Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
Введение
Для каждого предприятия важна правильная организация места работы сотрудников. Оно является начальным звеном в производственной структуре компании, необходимым для управления, обслуживания или собственно производства.
Грамотная организация рабочего пространства позволяет максимально эффективно использовать труд, средства и орудия производства, что в конечном итоге отражается на экономических результатах функционирования предприятия.
Место для работы руководителя является многофункциональным помещением в компании, представляя собой не только место для работы руководства, но и территорию для встреч делового характера, переговоров, совещаний и отдыха.
Организация такого типа пространства и его оборудование необходимыми элементами является непростой задачей, предусматривающей для своего решения творческий подход. Существуют и общие принципы, позволяющие обустроить не только функциональный, но и комфортный кабинет.
Стандартное разделение на зоны
Величина, планировка кабинета руководителя и размещаемое в нем оборудование находятся в прямой зависимости от характера деятельности и объема работ, выполняемого владельцем помещения.
Важно учитывать сферу деятельности компании и среднее количество ежедневных посетителей, необходимые для работы директору технические устройства и материалы, объемы документации, а также принято ли проводить совещания в кабинете директора или для подобных целей используется иное помещение.
Процедура организации рабочего места, предусматривающая мероприятия по его оснащению и размещению средств и предметов труда с учетом их функциональности, имеет целью:
- увеличение производительности труда пользователя;
- повышение качественных параметров его деятельности;
- поддержание рабочей формы (работоспособности) руководителя, уменьшение его утомляемости.
При зонировании помещения учитываются все перечисленные цели:
- Первая зона отводится непосредственно под рабочий участок, место для работы с документами и информацией. Размер и форма стола подбирается с учетом размещения на нем необходимых устройств и вспомогательных приспособлений: канцелярских принадлежностей, телефонных аппаратов, мониторов. Стул должен быть подобран с возможностью поддержания физиологически правильной рабочей позы, не перегружая мышцы спины. Удобное сиденье позволит максимально сосредоточиться на выполняемой работе, не отвлекаясь на изменение позы.
- Следующая зона выделяется для проведения встреч, совещаний. Оптимально размещение в ней полукруглого стола, позволяющего рассадить сотрудников на равном расстоянии от начальника, обеспечивая тем самым равный визуальный контакт и психологический комфорт присутствующих.
- Еще одна зона – место отдыха, используемое для релаксации руководителя, а также для проведения встреч неформального характера. Специальные кресла с динамической посадкой позволяют располагаться в разных сбалансированных позах, благоприятствующих отдыху и восстановлению работоспособности организма.
Моменты, учитываемые при организации рабочего места
В кабинете руководящий сотрудник не только работает, но и регулярно проводит совещания и планерки с персоналом. Поэтому площадь рабочего помещения должна быть более 20 м2, а форма предпочтительно прямоугольная при соотношении сторон 2:1.
Мебель следует подбирать не только с учетом антропометрических показателей, но и с учетом возможности ее рационального размещения и сочетания с другими элементами оформления.
Размещенные на рабочем столе компьютеры за счет специального программного обеспечения и терминального варианта устройства должны обеспечивать пользователю возможность оперативного получения данных о ситуации на любом участке компании и выхода на внешние информационные источники.
Использование современных телефонных и громкоговорящих устройств для связи обеспечивает проведение дистанционных служебных совещаний с возможностью отключения абонентов по выбору или перевода в режим ожидания.
Для цветового решения в кабинете подойдут светлые и сдержанные оттенки материалов, предназначенных для стен или пола, не составляющих резкого контраста с мебелью, светильниками и иными элементами оформления. Предпочтительны матовые поверхности, так как блестящие поверхности способствуют повышению утомляемости сотрудника.
Расчетные нормативы для помещений
Процедуры строительства сооружений и зданий предусматривают соблюдение участниками градостроительной деятельности обязательных государственных норм и технических регламентов (СНиП).
Основными целями применения градостроительных норм, одобряемых органами исполнительной власти страны, являются:
- защита граждан, их жизни и здоровья;
- охрана природы, представителей животного мира и растительности;
- защита государственного (муниципального) имущества, собственности граждан и юридических организаций;
- предупреждение действий, которые могут ввести в заблуждение приобретателей имущества.
В общественных строениях, предназначаемых для административного применения, размер помещений для размещения руководства учреждений должен соответствовать требования СНиП 31-05-2003, указанным в таблице №1.
Таблица 1
Сотрудник |
Площадь (м2) исходя из числа сотрудников в организации (чел.) |
|||
от 100 до 300 |
от 300 до 600 |
от 600 до 1000 |
от 1000 |
|
Руководитель |
27-36 |
36-45 |
45-54 |
от 54 |
Первый заместитель руководителя |
18-24 |
24-36 |
24-36 |
36-45 |
Заместитель |
12-18 |
18-24 |
18-24 |
18-36 |
Референт |
12 |
12 |
12 |
12-18 |
Требования по СНиП, предъявляемые к высоте рабочих столов размещены в таблице №2.
Таблица 2
Столы |
Высота (см) с учетом роста сотрудника |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Рабочий стол для работы при положении сидя |
до 75,0 |
до 72,5 |
до 70,0 |
Поверхность рабочая для деятельности при положении сидя |
до 85,0 |
до 82,5 |
до 80,0 |
Поверхность рабочая для деятельности при положении стоя |
до 110,0 |
до 105,0 |
до 100,0 |
При организации места для деятельности директора учитываются следующие условия:
- размер кабинета;
- санитарные параметры;
- температурный режим и освещенность;
- показатель шумового уровня;
- дизайн и общее оформление помещения.
Требования, предъявляемые к организации кабинета для работы директора, представлены в таблице №3.
Таблица 3
Условия кабинетного помещения |
Требования к условиям |
Требования к пространственной планировке |
|
Форма помещения |
В виде прямоугольника с соотношением сторон 2:1; 1,5:1 |
Потолки |
Высота от 2,83 м до 3,25 м |
Соотношение между размерами окна и пола |
10:1 для служебных помещений (площадь окна — 2,4 м2) |
Санитарные критерии |
|
Температура окружающего воздуха (С°) |
От 22 до 25 (в летнее время), от 18 до 22 (в зимнее время) в среднем |
Обмен воздуха |
Кратность – по притоку 1,5, по вытяжке 1,5 |
Влажность окружающего воздуха относительная |
До 75% для зимнего периода, до 55 % — для летнего периода |
Шумовая нагрузка |
До 50 Дбл |
Скорость передвижения воздуха |
До 0,3 м/с |
Освещение искусственного характера |
75 лк — для крупных источников накаливания, 200 лк — для небольших ламп |
Офисная мебель |
|
Стол для работы |
Высота от 720 мм до 750 мм (в зависимости от роста) |
Кресло |
Выбирается с учетом антропометрических данных пользователя |
Средства оргтехники |
|
Приспособления связи и системы обеспечения информации |
Согласно нормативной и технической документации |
Устройства для психологической разгрузки (тренажер, музыкальная система, телевизор) |
С учетом технической документации |