Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
Избрание Президента РФ осуществляется в несколько стадий: 1) назначение выборов; 2) образование избирательных округов и участков; 3) составление списков избирателей; 4) выдвижение и регистрация кандидатов; 5) информационное обеспечение выборов и проведение предвыборной агитации; 6) голосование; 7) определение итогов, установление результатов выборов, их официальное опубликование.
Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации РФ на второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах. Решение о выборах должно быть принят не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Для проведения голосования и подсчета голосов на территории страны формируются избирательные участки. По каждому избирательному участку территориальной избирательной комиссией составляются списки избирателей.
Действующее законодательство признает две формы выдвижения кандидатов на выборах президента:
1) самовыдвижение кандидата. Каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, может выдвинуть свою кандидатуру на должность главы государства. Для поддержки кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан и зарегистрировать её в Центральной избирательной комиссии. Кандидат обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей;
2) выдвижение кандидата политической партией. После назначения даты выборов президента партии проводят съезды и выдвигают на них кандидатов в президенты страны. Кандидат может быть членом партии или беспартийным. Политическая партия обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей. Исключение делается для политических партий, прошедших на выборах в Государственную Думу РФ и в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Для указанных партий сбор подписей в поддержку своих кандидатов не требуется.
Зарегистрированные кандидаты могут принимать участие в предвыборной агитации, которая заканчивается за сутки до дня голосования. На выборах президента существуют следующие варианты голосования избирателей: общий порядок голосования избирателей (в помещении избирательной комиссии), голосование в день голосования вне помещения для голосования (если избиратель сам не может прибыть в помещение комиссии), досрочное голосование.
Голосование начинается в день выборов с 8.00 и продолжается до 20.00. После закрытия избирательных участков комиссии обрабатывают бюллетени, подводят итоги голосования и вводят данные в Государственную автоматизированную систему «Выборы».
Официальное опубликование результатов выборов президента осуществляется Центральной избирательной комиссией в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов.
Президент вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность избранного на предыдущих выборах президента. Процедура вступления в должность главы государства (инаугурация) включает в себя принесение присяги народу, текст которой содержится в Конституции РФ.
III. Проблемы совершенствования законодательства о выборах Президента Российской Федерации.
Порядок выборов Президента РФ неоднократно становился предметом изучения в работах российских ученых. Анализ последних исследований в рассматриваемой области позволил нам выявить перечень проблем и противоречий, которые, по мнению специалистов, имеются в действующем законодательстве, регулирующем порядок избрания Президента РФ:
1. Абсентеизм (массовая неявка избирателей на выборы)[15]. Причину специалисты видят в политической апатии, неверии граждан в то, что что-то изменится от их голоса и т.д. Решением проблемы абсентеизма, по мнению М.Г. Кислицыной, может стать повышение правовой культуры избирателей, обучение начиная со школьной скамьи основам права[16].
2. Нарушение принципа равенства в законодательстве о выборах Президента РФ. В частности, согласно ст. 33 ФЗ «О выборах Президента РФ» политические партии участвуют в выборах Президента РФ на равных основаниях. Однако парламентские партии освобождаются от необходимости собирать подписи избирателей в поддержку своего кандидата. Следовательно, не все политические партии обладают равными правами[17].
3. Нет ясности требований к кандидатам на должность Президента РФ. В частности, законодательно не урегулирован вопрос о том, каким образом исчислять обязательный 10-летнй срок постоянного проживания на территории России гражданина, баллотирующегося на пост главы государства. По мнению Т.Г. Командировой, необходимо откорректировать п. 2 ст. 3 ФЗ «О выборах Президента РФ», указав, что Президентом РФ может быть избран гражданин, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет непосредственно перед выборами Президента РФ[18].
4. Невозможность отзыва кандидата, выдвинутого политической партией на пост Президента РФ. По мнению ряда авторов, необходимо закрепить перечень оснований, позволяющих отозвать ранее выдвинутого кандидата без его согласия[19].
5. Отсутствие в избирательном бюллетене графы «Против всех». По мнению ряда специалистов, данное обстоятельство лишает избирателей возможности юридически значимого протестного голосования («меня не устраивают все кандидаты»), принуждает избирателя проголосовать хоть за какого-нибудь кандидата, что противоречит принципу добровольности в избирательном праве и в некоторой степени способствует повышению неявки избирателей на выборы («не могу проголосовать против всех, следовательно, не буду голосовать»)[20].
6. Отсутствие единого нормативного правового акта, закрепляющего основные положения, обязательные для всех видов выборов. По мнению специалистов, необходимо разработать единый избирательный закон (Избирательный кодекс) с целью исключения коллизий, совершенствования и упорядочения законодательства о выборах в целом[21].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В российской юридической науке понятие «выборы» трактуется в широком смысле (как основополагающий принцип конституционного строя РФ; как институт прямой демократии; как демократический способ формирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления; как легитимный способ реформирования системы власти) и в узком смысле – как порядок голосования. В рамках данной работы мы исходим из узкого толкования данного термина и под выборами понимаем способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования.
Анализ действующего законодательства и последних научных исследований в рассматриваемой области, позволил выявить следующие проблемы и противоречия в порядке выборов Президента РФ: абсентеизм, нарушения принципа равенства, наличие некорректных формулировок в требованиях к кандидатам на должность Президента РФ, отсутствие механизма отзыва ранее выдвинутого кандидата, отсутствие единого избирательного закона.
Необходимость устранения указанных законодательных противоречий и проблемы определяет задачи совершенствования российского избирательного законодательства на ближайшее будущее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.07.2018) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "О выборах Президента Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, N 2, ст. 171.
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2018) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 24.02.2014, N 8, ст. 740.
Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" // "Собрание законодательства РФ", 02.12.1996, N 49, ст. 5497.
Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 172.
Научная и учебная литература:
Алексеев В.А. Избирательная система как фактор становления и развития российской демократии (сравнительно-правовое исследование): монография / В.А. Алексеев. М.: ИНФРА-М, 2019.
Андриченко Л.В. Конституционное право России: учебник / Л.В. Андриченко. М.: Юнити-Дана, 2015.
Асланов М.А. Конституционно-правовые основы порядка избрания Президента Российской Федерации: монография / М.А. Асланов. Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России, 2016.
Багмет А.М. Конституционное право: учебник / А.М. Багмет. М.: Юнити-Дана, 2015; Гасанов К.К. Избирательное право / Под ред. Гасанова К.К. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
Байханов И.Б. Демократия, избирательные системы и избирательные технологии: учебное пособие / И.Б. Байханов. М.: Проспект, 2013.
Борисов И.Б. Выборы в мире: избирательные системы / И.Б. Борисов. СПб.: РОИИП, 2015.
Вагин А.Ю., Володин А.А. Злоупотребления административным ресурсом в ходе выборов в Государственную Думу ФС РФ и Президента РФ // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 10. С. 110-114.
Вискулова В.В. Гарантии избирательных прав граждан: вопросы теории и практики: монография / В.В. Вискулова. М.: Изд-во Московского ун-та, 2013.
Герасимов В.М. Общественное мнение: ценности и оценки электорального поведения: монография / В.М. Герасимов. М.: Дашков и К, 2014
Головин А.Г. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: курс лекций / А.Г. Головин. М.: Норма: ИНФРА-М, 2016.
Дашкевич Г.В. Электоральное поведение молодежи / Г.В. Дашкевич. Ротов-на-Дону: Альтаир, 2016.
Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право / Ю.А. Дмитриев, В.Б. Исраелян. М.:Юстицинформ, 2008.
Еминцева Ю.А. Понятие выборов в трудах российских ученых-правоведов / Ю.А. Еминцева // Юридические науки 2016. № 4.
Захаров И.В. Избирательное право Российской Федерации: учебник / И.В. Захаров. М.: Юрайт, 2013.
Казамиров А.И. Гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления: учебное пособие / А.И. Казамиров. Уфа: УЮИ МВД России, 2012.
Козлов С.С. Избирательное право и избирательный процесс: учебное пособие / С.С. Козлов. Мурманск: Мурманский гос. гуманитарный ун-т, 2014.
Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений / Е.И. Колюшин. М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018.
Командирова Т.Г. Избирательные права российских граждан на выборах Президента РФ: проблемы реализации и гарантии: автореф дисс….канд. юрид. наук. М., 2008.
Любарев А.Е. Избирательные системы: российский и мировой опыт / А.Е. Любарев. М.: Либеральная миссия: Новое литературное обозрение, 2016.
Митюшев Д.И. Избирательное право и процесс / Д.И. Митюшев. Сыктывкар: ГОУ ВО РАГСиУ, 2016.
Моисеенко М.И. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие / М.И. Моисеенко. М.: Директ-Медиа, 2015.
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд. М., 2001.
Никоненко С.А. Политические партии на федеральных выборах: автореф. дисс. …канд. полит. наук. Воронеж, 2011.
Новиков М.С. Понятие выборов, их значение в механизме народовластия // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2009. № 1. С. 33-36.
Пибаев И.А. Избирательное право: конспект лекций / И.А. Пибаев. М.: Проспект, 2017.
Сидоркина Е.С. Феномен абсентеизма на парламентских и президентских выборах в России: автореф. дисс…канд. полит. наук. М., 2008.
Турищева Н.Ю. Избирательная система Российской Федерации: итоги и перспективы развития // Право и государство: теория и практика. 2014. № 3. С. 19-23.
Турищева Н.Ю. Судимость как основание ограничения пассивного избирательного права // Государство и право. 2013. № 10. С. 63-71.