациях корпоративных кодексов различных стран все они рекомендуют уделять внимание следующим аспектам:

1. подготовка и проведение общего собрания акционеров;

2. совет директоров: избрание и обеспечение эффективной деятельности;

3. исполнительный орган (правление, генеральный директор);

4. раскрытие информации о деятельности корпорации.

Модели корпоративного управления: зарубежный опыт.

Модели корпоративного управления: зарубежный опыт

Модели корпоративного управления: зарубежный опыт

Модели корпоративного управления: зарубежный опыт

На формирование корпоративного управления оказывает влияние

степень развитости фондового рынка и принципиальное распределение акций, поступающих в открытую продажу [3]. В настоящее время можно выделить 4 модели корпоративного управления:

1. Американская модель получила свое развитие в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. Для нее характерно 20-30% акций иммобильны, то есть надолго оседают в руках ограниченного круга владельцев, формирующих контрольный пакет акций, а 70-80% акций подвижны и продаются на фондовом рынке и меняют своих владельцев;

2. Европейская модель характерна для стран Центральной Европы и Скандинавских стран. Для нее характерно 70-80% акций сосредоточено у постоянных акционеров, а 20-30% акций поступают в свободную продажу и рассматриваются инвесторами как объект временного размещения средств;

3. Японская модель получила свое развитие в послевоенный период в Японии. Сформировалась на базе финансово-промышленных групп. Для нее характерно полная закрытость и банковский контроль, что уменьшило влияние менеджеров на принятие решений;

Главное отличие этих моделей в том, что разная роль отводится фондовому рынку. Первая модель допускает, что из обращающихся на рынке акций можно сформировать новый контрольный пакет акций, то есть в этом случае будет сильная зависимость от конъюнктуры фондового рынка. В последующих моделях значение фондового рынка снижается.

Российский опыт корпоративного управления

Корпоративная культура и управление в России находятся в стадии формирования. Несмотря на накопленный опыт в западных странах российским корпорациям не удалось избежать проблем, возникающих между всеми участниками финансово-экономических отношений. Можно перечислить наиболее часто встречающиеся нарушения в корпоративных отношениях:


•«размывание» уставного капитала: проведение дополнительной эмиссии акций и конвертируемых облигаций, которые размещаются среди аффилированных лиц, а доли миноритарных акционеров выкупаются по заниженной цене;

•закрытость информации: нерегулярное и неполное предоставление акционерам информации о результатах деятельности компании, корпоративных событиях (слияниях, поглощениях, банкротстве);

•жесткий контроль корпораций и их менеджеров над регистраторами; •отказ регистрации прав на акции во время их продажи между акционерами или незаконная перерегистрация акций из простых в привилегированные;

•не соблюдение требований закона «Об акционерных общества»: привести устав в соответствие с действующим законодательством; принятие единогласного решения совета директоров при распоряжении активами компании, составляющими 25-50% общей стоимости и др.;

•отказ в регистрации акционеров для участия в общем собрании;

•перекачивание активов и финансовых средств дочерних компаний в материнскую без существенной компенсации и др.

На формирующееся корпоративное управление оказывает влияние структура собственности компаний. В России развитие акционерной собственности ближе к европейской модели, так как национальный фондовый рынок развит слабее. Большая доля акций принадлежит постоянным акционерам. Корпорации являются крупными промышленными предприятиями, которые оказывают существенное влияние на экономику страны и региона. От их финансово-хозяйственной деятельности зависит экономическая стабильность, валовой региональный продукт, уровень доходов в регионе, платежеспособный спрос, собираемость налогов, уровень безработицы и другие экономические показатели, поэтому государство стремиться иметь часть акций таких компаний. Тем самым формируются государственные корпорации и частно-государственное партнерство.

Российские компании с момента начала рыночных реформ осуществляли в основном развитие за счет собственных средств. Но в условиях быстрой смены технологий и острой конкуренции собственных средств оказывается недостаточно, поэтому появляется необходимость привлечения средств внешних инвесторов. В этом случае использование корпоративного управления позволяет не только выйти на международные фондовые рынки, но и увеличить стоимость акций компании. Только за счет улучшения корпоративного управления российские компании могут рассчитывать на получение премии к стоимости акций в размере 38%.


Для улучшения корпоративного управления в апреле 2002 г. был

подготовлен Кодекс корпоративного управления, разработанный Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг при участии и поддержки отечественных эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и западных бизнес консультантов. Кодекс корпоративного управления является обязательным для корпораций участвующих в листинге.[4] Он получил международное признание. Отличительной чертой российского Кодекса корпоративного управления является детальная проработка рекомендаций, которые должны сделать информацию о корпорации более понятной, доступной и прозрачной [1].

За развитие институтов корпоративного управления в России отвечает Министерство экономического развития РФ, которое формирует государственную политику в области предпринимательской деятельности. Для распространения опыта корпоративного управления в 2001 г. был создан Российский институт директоров (РИД), который стал информационно-исследовательским и экспертно-консалтинговым центром, который присваивает Национальный рейтинг корпоративного управления, проводит аудит корпоративного управления по методике PhICS. В настоящее время в Национальный реестр профессиональный корпоративных директоров входят около 700 профессиональных членов совета директоров российских компаний. Ежегодно РИД готовит аналитический отчет по распространению практики корпоративного управления в российских публичных компаниях, большинство которых являются либо госкорпорациями, либо частно-государственным партнерством [9]. Для продвижения лучших международных стандартов корпоративного управления и практики независимых директоров в России в 2002 г. была организована Ассоциация независимых директоров. Деятельность Ассоциации независимых директоров направлена на формирование и поддержку профессиональных стандартов независимых директоров, на проведение исследований и оказание информационной поддержки советам директоров и их членам, на участие в международных проектах по развитию корпоративного управления и др. [9]

В 2002 г. было принято решение Правительством РФ при поддержки Российского союза промышленников и предпринимателей о создании Национального совета по корпоративному управлению [7]. Деятельность Национального совета направленная на совершенствование корпоративного законодательства, проведение исследований по корпоративному управлению, систематизации, анализу и распространению информации о практике корпоративного управления в российских компаниях и в других странах. На основе проведенных исследований ежегодно издается Национальный доклад по корпоративному управлению.


В 2014 г. Центральный банк России одобрил Кодекс корпоративного управления. В Кодексе корпоративного управления содержится определение корпоративного управления [6]. Так же даны рекомендации по основным элементам корпоративного управления: деятельность общего собрания, совета директоров, корпоративного секретаря общества, система вознаграждения членов общества, система управления рисками и внутренний контроль, раскрытие информации об обществе, рекомендации к принципам корпоративного управления и др. Впервые введено понятие корпоративного секретаря общества, в обязанности которого входит обеспечение соблюдения органами и должностными лицами общества процедур, установленных законодательством, уставом и другими законодательными актами. Кроме этого введено понятие независимого директора и определены критерии его независимости [2].

Большинство компаний восприняли рекомендации Кодекса корпоративного управления как необязательные к выполнению. В первую очередь внедрять положения Кодекса корпоративного управления стали госкорпорации и компании с государственным участием. Но, несмотря на рекомендательный характер положений Кодекса, были приняты законодательные акты, обязывающие акционерные общества раскрывать информацию о соблюдении требований Кодекса.

Российским институтом директоров было проведено исследование внедрения практики корпоративного управления в России за период с 2004 г. по 2014 г., в выборки использовалась информация 150 крупнейших компаний страны из разных отраслей по следующим показателям [5,8]:

1.обеспечение прав акционеров;

2.раскрытие информации;

3.деятельность органов управления и контроля;

4.корпоративная социальная ответственность.

За исследуемый период у всех показателей была положительная динамика. Обеспечение прав акционеров увеличилось с 51% до 56%. Раскрытие информации о деятельности корпорации увеличилось с 48% до 69%. Показатель «деятельность органов управления и контроля» вырос с 34% до 60%. Корпоративная социальная ответственность увеличилась с 32% до 49%. Проведенное исследование в целом характеризует позитивное внедрение принципов корпоративного управления в российскую практику.

Заключение

Развитие корпоративного управления тесно связано с формированием крупных промышленным предприятий в рыночной экономике. На практике сформировались четыре модели корпоративного управления: американская, европейская, японская и семейная. Независимо от модели корпоративного управления инвесторы во всех странах мира хотят иметь достоверную информацию о деятельности корпорации, что повышает стоимость акций на фондовом рынке. В российской практике формирование корпораций началось в конце ХХ века. Этому способствовало появление разных форм собственности. Формирование культуры корпоративного управления начинается с внедрения принципов международных кодексов корпоративного управления, адаптированных к российской практике. В настоящее время практика корпоративного управления поддерживается Министерством экономического развития РФ, Российским институтом директоров, Ассоциацией независимых директоров, Центральным банком и др. организациями. Распространение принципов корпоративного управления оказывает существенное влияние на формирование рыночной цены корпорации, инвестиционную привлекательность российского бизнеса.