Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация является демократическим государством с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ)[1]. Данное конституционное положение обусловливает обязательность выборного механизма при формировании высших органов государственной власти, поскольку республика как форма правления означает выборность и сменяемость высших органов государственной власти, а обязательным элементом демократического государства является народовластие. Народ как единственный источник власти в государстве реализует её в виде непосредственной демократии, т.е. через выборы и участие в референдуме. Таким образом, выборы являются высшим проявлением власти народа и представляют собой одну из основ конституционного строя РФ.
Значимость выборов как механизма формирования органов публичной власти требует детальной разработки и четкого применения норм правового обеспечения и регулирования порядка их проведения. Неукоснительное соблюдение избирательного процесса в ходе формирования того или иного публичного органа власти обеспечивает его легитимность и признание его власти населением, является гарантией избирательных прав граждан. Это обусловливает необходимость глубокого изучения института выборов, поиска путей совершенствования избирательного механизма и делает его одним из актуальных направлений исследований в современной науке.
В рамках данной работы мы рассмотрим порядок выборов Президента РФ. Согласно ст. 80 Конституции РФ, Президент РФ является главой государства. Принимая во внимание широту полномочий Президента РФ, его место и роль в системе высших органов государственной власти, особенно важной становится легитимность главы государства, гарантировать которую может соблюдение установленного законом порядка избрания на данную должность, что обусловливает актуальность темы настоящей работы.
Таким образом, целью настоящей работы является изучение особенностей правового регулирования порядка выборов Президента РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-дать определение понятию «выборы», рассмотреть их классификации, изучить различные подходы отечественных специалистов к понимаю выборов;
- изучить особенности нормативно-правового регулирования выборов в Российской Федерации;
- проанализировать порядок проведения выборов Президента РФ;
- выявить проблемы и противоречия в правовом регулировании выборов Президента РФ и сформулировать предложения по его совершенствованию.
Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения по поводу организации и проведения выборов главы российского государства.
Предметом исследования является порядок выборов Президента РФ.
Правовой базой для настоящего исследования послужили Конституция РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[2], ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[3], и другие нормативные правовые акты[4].
Теоретической базой для настоящей работы стали научные исследования ведущих российских специалистов в области конституционного права, таких как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Е.И. Колюшин, О.Е. Кутафин, М.Б. Смоленский, Б.С. Эбзеев, А.А. Бучин, Н.А. Михалева и др.
Структура работы включает в себя введение, три части, заключение и список использованной литературы.
I. Теоретические и правовые основы выборов в Российской Федерации.
Существующие сегодня в науке конституционного права определения понятия «выборы» можно объединить в две группы: нормативные (содержащиеся в нормативных правовых актах) и доктринальные (предлагаемые ведущими специалистами в различных научных трудах и исследованиях).
Конституция РФ дает определение выборам в контексте принципа народовластия. В части 3 ст. 3 основного закона указывается, что свободные выборы являются высшей формой выражения непосредственной власти народа.
Конкретнее определяет понятие выборов федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии со статьей 2 указанного закона выборы являются формой прямого волеизъявления граждан в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Таким образом, в федеральном законе выборы сводятся к процедуре голосования.
Других нормативных определений выборов нет и, следовательно, законодатель единого понятия не разработал.
В научной доктрине также единого подхода к определению выборов нет и относительно содержания этого термина ведутся дискуссии[5].
Одна группа специалистов дает широкое понятие «выборам», стремясь отразить в одном определении все аспекты этого института.
В частности, Е.И. Колюшин считает выборы совокупностью всех фактических общественных отношений, возникающих между избирателями и соискателями права осуществлять публичную власть от имени народа, в том числе отношений, возникающих при голосовании[6].
Ю.А. Дмитриев под выборами понимает участие граждан в осуществлении государственной власти как непосредственным волеизъявлением по коренным вопросам общественной и государственной жизни при формировании представительных органов государственной власти, так и выделение из своей среды путем голосования представителей для выполнения в этих органах функций по осуществлению государственной власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах[7].
В.Т. Кабышев определяет выборы как основополагающий принцип конституционного строя РФ; как институт прямой демократии; как демократический способ формирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления; как легитимный способ реформирования системы власти; как форму управления делами общества[8].
Другая группа авторов рассматривает выборы в узком смысле, т.е. только как передачу народом властных полномочий своим представителям путем волеизъявления в соответствии с порядком, предусмотренным законом[9].
Например, А.Г. Головин определяет выборы как одну из высших форм непосредственного народовластия, объективированную как процесс формирования избираемых органов государственной власти и избираемых органов местного самоуправления на основе свободного волеизъявления граждан РФ, осуществляемых в рамках регламентированных законном процедур, обеспечивающих такое волеизъявление[10].
Принимая во внимание цель нашего исследования, мы в рамках данной работы будем исходить из определения выборов как способа формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования, т.е. будем рассматривать понятие «выборы» в узком смысле.
Анализ классификаций выборов, содержащихся в работах указанных выше авторов, позволил нам выделить следующие виды выборов:
1) по территории проведения выборы делятся на: национальные (на территории всего государства (выборы Президента РФ и Государственной думы РФ); региональные (проводимые в пределах территории одного субъекта РФ); муниципальные (проводимые в рамках одного муниципального образования);
2) очередные и внеочередные выборы. Очередные выборы проводятся в установленные законом сроки (выборы Президента РФ, например, каждые 6 лет). Внеочередные выборы проводятся в случае досрочного прекращения полномочий выборным должностным лицом или депутатом (например, досрочная отставка Президента РФ, отбытие на постоянное место жительства депутата в другую страну и т.д.);
3) всеобщие и частичные выборы. Всеобщие выборы проводятся при участии всего населения страны (выборы Государственной думы РФ, например). Частичные выборы, например, проводятся в случае досрочного выбытия депутата, баллотировавшегося от конкретного избирательного округа по мажоритарной избирательной системе. Появившаяся вакансия будет заполнена путем проведения дополнительных выборов в том самом избирательном округе, из которого был выбывший депутат.
Выборы Президента РФ по изложенной выше классификации являются национальными, очередными (за исключением случая досрочной отставки Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 года), всеобщими.
Согласно действующему законодательству принимать участие в выборах могут только граждане РФ, обладающие активным и пассивным избирательным правом. Законодательством устанавливаются ограничения избирательных прав граждан. Специалисты в области конституционного права выделяют следующие группы таких ограничений (цензов)[11]:
- ценз гражданства. Активным и пассивным избирательным правом обладают только граждане РФ. Для пассивного избирательного права существует дополнительное ограничение: на должность президента не могут быть избраны граждане, имеющие гражданство иностранного государства или вид на жительство или другой документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории другого государства;
- ценз возраста. Активным избирательным правом обладают граждане, которые достигли на день голосования 18 лет. Для пассивного избирательного права существует несколько цензов: не менее 35 лет для кандидатов на должность Президента РФ, 21 год – для кандидатов в депутаты ГД РФ. Максимальный возраст для кандидатов не устанавливается;
- ценз дееспособности. Лица, признанные судом недееспособными, лишены избирательного права;
- ценз проживания («оседлости»). Для активного избирательного права такой ценз не устанавливается. Применяется на выборах президента – кандидат в президенты должен постоянно проживать в России не менее 10 лет;
- ценз ротации. Закон устанавливает ограничение на количество избраний одного и того же лица на должность президента – не более двух раз подряд;
- цензы деликтные. Лишены активного и пассивного избирательного права граждане РФ, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Для пассивного избирательного права закон вводит дополнительные изъятия.
Выборы в России осуществляются на основе принципов всеобщности, равенства, добровольности, путем тайного и прямого голосования. Изъятия из принципа всеобщности нами рассмотрены выше. Принцип равенства определяет равные условия и возможности для избирателей и кандидатов, запрещение любых форм дискриминации. Прямые выборы означают, что между избирателем и кандидатом на выборную должность нет посредника, избиратель голосует непосредственно за понравившегося ему кандидата, напрямую. Альтернативой прямым выборам являются косвенные выборы, применяемые в США (выборщики на президентских выборах), а также в парламентских республиках, таких как ФРГ, Австрия и др., где президент избирается парламентом. Принцип добровольности обусловливает отсутствие наказания за неявку на выборы, порчу избирательного бюллетеня и т.д.
Особое внимание в законодательстве уделяется гарантиям избирательных прав граждан, которые в специальной литературе классифицируют на правовые, материальные, политические и организационные[12].
II. Порядок выборов Президента Российской Федерации.
ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» устанавливает для выборов главы государства мажоритарную избирательную систему абсолютного большинства, при которой побеждает тот кандидат, который набрал более 50% голосов избирателей, пришедших на выборы.
В специальной литературе под избирательной системой принято понимать:
- в широком смысле – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов кандидатов в представительные органы власти;
- в узком смысле - порядок определения результатов выборов, позволяющий определить, кто из баллотирующихся кандидатов избран на выборную должность[13].
Большинство специалистов сходятся во мнении, что данный вид мажоритарной избирательной системы является наиболее объективным при выборе кандидата на должность главы государства, потому что наглядно демонстрирует волю народа, выраженную большинством голосов. Однако существенным недостатком этого вида избирательной системы, по мнению ряда авторов, является необходимость проведения второго тура голосования в ситуации, когда в первом туре никто из кандидатов не наберет необходимых 50%+1 голос избирателей. Повторное голосование создает дополнительную нагрузку на бюджет государства[14].