Файл: Международные правовые акты, регулирующие отношения в сфере труда (Акты Организации Объединенных Наций.).pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
Введение
В результате перехода к рыночной экономике произошли серьезные изменения в жизни России. Включение работников в отношения собственности обусловило необходимость реформирования трудового права России. Преобразования в экономике РФ неадекватно отразились на этой отрасли российского права. Действующий КЗоТ (Кодекс Законов о Труде РФ) (1971 г.) перестал соответствовать тому уровню гибкости трудовых отношений, который определяется происходящими структурными изменениями в экономике страны. Результат такого несоответствия – переход к внезаконодательному регулированию отношений в сфере труда, что создает немало проблем для работодателей и работников. Причины подобных явлений – низкое качество нормативных актов, отсутствие научных концепций, глубокого анализа существующих проблем.
Одной из наиболее серьезных причин является низкое качество нормативных актов в сфере труда, а также разрыв между законодательством о труде и реальностью. Трудовое законодательство все еще носит отпечаток господства монополии государственных предприятий, централизованного регулирования трудовых отношений, государственных предприятий становится все меньше и меньше
Нельзя сказать, что прежнее устаревшее законодательство серьезно помешало развитию трудовых отношений, так как разрыв между законодательством и реальностью существовал и в советский период. Государственной Думой затянулось принятие законов о труде, отвечающих требованиям российской действительности, в частности, нового Трудового кодекса, а также актов, касающихся оплаты труда, ответственности работников и работодателей, регламентации трудовых договоров.
В сложившейся ситуации российскому законодателю пришлось обратиться к международным актам о труде. Это не означает, что прямым результатом обращения к международным нормам станет улучшение ситуации в сфере трудовых отношений в России. Международное регулирование труда не может стать причиной серьезных изменений в этой области. В конечном итоге улучшение трудовых отношений связано с внутренними национальными факторами (уровнем экономики, развитием культуры, историческими особенностями и традициями).
Согласно ст.15 Конституции “Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”.
Таким образом, международные акты о труде стали источниками российского права. Став составной частью правовой системы РФ, указанные акты должны применяться на территории России наряду с национальными источниками трудового права. Таким образом, возможность восприятия международных актов о труде российским законодательством закреплена на конституционном уровне.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы РФ (ст. 10 ТК РФ). Особое место в системе источников трудового права этих актов связано с тем, что они обеспечивают гарантии реализации международно-правовых стандартов трудовых прав работника.
МОТ - специализированное учреждение ООН, объединяющее более 180 государств. МОТ - международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. Она стоит особняком среди международных межправительственных организаций, занимающихся проблемами трудовой миграции. Одно из главных направлений деятельности этой организации – создание международных трудовых стандартов. Нормотворческая деятельность МОТ заключается главным образом в принятии конвенций и рекомендаций. Рекомендации МОТ не являются международным договором и не требуют ратификации
В настоящее время МОТ - не единственный источник международных стандартов труда. К названным актам относятся не только акты МОТ, но и иные международно-правовые акты. Это акты, принятые ООН, региональными организациями государств, например Советом Европы, СНГ, Европейско-Азиатского экономического сообщества (ЕврАзЭс), а также двусторонние соглашения РФ с другими государствами.
Международные источники трудового права можно классифицировать по следующим критериям:
1) органу, принявшему нормативный акт;
2) юридической силе этих актов (обязательные, рекомендательные);
3) характеру регулируемых трудовых прав и интересов (индивидуальные и коллективные);
4) сфере действия (всеобщие, международные, региональные);
5) форме (международные договоры, международные обычаи, судебные решения международных судов).
Акты Организации Объединенных Наций.
Главным вкладом ООН в международно-правовое регулирование социальной защиты является определение каталога основных прав человека, которые должны обеспечиваться в законодательстве любой страны, претендующей считаться цивилизованной. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) - в первую очередь программный политический документ, в котором сформулирован пакет основных неотъемлемых и неотчуждаемых социально-трудовых прав человека: право на труд, право на свободный выбор работы, право на защиту от безработицы, право на справедливые и благоприятные условия труда.
Всеобщая декларация прав человека стала основой, международным стандартом для всей системы международных актов по правам человека, в том числе деклараций о правах отдельных категорий лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, пактов и конвенций ООН. Специалисты международного права считают, что права и свободы, провозглашенные во Всеобщей декларации, являются юридически обязательными, общепризнанными международными нормами. Пакты и конвенции ООН, ратифицированные государством, носят юридически обязательный характер. Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (1966 г., ратифицирован СССР в 1973 г.) участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на труд, безопасные и здоровые условия труда, право на отдых, на объединение в профсоюзы. Государства, ратифицировавшие этот Пакт, обязаны периодически представлять доклады о соблюдении взятых обязательств. Доклады рассматриваются Комитетом независимых экспертов и Экономическим и Социальным Советом ООН.
Международные декларации и конвенции ООН также содержат общепризнанные международные принципы и права. Так, Декларация ООН о правах инвалидов (1975 г.), Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979 г.), «О защите прав трудящихся-мигрантов» (1990 г.) акцентируют особое внимание на обеспечении принципа равенства при реализации трудовых прав названных категорий работников.
Акты Международной организации труда.
Ведущим источником международно-правового регулирования социально-трудовых прав являются акты МОТ. Одним из основных направлений деятельности МОТ является нормотворчество - разработка и принятие актов (деклараций, конвенций, рекомендаций), содержащих международные социально-трудовые нормы. Конвенции и рекомендации МОТ как результат ее деятельности остаются главным средством осуществления политики данной организации, ее целей и задач. Основополагающие документы Международной организации труда являются источниками общепризнанных международных принципов и норм трудового права.
В настоящее время МОТ концентрирует свои усилия и усилия ее участников на активную ратификацию и применение основополагающих конвенций. К таковым относятся восемь конвенций:
- «О свободе ассоциации и защите права на организацию» 1948 г. (№ 87),
- «О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров» 1949 г. (№ 98),
- «О принудительном или обязательном труде» 1930 г. (№ 29), «Об упразднении принудительного труда» 1957 г. (№ 105),
- «О дискриминации в области труда и занятости» 1958 г. (№ 111), «О равном вознаграждении» 1951 г. (№ 100),
- «О минимальном возрасте для приема на работу» 1973 г. (№ 138),
- «О запрещении и мерах по искоренению наихудших форм детского труда» 1999 г. (№ 182).
Для того чтобы МОТ сохранила свою значимую роль в международном нормотворчестве в настоящее время, ей необходимо определить новые подходы к работе с международными нормами трудового права. Это обусловлено следующими факторами.
После Второй мировой войны в МОТ входили 52 страны-участницы, в основном страны с развитой экономикой. К настоящему времени количество стран — членов МОТ увеличилось более чем в три раза, главным образом за счет развивающихся стран. Очевидна существенная дифференциация в уровне экономического и социального развития стран — участников МОТ. В этой связи встала проблема усиления гибкости международных трудовых стандартов, с тем чтобы они могли применяться в государствах с разным уровнем развития.
Кроме того, за все время существования МОТ накопился довольно большой массив международно-правовых стандартов трудовых прав, закрепленный в актах МОТ.
Еще одна современная тенденция международно-правового регулирования трудовых отношений - это комплексном подходе к разработке международных трудовых норм на основе создания всеобъемлющих (рамочных) конвенций. Конвенции нового типа должны содержать общую и особенную части. Каждую из частей можно дополнять приложениями, для которых будет предусмотрен упрощенный порядок обновления. Это придаст необходимую гибкость общим нормам конвенции, расширит возможности ратификации такой конвенции.
Международные региональные акты в сфере труда.
Это акты, принятые региональными организациями государств, например, Советом Европы, Европейским Союзом, СНГ и др. Конвенции региональных международных организаций государств - это разновидность многосторонних международных договоров регионального характера с ограниченным числом участников. Совет Европы (СЕ) - одна из региональных европейских организаций, созданная в 1949 г., объединяющая более 40 государств, в том числе Российскую Федерацию. Совет Европы принял более 150 конвенций по правам человека, в том числе содержащих социально-трудовые стандарты. Среди них лидирующее место занимают Конвенция Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» (ратифицирована РФ в 1998 г.), Европейская социальная хартия 1961 г. (в ред. 1996 г.) (подписана, но не ратифицирована Россией в 2000 г.). Основные региональные европейские стандарты труда закреплены главным образом в этих двух актах.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепляет минимальные обязательные стандарты, отвечающие требованиям современного европейского конституционализма. Государства - участники Конвенции берут на себя обязательство обеспечивать закрепленные в ней права и свободы каждому, находящемуся под их юрисдикцией. Конвенция не проводит различия между гражданами страны и иными лицами. Европейская комиссия по правам человека в одном из своих решений акцентировала внимание на том, что, став участником Конвенции, государство гарантирует обеспечение соответствующих прав не только своим гражданам и гражданам других Договаривающихся сторон, но и гражданам государств, не участвующих в Конвенции, а также лицам без гражданства. Таким образом, все эти лица правомочны не только пользоваться соответствующими правами, но и обращаться с жалобами в Европейский Суд по правам человека.
Социальная хартия является продолжением Европейской конвенции о правах человека в социальной сфере и в совокупности с ней гарантирует осуществление свыше 30 социальных прав. Европейская доктрина рассматривает Социальную хартию как дополнение к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Однако механизм реализации норм Конвенции и Хартии различен. Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» обеспечена юридической защитой Европейского Суда по правам человека. Контроль за соблюдением Социальной хартии ограничивается представлением докладов. В отличие от Европейской конвенции о правах человека права, закрепленные в Социальной хартии, распространяются только на лиц, которые на законных основаниях проживают или постоянно работают на территории соответствующего государства - участника Хартии. Другим недостатком, «слабостью» Социальной хартии считается возможность государств выбрать для себя в качестве обязательных лишь определенное количество норм Хартии.
Европейская социальная хартия включает наиболее широкий набор основных, прежде всего трудовых, прав и устанавливает обязательства государств по осуществлению этих прав. В Хартии сведены воедино трудовые права, закрепленные в актах ООН, в конвенциях и рекомендациях МОТ. Хартия предусматривает, что закрепленные в ней права работников не могут быть объектом ограничений, не предусмотренных в самой Хартии. Исключения могут устанавливаться национальным законодательством в целях защиты прав и свобод других лиц, общественных интересов, национальной безопасности, общественного здоровья и морали. Важно, что положения Хартии не должны ухудшать нормы национального законодательства и коллективных договоров, которые предоставляют работникам более благоприятные для них права.