Файл: Творческое мышление и способы его активизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Важным психологическим критерием творческого мышления является наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.

6. Творческий мыслительный акт обычно требует устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации.

Г.Гельмгольц, А.Пуанкаре и ряд других авторов выделили четыре фазы любого творческого решения:

1. фаза собирания материала, накопления знаний, которые могут лечь в основу решения или переформулирования проблемы;

2. фаза созревания или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью;

3. фаза озарения или инсайта, когда решение часто совершено неожиданно и целиком появляется в сознании;

4. фаза контроля или проверки, которая требует полной включенности сознания.

Эмпирическое изучение творческого мышления в современной психологии проводится с использованием следующих методов:

  1. Анализ процесса решения так называемых малых творческих задач, или задач на смекалку, требующих, как правило, переформулирования задачи или выхода за пределы тех ограничений, которые субъект сам на себя накладывает.
  2. Использование наводящих задач. В этом случае изучается чувствительность человека к подсказке, содержащейся в наводящей задаче, которая решается легче, чем основная, но построена по тому же принципу и поэтому может помочь в решении основной.
  3. Использование «многослойных» задач. Испытуемому дается целая серия однотипных задач, имеющих достаточно простые решения. Не очень творческий человек будет просто решать такие задачи, каждый раз заново находя решения. Творческий человек проявит «интеллектуальную инициативу» и попытается открыть более общую закономерность, лежащую в основе каждого отдельного решения.
  4. Методы экспертных оценок для определения творчески работающих людей в той или иной области науки, искусства или практической деятельности.
  5. Анализ продуктов деятельности для определения степени новизны и оригинальности.
  6. Некоторые шкалы личностных опросников и проективных тестов могут давать информацию о выраженности творческого начала в мышлении человека.
  7. Специальные тесты креативности, основанные на решении задач так называемого открытого типа, т. е. таких, которые не имеют какого-то одного правильного решения и допускают неограниченное число решений.

Некоторые из названных методов были примечены для изучения связи уровней развития интеллекта и креативности. Обнаружилось отсутствие жесткой связи между этими уровнями. У разных людей креативность и интеллект могут быть выражены в самой разной степени, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на всю личность человека.


Таким образом, основой формирования творческого начала человека должны быть определенные критерии творческого мышления, а эмпирическое изучение творческого мышления в современной психологии проводится с использованием методов.

ГЛАВА 2. СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ

2.1. Этапы творческого мышления

Процесс творческого мышления имеет пять этапов:

  1. Подготовка. Сбор всех известных фактических данных; использование конвергентного (аналитического) мышления, насколько это возможно; определение проблемы с различных сторон, т.е. разные ее формулировки.
  2. Мыслительные усилия. Использование мышления, которое ведет либо к возможному решению задачи.
  3. Инкубация. Проблема оставляется в подсознании, в то время как человек занимается другими делами. За это время слабеет эмоциональное торможение и противодействие новым идеям, а также возникает возможность воспринять новые идеи, которые могут появиться за это время.
  4. Озарение. Вспышка озарения, дающая ответ и возможность решения рассматриваемой проблемы.
  5. Оценка. Анализ всех идей, полученных на трех предыдущих стадиях, с целью нахождения возможных решений.

Две из этих стадий - подготовка и оценка - требуют аналитического мышления. В трех других стадиях, занимающих центральное положение, - мыслительные усилия, инкубация и озарение - необходима свобода творчества и раскованность, отсутствие скоропалительных суждений. Поощряется высказывание всяческих безумных идей, так как цель - количество, а не качество. При обилии идей новые становятся развитием высказанных ранее. Ключ к успешному творческому мышлению - разумное и целенаправленное разделение процессов производства идеи и их оценки.

Когда вы занимаетесь творческой работой, не стоит упражняться в развитии критического мышления (оценка высказанных суждений и создание обоснованного вывода). Дайте себе побольше времени на размышления. Некоторые психологи советуют мыслить образно, разыграть решаемую задачу в лицах или нарисовать ее схему, чтобы создать о ней более наглядное представление.

Исследования, проведенные Россманом (1931) среди изобретателей, а Платтом и Бекером (1931) — среди химиков, показали, что названные стадии знакомы многим из тех, кто разрешал оригинальные проблемы. Сначала они вооружаются всей доступной информацией и напрягают усилия, чтобы достигнуть быстрого решения; иногда в этом первом пылу они имеют успех. Но часто им приходится временно отступать, и могут пройти дни и недели, прежде чем придет вдруг спасительное решение, в то время как внимание отдалено от проблемы, а иногда также во время разговора о проблеме, дискуссии за столом или попыток объяснить проблему кому-нибудь другому.


Почти самым ранним научным открытием, о котором мы имеем психологический отчет, было открытие Архимеда, сделанное во время купания в ванне, — своеобразное переживание — “эврика”. Другие описывали озарение во время езды в поезде или в автомобиле, во время прогулок на улицах города, во время одевания, бритья, работы в саду и т.д. Большая часть изобретателей склоняется к гипотезе о бессознательной работе как о факторе, объясняющем озарение. Один химик, рассматривавший психологию этого вопроса, сообщая некоторые интересные события и факты происшедшие с ним: «Здесь, по-видимому, имеют место два фактора: это, во-первых, основательное изучение проблемы и данных с тем, чтобы ваш мозг был полон знаниями о предмете; во-вторых, период перерыва или отдыха. Причем очевидное решение или правильный метод подхода к проблеме приходит вам в голову тогда, когда вы формально не работаете над проблемой и не имеете перед собой бумаг. Я вспоминаю одно утро, когда я принял ванну, побрился, принял другую ванну и, протянув руку за сухим полотенцем, только тогда вдруг сообразил, что это была вторая ванна и что мой ум уже целых полчаса был основательно сконцентрирован на задаче».

Это интересный пример является ещё одним доводом в пользу того, что наш мозг может работать над задачей не привлекая активно внимания сознания и при этом максимально использовать все ресурсы для решения поставленной задачи. Если он работает вплоть до прихода решения, мы часто склонны легко забывать, что он работал все время.

Таким образом, все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы.

2.2. Методы активизации мышления

Существует множество методик и способов развития творческого мышления. Рассмотрим некоторые из них.

Методика Тони Бьюзен "Ментальные интеллект-карты". Разработана для развития креативного и ассоциативного мышления, для быстрого нахождения решения поставленной задачи.
По типу карты метро в центре листа бумаги рисуется исходная задача, от которого вокруг стрелочками (ветками) расходятся ассоциации, связанные с решением этой задачи. От каждой ветки-ассоциации отходят более мелкие веточки, также связанные между собой посредством ассоциаций.
В процессе этого в уме происходит перебор вариантов-ассоциаций, активизирующих работу мышления. Это позволяет довольно быстро найти решение задачи.


Мозговой штурм. Перед участниками команды ставится определенная задача, для решения котрой требуется выдвинуть как можно больше идей. Свободные ассоциации, невероятные предположения и гипотезы поощряются в процессе обсуждения. Цель – раскрепостить воображение, снять шаблоны, и в результате верное решение может найтись в совершенно неожиданном виде. После отбирают самые удачные из вариантов обсуждения и проводят детальный анализ каждого.

Метод четырёх стадий творческого процесса Грема Уоллеса:

  1. Подготовка. Стадия полной осознанности, планирования, вхождения в нужное настроение и предельной концентрации внимания. Анализ имеющихся данных задачи, проблемы. Накопление и мобилизация интеллектуальных ресурсов, которые лягут в основу решения. На стадии подготовки человек узнаёт новое, чтобы переработать впоследствии это, планирует для себя порядок работы и определяет последовательность элементов, на которые он будет обращать внимание.
    2.Инкубация. Стадия имеет две противоположные стороны: "негативные моменты" заключаются в том, что во время инкубации нет сознательного фокуса на конкретной проблеме, а "положительные моменты" приходят из сферы бессознательного, в которой в фоновом режиме происходят непроизвольные ментальные события (или, как Уоллес называет это, "сверхсознательные" и "сверхпроизвольные").
    На этом этапе мозг релаксирует, но подсознание продолжает по инерции искать решения для поставленной задачи. Это то, что Эйнштейн называл "комбинаторной игрой", которая заключалась для него в свободном полёте фантазии, коллаборации впечатлений, образов, эмоций, телесных ощущений, инсайтов.

3.Озарение (интсайт). На ум внезапно приходит идея верного решения путем цепочки ассоциаций.

Уоллес описал эту стадию так: "Если мы говорим о стадии озарения как о некой мгновенной вспышке в сознании, становится очевидно, что мы не можем влиять на появление этой стадии путём волевых усилий, потому что наша воля способна влиять на события, которые длятся какое-то время. С другой стороны, появление "вспышки" – это кульминация череды ассоциаций, незаметной внутренней работы, которая, возможно, продолжалась в течение приличного промежутка времени и которой, вероятно, предшествовал целый ряд неудачных цепочек и решений. Иногда успешное объединение идей, кажется, состоит из одного-единственного прыжка ассоциаций или последовательных их скачков, которые происходят так быстро, что начинает мниться, словно это происходит мгновенно".
4.Проверка. Стадия анализа и рассчётов для утверждения идеи в качестве действительно правильного решения, либо опровержения.
Цикличность и взаимодействие всех стадий – основное условие эффективной работы в теории творческого процесса Грема Уоллеса.


Метод Эдварда де Боно "Шесть шляп мышления". Метод включает в себя шесть разных видов мышления:

  • Научный – белая шляпа. Анализируются факты, данные. Определяются "пробелы", которые нужно восполнить, происходит поиск недостающей информации;
  • Итнуитивный – красная шляпа. Эмоциональная оценка ситуации, догадки и чувства по поводу интересующей проблемы без разъяснения того, почему дело обстоит именно так, кто является виновником и что нужно предпринимать;
  • Критический – черная шляпа. Включение режима критического мышления и оценки ситуации, выявление "подводных камней", недостатков и возможных рисков;
  • Оптимальный – желтая. Шляпа перспектив и конкретных целей. Определяет плюсы, достоинства и выгоды решения проблемы;
  • Креативный (творческий) – зеленая. Нестандартное и альтернатиыное мышление. Полёт фантазии и воображения;
  • Управленческий (административный) – синяя. Шляпа модератора для управления всем процессом работы и реализации замысла. Определяет общий алгоритм решения конкретной задачи. Систематизирует все высказанные ранее точки зрения и объединяет в одну логическую цепочку.

Этот групповой метод основывается на наличии модератора, управляющего процессом и следящего за дисциплиной, который всегда находится под синей шляпой, ведёт записи и резюмирует полученные результаты.
Метод "Шесть шляп мышления" хорошо работает в детских и юношеских коллективах. Также его используют в своей практике такие компании как "DuPont", "Pepsico", "IBM", "British Airways" и другие.

Арт-терапия. Это союз творчества и психотерапии. 
Развитию творческого мышления способствуют арт-терапевтические техники. Это один из современных методов психотерапевтической деятельности, ориентированны на исследование разнообразных содержаний внутреннего мира людей и системы их отношений. Он заключает в себе использование разных техник и подходов с учетом конкретных условий жизни людей, их проблем и психического опыта. Предполагает использование психотерапевтом или тренером орпеделенных приемов, помогающих клиенту осознать отраженное в его "изобразительной продукции" содержание своего внутреннего мира.
Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их "невыразимости". Это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них изобразительная деятельность может являться альтернативным "языком", более точным и выразительным, чем слова. 
Техника арт-терапии основана на утверждении, что любой человек, независимо от того обучался он каким-либо видам искусства или нет, обладает способностью проецировать свои внутренние конфликты в результатах своего творчества. Привнося в работу частичку себя, человек создает не просто арт-продукт, а образ своего "Я". Выраженные таким образом конфликты переживаются заново, разрешаются и обретают завершенность.