Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Права потребителя: понятие и содержание.
1.1. Законодательные основы защиты прав потребителей в Российской Федерации.
1.2. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.
1.3. Право потребителя на безопасность товара.
1.4. Право потребителя на надлежащее качество товара.
1.5. Право потребителя на возмещение ущерба.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной жизни всё более и более актуальным становится вопрос о том, как обезопасить себя от произвола, творящегося на потребительском рынке. Продукты питания, лекарства, косметика, бытовая химия, техника - всё это может оказаться опасным для здоровья и жизни граждан, а, значит, вполне естественно их желание обезопасить себя и своих близких.
Но как защитить себя тем, кто по незнанию или стечению обстоятельств уже стал жертвой одного из подобных обманов? Чтобы победить в противостоянии: "продавец - потребитель", чтобы защитить свои права, потребитель должен опираться на букву закона. Только закон, а не морально-бытовые представления о рынке помогут определить, "кто прав - кто виноват" и "кого казнить, а кого миловать".
Цель данной работы - сформулировать основные права потребителей, способы и порядок их защиты, позволяющий потребителям избежать произвола со стороны продавцов товаров, а производителям и продавцам предотвратить лишние затраты на возмещение убытков от предложенной и проданной продукции, не удовлетворяющей принятой требованиям по качеству, и дополнительно - убытков от экономических и административных санкций.
1. Права потребителя: понятие и содержание.
1.1. Законодательные основы защиты прав потребителей в Российской Федерации.
В Российской Федерации потребительское движение основывается на действующем законодательстве о защите прав потребителей. Это законодательство включает не только нормы, направленные собственно на защиту прав потребителей, но и нормы, определяющие права потребителей и механизм их реализации.
На реализацию таких норм ориентированы как специальные акты, например Закон «О защите прав потребителей», так и иные нормативные документы, имеющие различную правоотраслевую принадлежность. Так, Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. и являющаяся основным законом государства, содержит ряд статей (17, 41, 42, 43, 45, 46), направленных на обеспечение гражданам их прав, в том числе прав на охрану здоровья, благоприятную среду, безопасность, образование, судебную защиту и др. За нарушение прав потребителей установлена административная и уголовная ответственность, что нашло отражение в таких документах, как КоАП РФ и УК РФ. Во исполнение законов издаются другие нормативные акты в виде постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и распоряжений государственных органов, которые после их регистрации в установленном порядке и опубликования являются обязательными для исполнения на всей территории государства.
Таким образом, законодательство о защите прав потребителей представляет собой комплексное законодательство, состоящее из нормативных актов и отдельных правовых норм различных отраслей права: государственного, административного, гражданского, уголовного и др.
Потребителем, согласно Закону «О защите прав потребителей», является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Из этого определения следует, что:
1. Потребителем может быть только гражданин, т.е. физическое лицо.
2. Потребителем признается только гражданин, приобретающий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд и не преследующий при этом цель осуществления предпринимательской деятельности.
3. Потребителем признается также гражданин, который только имеет намерение приобрести товар, заказать работу или услуги, но еще не стал непосредственно покупателем или заказчиком, т.е. не оформил договор. Это означает, что любой гражданин, который только вошел в магазин, в любое другое предприятие сферы обслуживания и т.п., признается по закону потребителем. Он имеет право на полную и достоверную информацию о предмете своего интереса. В силу разных обстоятельств такой гражданин может ничего не купить и не заказать услугу, но он все равно остается потребителем.
1.2. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.
Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
Право на просвещение – одно из главных прав потребителя. Как показывает практика, потребители, как правило, демонстрируют слабое знание своих прав. Поэтому ст. 3 Закона «О защите прав потребителей» содержит норму, обеспечивающую реализацию права путем включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и программы. Согласно ст. 7 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», вступившего в силу со дня его официального опубликования 23 января 1996 года) государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ (за исключением случаев, предусмотренных законом). Данное право реализуется, как правило, путем преподавания соответствующего курса в различных учебных заведениях. Право потребителя на просвещение относится к публично-правовому, принадлежащему любому гражданину, независимо от наличия у него статуса потребителя, поскольку основано на прямом действии закона. Данным правом обладает по существу неопределенный круг потребителей. Общественные объединения потребителей, их союзы также вносят свой вклад в просвещение потребителей.
Кроме информации об изготовителе потребитель имеет право на получение необходимой и достоверной информации о товаре. Это право закреплено ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» и ст. 495 Гражданского кодекса[1] .
В случае нарушения прав потребителей на информацию изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
1.3. Право потребителя на безопасность товара.
Потребитель имеет право при использовании товара быть безусловно уверенным в том, что они безопасны для жизни и здоровья, окружающей среды, а также не могут причинить вред имуществу потребителя.
В порядок установления требований к товарам, обеспечивающих их безопасность, Федеральным законом от 17 декабря 1999 года № 212-ФЗ в п. 1 внесены изменения: эти требования могут быть установлены либо законом непосредственно, либо в порядке, установленном законом.
Безопасность товара обеспечивается изготовителем (исполнителем) в течение срока службы или срока годности, устанавливаемых им самим в соответствии со ст. 5 Закона «О защите прав потребителей». Если срок службы или годности не установлен, изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.
Изготовитель (исполнитель) обязан разработать специальные правила использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации и изложить эти правила в сопроводительной документации на товар на этикетке маркировкой. Обязанность доведения этих правил до потребителя Законом возлагается на продавца (исполнителя).
Еще один способ подтверждения безопасности товара (работы, услуги) – сертификация.
Перечни товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1013.
Помимо обязательной сертификации может проводиться добровольная сертификация. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
При установлении факта реализации товаров, представляющих опасность для жизни, здоровья, имущества потребителя, такие товары подлежат изъятию у продавца (исполнителя). На время проверки подобный товар должен быть снят с реализации и отозван от потребителей, его производство приостанавливается. Храниться подобный товар должен отдельно от других товаров в изолированном помещении на складе, в холодильной камере с соблюдений условий, исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Постановление Правительства РФ от 29.09.1997 г. № 1263 утвердило «Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении». Согласно данному Постановлению экспертизу некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов осуществляют органы государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в пределах своей компетенции. Они же принимают решение о дальнейшей возможности использования или уничтожения данных пищевых продуктов и продовольственного сырья[2] .
1.4. Право потребителя на надлежащее качество товара.
Право потребителя на качество товара обязывает продавца обеспечить соответствующее договору качество всего того, что он реализует потребителю.
Понятие качества товаров включает в себя не только полезные свойства товара, но и срок, в течение которого эти полезные свойства сохраняются. Период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, является сроком службы. Изготовитель устанавливает его, исходя из собственных соображений, и может избрать для этого как временные рамки (например, 5 лет), так и иные единицы измерения (к примеру, пробег автомобиля в километрах). Но в любом случае установление срока службы — обязанность изготовителя. Каков бы ни был срок, но он должен быть установлен, и не только по продукции в целом, но и по комплектующим изделиям, узлам, агрегатам, которые в процессе эксплуатации могут, утратив полезные свойства, через определенное время начать представлять опасность для жизни, здоровья, имущества, среды обитания потребителя. Изготовитель обязан в течение всего срока службы обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара, поставку в торговые и ремонтные организации в необходимом ассортименте и объеме запасных частей в течение всего срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока — в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.
На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель устанавливает не срок службы, а срок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.
Реализация товаров с неустановленными, а также истекшими сроками годности или службы запрещается.
Если установление срока службы или срока годности товара является обязанностью производителя, то определение гарантийного срока — его право. В течение этого срока изготовитель (исполнитель) должен безвозмездно удовлетворить требования потребителя об устранении обнаруженных им недостатков в качестве товара. Права потребителя и обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) в таких случаях регламентируются договором (гарантийным талоном). При этом продавец вправе установить на товар сверх гарантии изготовителя или установленный законом дополнительный гарантийный срок. Обратиться с требованием о замене товара потребитель может в течение четырнадцати дней с момента заключения договора купли-продажи (не считая дня покупки). При обращении потребитель должен указать причины, по которым он желает заменить товар, а также указать, какими качествами должен обладать товар, требуемый взамен. Продавец должен обменять товар, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек, выданный потребителю вместе с товаром. Отсутствие документов, повреждение упаковки или изменение товарного вида могут быть основанием для отказа в удовлетворении требования о замене.
Если на день обращения потребителя товара, необходимого для замены, в магазине нет, то потребитель имеет право расторгнуть договор и получить назад уплаченную за него сумму либо ждать поступления в магазин аналогичного товара, о чем продавец обязан известить потребителя.
1.5. Право потребителя на возмещение ущерба.
Право потребителя на возмещение причиненного ему вреда, возникшего вследствие нарушения других его прав (права на информацию, права на безопасность, права на надлежащее качество), закреплено в ряде статей Закона РФ «О защите прав потребителей».
Так, ст. 12 предусматривает ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) перед потребителем за ненадлежащую информацию как о самом предприятии, так и о товаре (работе, услуге). Если предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной, информации о товаре (работе, услуге), а также об изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель имеет право расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. Однако при этом потребитель обязан возвратить товар (выполненную работу) изготовителю (исполнителю, продавцу).