Файл: Международные правовые акты, регулирующие отношения в сфере труда (Акты Организации Объединенных Наций.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Европейский Союз (ЕС) - это региональная организация, возникшая в результате интеграционных процессов, произошедших в Европе после Второй мировой войны. В Римском договоре 1957 г. о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) были определены рамки правотворческой деятельности ЕЭС в сфере трудовых отношений. В числе важнейших целей Римский договор провозгласил сближение законодательства государств - членов ЕЭС. Важным шагом в реализации идеи европейской интеграции стал Маастрихтский договор 1992 г., закрепивший создание ЕС. Данным договором предусматривалась унификация различных правовых систем и международного права, в том числе в сфере регулирования трудовых и социально-обеспечительных отношений государств - членов ЕС. Согласно этому договору скоординированная социальная политика в ЕС «имеет своей задачей. содействовать повсеместно в Сообществе. достижению высокого уровня занятости, социальной защиты, равноправию мужчин и женщин. повышению жизненного уровня и качества жизни». Социальная сфера является предметом совместного ведения Европейского сообщества и государств-членов.

В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве России и Европейского Союза (1994 г.) в качестве обязательного условия сотрудничества называются сближение и гармонизация законодательства РФ и ЕС (ст. 55). Это соглашение имеет большое значение для развития российского трудового права.

Особое место в системе источников ЕС занимает Хартия Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989 г. Несмотря на то что Хартия носит характер декларации, она имеет принципиальное значение, так как определяет базу для дальнейшего развития трудового и социального законодательства ЕС. В ней изложены основополагающие трудовые и социальные права, в этой части она полностью созвучна с рассмотренной нами ранее Европейской социальной хартией.

Нормативные акты ЕС в сфере труда и социальной защиты принимаются в соответствии с теми вопросами, которые предполагают общие нормы (стандарты) правового регулирования социально-трудовых отношений в рамках Сообщества. Европейское трудовое право, как унифицированное международное региональное трудовое право ЕС включает часть общую (первичное право) и особенную (вторичное право). Общую часть составляют Договор о создании ЕС и иные учредительные документы. Эти первичные нормы непосредственно регулируют трудовые отношения в странах ЕС. Они имеют приоритет по отношению к национальному праву стран - членов ЕС. Особенная часть (вторичное право) включает регламенты, директивы и рекомендации, которые издаются органами ЕС на основе «первичного права».
За время существования ЕС его органами было принято значительное число правовых норм, связанных с трудом. Их можно условно разделить на четыре группы. Нормы, регулирующие:


1) свободное передвижение работников внутри Сообщества;

2) равенство прав работников;

3) индивидуальное трудовое право;

4) коллективное трудовое право.

Значительная роль в унификации европейского трудового законодательства, контроле за соблюдением международных европейских стандартов отводится Суду ЕС. Особое место в системе источников ЕС занимает Социальная хартия ЕС, в которой содержатся основополагающие трудовые права: право на занятость, на справедливую заработную плату, на коллективные переговоры, на профессиональное обучение и др. Эта Хартия, несмотря на свой рекомендательный характер, составляет исходную базу для развития европейского социального законодательства.

Но не только МОТ строит свою деятельность на принципах социального сотрудничества. Директивы ЕС не только разрабатываются с учетом мнения социальных партнеров, но и сами директивы в ряде случаев придают юридическую силу европейским коллективным договорам. Объединения как работников, так и работодателей представлены собственными организациями. Важнейшими из них являются Союз объединений промышленников и работодателей Европы (UNICE) и Европейское объединение профсоюзов (EGB). Международные коллективные договоры стали нормой в объединенной Европе. Они распространяются главным образом на работников предприятий европейских транснациональных корпораций (ТНК) и фиксируют в унифицированном виде условия труда на материнских предприятиях корпорации и их филиалах.

Можно сказать, что современное европейское право - это относительно самостоятельная и автономная правовая система.

Содружество Независимых Государств (СНГ) - региональное объединение 12 стран Европы и Азии - республик бывшего Советского Союза. В Уставе СНГ (ст. 2) отмечено, что к сферам совместной деятельности государств Содружества относятся в числе прочего обеспечение прав и свобод человека, вопросы социальной и миграционной политики.

Трудовое законодательство стран Содружества характеризуется наличием близких, родственных черт. Это обусловлено во многом общей в прошлом законодательной базой - советским трудовым правом, которая и послужила основой для последующего развития национальных правовых систем. При этом некоторые государства сохранили прежние КЗоТы, но, с соответствующими изменениями и дополнениями. Но, несмотря на этот объединяющий участников фактор, в отличие от ЕС этой международной региональной организации не удалось стать эффективным наднациональным органом, унифицирующим социальное законодательство государств.


В СНГ были приняты Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г. и ряд актов, посвященных региональной миграции, охране труда, взаимному признанию прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием и др. Например, в Соглашении СНГ о сотрудничестве в области охраны труда указано, что государства-участники, обладая полной самостоятельностью в вопросах формирования и реализации национальной политики в области охраны труда, считают целесообразным проведение скоординированной политики по вопросам охраны труда с учетом общепринятых международных норм и правил; признают стандарты Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), единые нормы и правила по охране труда в качестве межгосударственных норм.

Следует обратить внимания на Соглашение о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, действующих на территории государств - участников СНГ (Бешкек, 9 октября 1997 г.). Целью данного Соглашения является создание механизма сотрудничества правительств государств и транснациональных компаний в области трудовых отношений и социального партнерства, обеспечения социальной защиты граждан, охраны и улучшения условий их труда. В целях обеспечения единообразного применения соглашений государств — участников СНГ был учрежден Экономический суд СНГ.

Международные договоры РФ как международные соглашения в свою очередь подразделяются на три вида:

- договоры, которые могут заключаться от имени РФ (межгосударственные договоры),

- договоры, которые могут заключаться от имени Правительства РФ (межправительственные договоры),

- договоры, которые могут заключаться от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

Эти договоры касаются вопросов трудовой миграции, охраны труда, иных форм сотрудничества в социально-трудовой сфере.

Международно-правовые обычаи.

В международном праве правовые обычаи признаются источниками права. Международные источники российского трудового права, являясь частью международного права, включают международно-правовые обычаи. Согласно Статуту Международного Суда ООН (ст. 38 п. 1) международно-правовой обычай может применяться судом для решения переданных ему споров «как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Более того, признание Россией обязательной юрисдикции Европейского Суда по правам человека в связи с ратификацией Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» (ратифицирована РФ в 1998 г.), судебная практика названного Суда в отношении Российской Федерации, отражающая международно-правовые обычаи, становятся руководящей судебной практикой, источником российского трудового права. Это положение вытекает также из признания общепризнанных принципов и норм международного права составной частью правовой системы Российской Федерации (ст. 10 ТК РФ). Специалисты по международному праву утверждают, что одной из форм существования названных международных принципов и норм является форма международного правового обычая.


Международный обычай представляет собой именно международную норму, которая призвана регулировать взаимоотношения субъектов международного права. В правовой литературе пишут о международном обычае, под которым понимают сложившуюся в практике аксиому, за которым субъекты признают юридическую силу.

Международные договоры и международные обычаи рассматриваются как самодостаточные, самостоятельные источники международного права. При этом одни авторы отдают приоритет в иерархии названных источников международному обычаю, другие, наоборот, - международному договору. Как всегда, появляется третья позиция о равной юридической силе этих источников, и она в настоящее время приобретает все больше сторонников.

Международное право в международной правовой системе.

Еще в середине прошлого века амплитуда мнений зарубежных авторов об определении места международного трудового права в системе международного права была широка. Международное трудовое право рассматривалось либо как часть публичного международного права, регулирующая отношения государств по поводу трудовых прав своих граждан, либо как часть международного частного права. В советской науке трудового права международное трудовое право признавали самостоятельной отраслью международного публичного права.

В современных исследованиях некоторые российские ученые сохраняют прежние подходы к определению отрасли международного трудового права. При этом в предмет международного трудового права включают международные трудовые отношения, под которыми понимаются трудовые отношения, осложненные иностранным элементом (в субъектном составе, объекте отношений или юридическом факте). Другими словами, при таком подходе международное трудовое право рассматривается как составная часть международного частного права.

В настоящее время и российское трудовое право, и международное трудовое право как самостоятельная отрасль в системе международного права строится на единстве публичных и частных начал. В предмет отрасли международного трудового права включаются не только отношения между государствами по поводу установления международно-трудовых стандартов (публичные отношения), но и отношения, осложненные иностранным элементом, в которых индивид наделяется международной правосубъектностью, его трудовые права обеспечиваются международно-правовыми средствами защиты, в том числе и международной судебной защитой. В предмет международного трудового права включаются и отношения, возникающие между государством и индивидом в связи с осуществлением последним трудовых прав и свобод, обеспеченных международно-правовой защитой (частные отношения).