Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТНЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Понятие и сущность творческого мышления
1.2. Критерии и методы изучения творческого мышления
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ
2.1. Этапы творческого мышления
2.2. Методы активизации мышления
ВВЕДЕНИЕ
Начало жизненного этапа человека начинается с попытки проявить способности к творческому мышлению. Человек пытается выразить себя как личность через творчество, показать свою значимость и индивидуальность. Даже несмотря на то что это не жизненно необходимая способность и не нужна для выживания.
Изучение своих творческих способностей помогает в познании себя и окружающего мира, развитию в человеке самостоятельной личности, приносящей пользу обществу и продвижению прогресса. Характер личности, память и восприятие окружающего мира влияют на способность к творчеству. Не последнюю роль в этом процессе играет способность к нестандартному мышлению, и умение использовать идеи по назначению.
Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня - ощущения, восприятия и представления. Чувственные образы, создаваемые с помощью этих процессов, обладая качеством надежной достоверности, т. е. высокой степени соответствия объектам и ситуациям реального мира, дают возможность вовремя реагировать на происходящие изменения и эффективно строить свое поведение в ответ на эти наличные, непосредственно воспринимаемые события.
Актуальность данной темы заключается в том, что мы живем в век научно – технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстротой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Творческое мышление требует и современное производство, где буквально на глазах появляются новые профессии и на убыль идут те, где нужен тяжелый, однообразный, исполнительский труд. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Объектом исследования в данной работе является понятие и сущность творческого мышления.
Предметом исследования выступают методы изучения творческого мышления и его развитие.
Целью данной работы является рассмотрение и изучение творческого мышления.
Для наиболее детального и полного исследования данной темы, необходимо, прежде всего, рассмотреть следующие задачи:
– дать общую характеристику понятия творческого мышления;
– рассмотреть критерии и методы изучения творческого мышления;
– раскрыть стадии творческого мышления;
– рассмотреть методы активизации творческого мышления.
При написании работы использованы следующие методы исследования: аналитический, метод сравнения и обобщения.
Структура работы построена с учетом основных целей и задач исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТНЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Понятие и сущность творческого мышления
Творческое мышление – мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.
Новая идея — новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Нередко новая идея возникает на основе нового «сцепления» ранее известной информации. Так, Л. Эйнштейн, как известно, не проводил экспериментов, он лишь с новой стороны осмысливал уже имевшуюся информацию, по-новому систематизировал и анализировал ее.
Новые идеи возникают на базе определенных предпосылок в общем развитии той или иной отрасли знаний. Но при этом всегда необходим особый, нестандартный склад ума исследователя, его интеллектуальная смелость, способность отойти от господствующих идей. Старые, классические идеи всегда окружены ореолом всеобщего признания и в силу этого препятствуют возникновению новых взглядов. Так, геоцентрическая концепция долго препятствовала утверждению научного взгляда о движении Земли вокруг Солнца; условно-рефлекторная «дуга» И. П. Павлова долгое время затрудняла принятие идеи «кольца», выдвинутой П. К. Анохиным.
Творческий поиск неизбежно связан с широтой и гибкостью мышления, со способностью субъекта к смелому высвобождению из прокрустова ложа господствующих идей.
Творческие, креативные (от лат. crcatio — создание) способности проявляются не только в мышлении, но и во всех видах деятельности.
Одним из основных компонентов творческого мышления является образное мышление, воображение. Не случайно в науке так широко применяется метод мысленного эксперимента. Пирамиды, соборы и ракеты существуют не благодаря геометрии, строительной механике и термодинамике, а потому, что они вначале были зримой картиной в умах тех, кто их строил.
В процессе творческого мышления развернутый правильный путь к открытию часто отыскивается уже после того, как совершено само открытие. Первый же взлет мысли не должен иметь преград. Свободное сознание поначалу должно охватить все, что возможно, без какой-либо необходимости объяснять и классифицировать. Принципиально новое явление не может быть понято только посредством известных субъекту законов и обобщений. При этом возникает иллюзия противоречия новою здравому смыслу, сформированному прошлым опытом. Все переломные этапы познания неизбежно связаны с «шоком новизны».
В творчестве осуществляется свободная игра человеческих сил, реализуется созидательная интуиция человека.
Каждое новое открытие, творческий акт выступают как новое узнавание человеком окружающего его мира. Творчество как бы пульсация сверхсознания человека над его сознанием.
Творческие личности принимают требования окружающей среды лишь в той мере, в какой последние совпадают с их собственными позициями. Их представления о жизни, обществе, окружающем мире нестандартны, эти люди не находятся в плену идеологических догм. Интеллект творческих личностей синтетичен: они стремятся к установлению связей между самыми различными явлениями. Наряду с этим их мышление дивергентно: они стремятся увидеть самые разные сцепления одних и тех же вещей. Эти люди чувствительны, сензитивны ко всему необычному.
Творчество, как правило, связано с интуитивными, малоосознанными процессами.
Интуиция (от лат. intucri — всматривание) — способность непосредственно, не прибегая к развернутым рассуждениям, находить ответы на сложные вопросы, постигать истину, догадываясь о ней. Интуиция — «скачок разума», не отягощенного оковами строгого рассуждения. Она характеризуется внезапным озарением, догадкой, инсайтом, связана со способностью индивида к экстраполяции, переносу знаний в новые ситуации, с пластичностью его интеллекта. Но этот «скачок разума» возможен только при высоком уровне обобщенности опыта и профессиональных знаний.
Ведущую роль в интуиции играют обобщенные смысловые значения, относящиеся к задачам данного класса. Это и лежит в основе профессиональной интуиции.
Механизм интуиции состоит в одномоментном объединении разрозненных признаков явлений в единый комплексный ориентир.
Интеллект человека принципиально несходен с «интеллектом» машины. Мышление человека отличается не только от алгоритмического «ума» электронно-вычислительной машины, но и от эвристических, самонастраивающихся машинных программ. При решении человеком творческих задач происходит взаимодействие операциональных значений и личностных смыслов; условием развития мыслительного процесса человека является принятие человеком определенной проблемы к разрешению, включение се в систему личностных мотивов и установок. Процесс решения проблемы человеком — это цепь эмоционально-мотивационных состояний, оперативная постановка новых, ранее не предусмотренных целей. Машина решает только поставленные перед ней задачи, в то время как человек сам формирует эти задачи, исходя из своих непрерывно развивающихся познавательных потребностей. ЭВМ освобождает человека лишь от рутинных мыслительных процессов, она решает тактические задачи, оставляя за человеком стратегические позиции.
Часто творческое мышление человека развивается наперекор общепринятым постулатам, при этом исследователь испытывает внезапное озарение, которое подготовлено всей его многолетней научной деятельностью. Человек в отличие от «думающей» машины способен к саморефлексии — критическому анализу процесса мышления и его результатов. Он способен к генерированию и сумасбродных идей, которые впоследствии могут оказаться гениальными открытиями, имеющими эпохальное значение. Машина же глуха к запросам эпохи. Мозг человека обладает способностью в экстренных ситуациях селективно мобилизовать в кратчайшее время неограниченный объем жизненно значимой информации. Интеллект человека высокопластичен, он способен адаптироваться к любым жизненным условиям.
Сложные механизмы этого процесса не сводятся к алгоритмической системе элементарных правил. Жизнь неизмеримо сложнее всех отображающих ее схем, моделирующих систем и механизмов.
Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Л. С. Выготский о проблеме творчества писал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».
Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы – это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий. До середины ХХ века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Потребность определять умственные способности привела к созданию IQ-тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта.
Наиболее существенное преимущество традиционного интеллектуального поиска по сравнению с творческим состоит в том, что он гарантированно приводит к достижению приемлемого результата. Но это возможно лишь при нескольких допущениях:
1.Проблема или задача в принципе имеет единственно правильное решение или чётко ограниченный круг верных решений.
2.Известен алгоритм решения данной задачи.
3. Имеются полные и верные исходные данные для её решения.
Один из первых исследователей творческого мышления Дж. Гилфорд выделил четыре его особенности:
– Оригинальность, необычность идей.
– Семантическая гибкость – способность видеть объект под разными углами зрения.
– Образная гибкость – способность изменять восприятие объекта, чтобы увидеть скрытые его стороны.
– Способность использовать разные идеи в неопределённой ситуации.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие творческого мышления включает в себя такой процесс, в ходе работы которого появляются новые идеи, создаются условия для появления предметов искусства или быта, несущие ценность для человека и окружающих. Творческое мышление предполагает развитие условия для появления нравственных и культурных начал в человеке. Творческое мышление помогает человеку выразить себя, свои мысли и чувства. Через творчество человек показывает характер, видение окружающих людей, природы и содержание своего внутреннего мира.
.
1.2. Критерии и методы изучения творческого мышления
Критерии творческого мышления:
1. Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта.
2. К критерию новизны продукта обычно добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действия).
3. Процесс или результат мыслительного акта называют творческим только в том случае, если он не мог быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. В случае подлинного творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции.
4. Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему.