Файл: Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы гражданского общества
1.1 Генезис понятия гражданского общества
2.1 Существенные признаки и основные функции гражданского общества
1.3 Структура и основные институты гражданского общества
Глава 2. Мировой опыт становления институтов гражданского общества
Введение
Как известно, проблема гражданского общества в России является одной из наиболее дебатируемых, начиная уже с Александровских реформ середины XIX века и, что характерно, вплоть до сегодняшнего дня. Если обратиться к статистике публикаций, а также контент-анализу программ телевидения, то можно удостовериться, что эта тема – гражданское общество в России – входит в число наиболее дискуссионных и постоянно возобновляемых, причем не только в политическом дискурсе или мнениях экспертного сообщества, ученых, теоретиков и идеологов самых разных политических воззрений, но и немалого числа простых обывателей.[1]
С одной стороны, это свидетельствует о его эвристическом потенциале, а с другой — связано с тем, что идея «гражданского общества» еще не получила надлежащего концептуального оформления, а посему и не сложился достаточный уровень метатеории, принимаемой в юриспруденции в качестве аксиомы.[2]
Актуальность работы обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества: экономической, политической, социальной, духовной. Широко известны успехи общественных организаций и движений людей доброй воли в области разрядки международной напряженности, в оказании помощи народам, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф и других социальных невзгод. Это достижимо только при достаточно развитом гражданском обществе.
Актуальность данной работы определяется ещё и тем, что государство уже не справляется со своими прямыми функциями – обеспечение порядка и безопасности граждан. Очевидно, что никакие структуры гражданского общества не могут заменить собой госструктуры. Но они могут инициировать постановку проблем в различных сферах жизнедеятельности общества, предлагать пути их решения и активно участвовать в реализации проектов. Это возможно через систему общественных экспертных советов при госструктурах на разных уровнях - федеральном, региональном, муниципальном, включая Общественную палату РФ и региональные общественные палаты. Основа такого сотрудничества — экспертная и общественная поддержка со стороны структур гражданского общества. Об эффективности такого пути свидетельствует опыт общественного участия в охране окружающей среды в регионах России.
Развитие гражданского общества в России приобретает особое значение. В Послании Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 года Президент Российской Федерации предложил эффективный механизм вывода страны из кризиса, одним из аспектов которого является укрепление гражданского общества, способного стать полноценным партнером государству. Корни российских неудач - в неразвитости гражданского общества и неумении власти говорить и сотрудничать с ним. Поэтому важнейшая задача - «создание условий для развития гражданского общества. Люди, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, должны иметь все возможности для реализации своих благородных устремлений»[3] .
В связи с эти важно всесторонне изучить теоретическое основы такого социального феномена как гражданское общество, а также изучить мировой опыт становления его институтов.
Наиболее обстоятельно вопросы гражданского общества (теория, история его зарождения и развития, формы взаимодействия с государством, понятие и классификация его институтов) исследовались в трудах таких ученых, как: З.Т. Голенковой, И.И. Кального, О.Н. Ганина, Л.Ю. Грудцына, Д.Е. Краснянского, А.И. Подберезкина.
Глава 1. Теоретические основы гражданского общества
1.1 Генезис понятия гражданского общества
О гражданском обществе в российской политической жизни ныне говорят многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое состояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но хотя сейчас гражданское общество вошло в научный и политический оборот, оно не должно стать неким фетишем. Утверждения типа «демократия невозможна без развитого гражданского общества» не следует принимать на веру.[4]
Вот почему стоит обратиться к истокам появления этого понятия, его первоначальному содержанию. На прошлом этапе отечественная теория государства и права также обращалась к истокам, но, увы, главным образом классового наполнения, к принудительным характеристикам государства и права. И оставляла в стороне богатейшее теоретико-правовое наследие Гегеля. Из него черпали лишь философские идеи, и то те, которые были созвучны идеалам преобразования общества в коммунистическое благоденствие, главным образом, диалектическую логику. Пришла пора заглянуть и на другие полки, где хранится теоретико-правовое наследие Гегеля.
Понятие «гражданское общество» восходит к идее полиса Аристотеля, идеям естественного права. Быть членом общества означало быть гражданином – членом государства и тем самым обязанным жить и действовать в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим гражданам.
Глубокое осмысленное понятие гражданское общество получило, как уже упоминалось, в трудах Гегеля, в его знаменитой «Философии права».
По Гегелю, гражданское общество – это, прежде всего, система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Из естественного, «некультурного» состояния «люди должны вступить в гражданское общество, ибо только в последнем правовые отношения обладают действительностью». При этом он подчеркивал, что подобное общество возможно лишь «в современном мире». Иными словами, гражданское общество противополагалось дикости, неразвитости, нецивилизованности. И под ним подразумевалось, конечно, классическое буржуазное общество.
Главным элементом в учении Гегеля о гражданском обществе выступает человек – его роль, функции, положение. Согласно гегелевским воззрениям, отдельная личность является для самой себя целью, ее деятельность направлена, прежде всего, на удовлетворение собственных потребностей (природных и социальных). В этом смысле она представляет собой некоего эгоистического индивида. В то же время личность может удовлетворить свои запросы не иначе, как находясь в определенных отношениях с другими людьми. В гражданском обществе каждый для себя – цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей.
Постановка вопроса о гражданском обществе содержится также в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, В фон Гумбольдта и других просветителей в связи с теориями «общественного договора», «народного суверенитета» и т.п.
Особый подход к проблеме гражданского общества прослеживается в марксизме. К. Маркс полагал, что государство, внешне как бы охватывая гражданское общество целиком, на самом деле служит интересам собственников господствующих социальных групп. Он говорил: «возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословия или классов – словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества».
В.И. Ленин вообще не пользовался понятиями гражданского общества и правового государства. Считалось, что освобождение человечества придет в результате уничтожения классовых различий и последующей ликвидации разделения между гражданским обществом и государством, а также достижения координации и объединения личного и коллективного существования. В итоге в условиях реального социализма государство, которое рассматривалось как выразитель, гарант всеобщего интереса, по сути дела полностью подчинило, поглотило общество. Неудивительно, что из советского обществознания вообще исчезло понятие «гражданское общество».[5]
Интересен подход к этой проблеме известного итальянского социолога А. Грамши. Под гражданским обществом он понимал сеть «частных» организаций социальных классов и слоев, прямо не включенных в аппарат государственной власти: профессиональных, религиозных, благотворительных, а также общественно политических групп и объединений. Он располагал гражданское общество как бы между экономическим и политическим обществами, тесно связывая его как с данными экономическими структурами, так и с государством – ареной открытой классовой борьбы, которая получает свое решение и принимает политические и правовые формы господства.
Далее, хотелось бы остановиться на современном понимании гражданского общества.
В зарубежной и отечественной литературе даются различные дефиниции гражданского общества. Так, британский ученый, директор Центра изучение демократии Дж. Кин определяет гражданское общество следующим образом: «Гражданское общество - это категория, одновременно описывающая сложный и динамический ансамбль охраняемых законом старых и новых социальных институтов и отдельных лиц, выступающих с альтернативными гражданскими инициативами, которым присуща тенденция к ненасильственности, самоорганизации и саморефлексивности и которые находятся в постоянных трениях друг с другом и институтами государственной власти; последние же охраняют, ограничивают и делают возможной их деятельность; и категория, предвосхищающая социальный проект развития будущего».[6]
По мнению, К.С. Гаджиева, «гражданское общество – это система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или коллективных».[7]
Пожалуй, самой распространенной является точка зрения на гражданское общество через анализ общественных организаций и движений. Может быть еще и потому, что в России имеется наличие данных социальных институтов. Так, по мнению З.Т. Голенковой, гражданское общество есть специфическая совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, институтов и ценностей, главными субъектами которых являются: гражданин со своими гражданскими правами и гражданские (не политические и не государственные) организации: ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты».[8]
И.А. Гобозов дает такое определение: «Гражданское общество – это такое общество, в котором существуют неофициальные структуры в виде различных политических партий, организаций, движений, комитетов, ассоциаций, собраний, обществ и т.д., действующие в рамках юридических законов и норм и оказывающие заметное влияние на официальные органы власти».[9]
Самым авторитетным в научной литературе является определение, сформулированное учеными из Центра гражданского общества Лондонской школы экономики: «Гражданское общество – это арена добровольных коллективных действий, исходящих из разделяемых интересов, целей и ценностей. В теории институциональные формы гражданского общества отличаются от таких форм для государства, семьи и рынка, однако на практике границы государства, гражданского общества, семьи и рынка сложны, расплывчаты и подлежат обсуждению. Гражданское общество обычно состоит из таких организаций, как: зарегистрированные благотворительные учреждения, негосударственные организации по развитию, сообщества, женские организации, организации, построенные на доверии, профессиональные ассоциации, профсоюзы, группы самопомощи, социальные движения, ассоциации бизнеса, коалиции и группы по защите каких-либо/чьих-либо взглядов».
Все приведенные дефиниции не противоречат друг другу, а скорее свидетельствуют о том, что гражданское общество представляет собой сложный, многогранный и многофакторный феномен.
Итак, из приведенных выше взглядов на гражданское общество виднейших представителей политической философии различных стран можно сделать следующие выводы:
- гражданское общество – продукт исторического развития человечества, появившийся в период начала формирования правового государства;
- обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан обретения экономической самостоятельности на базе частной собственности;
- важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и возрастание личности человека;
- становление гражданского общества зависит от степени развитости экономических и правовых отношений, действенности механизма общественного контроля за государственно-властными структурами;
- гражданское общество находится в тесной связи с государством.