Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Права потребителя: понятие и содержание.
1.1. Законодательные основы защиты прав потребителей в Российской Федерации.
1.2. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.
1.3. Право потребителя на безопасность товара.
1.4. Право потребителя на надлежащее качество товара.
1.5. Право потребителя на возмещение ущерба.
Если потребителю по его требованию не предоставлена надлежащая информация о товаре, которая необходима для его использования по назначению (техническая документация, правила пользования и т.п.), то потребитель имеет право не только расторгнуть договор, но и потребовать полного возмещения убытков. Это прежде всего относится к сложной бытовой технике, правильная эксплуатация и использование которой по назначению невозможны без технического паспорта и руководства по эксплуатации. В ряде случаев использование таких приборов потребителем может не только привести к их преждевременному выходу из строя, но и нанести вред жизни, здоровью и имуществу гражданина (возгорание телевизора, замыкание электропроводки, поражение электрическим током и др.). В таких случаях потребитель имеет право требовать от виновного лица (продавца, исполнителя, изготовителя) полного возмещения всего ущерба и убытков, включая замену товара, возмещение затрат на устранение возникшего ущерба, восстановление здоровья и др.
При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), органу, который рассматривает заявление гражданина, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги). Такие познания должны быть у продавца (изготовителя, исполнителя), и он обязан предоставить потребителю полную и достоверную информацию о характеристиках товара (работы, услуги) и его особых свойствах.
Ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает имущественную ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).
Например, вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Это относится к технически сложным приборам, медикаментам, строительным и ремонтным работам и т.п., использование которых может нанести какой-либо урон потребителю.
Закон устанавливает, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если он причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Это еще раз подчеркивает важность установления этого показателя изготовителем (исполнителем) и доведение этой информации до потребителя.
Потребитель вправе предъявить требования о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товара, по своему выбору продавцу, который продал данный товар, или изготовителю товара.
Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению только исполнителем.
Изготовитель (исполнитель, продавец) может быть освобожден от ответственности, если он докажет, что вред причинен потребителю вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги) при условии предоставления потребителю с его стороны соответствующей достоверной информации. Во всех остальных случаях ответственность безусловно возлагается на изготовителя (исполнителя, продавца).
Кроме возмещения материального ущерба и убытков потребитель имеет право на компенсацию морального вреда. Это правило закреплено ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 151 Гражданского кодекса РФ. Под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные потерпевшему вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя и неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.
К моральному вреду относятся устойчивые (а не временные) физические страдания или нравственные переживания, вызванные повреждением здоровья, невосполнимыми имущественными потерями и т.п., проявившиеся вследствие использования некачественных товаров (работ, услуг). Сюда же можно включить и те моральные неудобства, которые испытывает гражданин в результате отказа продавца (исполнителя, изготовителя) удовлетворить его законные и обоснованные требования, значительные и невосполнимые потери на ожидание выполнения работы (услуги), неэтичного поведения других лиц по отношению к нему и т.п.
Законом предусмотрено, что размер возмещения морального вреда определяется судом, а заявляется самим потребителем исходя из конкретной ситуации. При рассмотрении искового заявления суд может принять во внимание различные обстоятельства в пользу потребителя, в том числе любое умаление личности, его чести и достоинства, ограничения в удовлетворении его жизненных потребностей, упущенную выгоду от ущемления законных прав и интересов, наступившие негативные последствия для окружающих лиц и членов семьи и др.
Размер возмещения морального вреда не зависит от размера имущественного и подлежит компенсации независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных убытков.
Однако следует иметь в виду, что моральный вред возмещается изготовителем (исполнителем, продавцом) только при наличии его вины. Принцип безвиновной ответственности в этом случае не действует.
2. Последствия продажи товара ненадлежащего качества.
Закон не дает прямого определения понятия «ненадлежащее качество», приводя лишь формулировки таких понятий, как «недостаток» и «существенный недостаток». Вероятно, законодатель подразумевает, что товар «ненадлежащего качества» – это товар, имеющий «недостаток» или «существенный недостаток».
Выше отмечалось, что недостаток – это «несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых потребитель поставил в известность продавца при заключении договора, либо образцу или описанию, при продаже товаров по образцам». Исходя из этого, качество товара следует считать ненадлежащим, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков. Недостаток считается существенным, если он неустраним либо не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, а также если он выявляется неоднократно либо проявляется вновь после устранения, или другие подобные недостатки. Значит, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков, то качество товара следует считать ненадлежащим, а товар – имеющим существенный недостаток[3] .
Потребитель может воспользоваться правами, предусмотренными ст. 18 Закона, только в том случае, если ненадлежащее качество товара не было оговорено продавцом при покупке, и если даже отдельные недостатки были оговорены, это не лишает покупателя права предъявить претензии по поводу других обнаруженных недостатков, не оговоренных при покупке.
Допустим, потребителю был продан холодильник, на корпусе которого есть царапина, о чем потребитель был извещен при покупке. В период гарантийного срока обнаружен дефект реле холода. Т.к. возникший дефект не связан с недостатком, о котором стороны договорились при заключении договора, потребитель имеет право обратиться к продавцу (изготовителю) с претензией.
Таким образом, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
– безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
– соразмерного уменьшения покупной цены;
– замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
– замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
– расторжения договора купли-продажи.
Потребитель сам выбирает, каким именно из вышеперечисленных прав он воспользуется в возникшей ситуации.
Однако есть исключения из этого правила.
В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров потребитель вправе предъявить не все перечисленные требования, а лишь требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов на их устранение третьими лицами, а также о соразмерном уменьшении покупной цены и расторжении договора. Остальные требования потребитель вправе предъявить только при обнаружении в товаре существенных недостатков. Перечень таких товаров был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 575 от 13 мая 1997 г. В него вошли:
– Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;
– Мотоциклы, мотороллеры;
– Снегоходы;
– Катера, яхты, лодочные моторы;
– Холодильники и морозильники;
– Стиральные машины автоматические;
– Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами;
– Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.
Увы, понятие «дорогостоящий товар» в законодательстве не раскрывается. Разный уровень обеспеченности в обществе предполагает, что вопрос о том, является ли товар дорогостоящим, должен решаться применительно не к товару, а к потребителю. Жизненный уровень граждан значительно различается: сумма, которую один потребитель расходует ежедневно, для другой семьи представляет собой месячный доход. Именно поэтому в споре сторон о том, является ли товар дорогостоящим, решение должен принимать суд.
Если у потребителя нет чека (либо иного документа), продавец вправе требовать иных доказательств приобретения товара в этом магазине (гарантийный талон, сопроводительная документация на товар со штампом магазина о продаже, либо иные документы). Отсутствие гарантийного талона зачастую лишает потребителя права предъявить какие-либо претензии. Если никаких документов покупатель представить не может либо представленные документы не вызывают доверия, а у продавца имеются обоснованные сомнения в том, что товар приобретен в данном магазине, то можно вынести спор на разрешение суда. В этом случае основанием к отказу в добровольном удовлетворении требований потребителя является не отсутствие чека, а наличие обоснованных сомнений в том, что товар приобретен именно в этом магазине и именно в те даты, на которых настаивает покупатель. В суде покупатель должен доказать, что он приобрел товар в указанный день в магазине ответчика, а продавец обязан представить доказательства, которые могли бы опровергнуть доводы истца. Рассчитывать только на свидетельские показания нельзя, т.к. суд с учетом конкретных обстоятельств вправе признать, что свидетели могут быть заинтересованы в исходе дела, и при вынесении решения должен это учесть и критически подойти к оценке их показаний. Не следует забывать также, что свидетели несут ответственность за правдивость своих показаний, и если в судебном заседании их показания будут опровергнуты, суд вправе направить материалы в прокуратуру для привлечения к уголовной ответственности за лжесвидетельство. Таким образом, в суде нельзя рассчитывать только на свидетельские показания.
Закон определяет механизм реализации требований потребителей, которые связаны с обнаружением недостатков в товаре.
При обнаружении недостатка потребитель должен поставить продавца (изготовителя, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в известность об этом (извещение лучше произвести письменно, чтобы избежать последующих споров о дате обнаружения недостатка). Если продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) не сомневается в обоснованности требования потребителя, то он обязан принять у него товар и удовлетворить его требование. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, уже на этом этапе нужно правильно оформить отношения между потребителем и продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером). При передаче товара следует составить акт, в котором необходимо указать, кто и когда принял товар для проверки качества, описать сам передаваемый товар, указать его отличительные признаки (номера, если есть), указать, в чем выражается обнаруженный дефект и оговорить наличие или отсутствие пломб и внешних повреждений. Следует учитывать, что не всегда причина возникновения недостатка очевидна, поэтому закон предоставляет продавцу право провести проверку качества товара. Закон не содержит требования, чтобы проверка качества производилась независимыми специалистами, следовательно, продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) вправе провести такую проверку силами своих сотрудников либо представителей сервисной организации, осуществляющей ремонт на основании договора с продавцом. Потребитель имеет право присутствовать при этой проверке. В случае, если потребитель по каким-то причинам не может присутствовать лично, он может поручить кому-либо из родственников (знакомых) присутствовать при проведении проверки качества товара. Потребитель также вправе пригласить независимого специалиста для компетентного наблюдения за ходом проверки. Полномочия представителей (специалиста) должна удостоверять доверенность, и тогда продавец (изготовитель) будет не вправе не допустить их к участию в проверке. Факт проведения проверки качества товара необходимо отразить в акте проверки, который подписывают все присутствующие при проверке лица. При этом потребитель (его представитель) имеют право указать в акте на допущенные нарушения и (или) выразить свое несогласие с выводами проверки.