Файл: Структура Конституции Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Права и свободы человека и гражданина

Вторая глава Конституции РФ конкретизирует и развивает положения ст. 2 и 7 о человеке, его правах и свободой как высшей ценности.

Содержание гл.2 Конституции соответствует в основном общепризнанному демократическим сообществом перечню прав и свобод. В совокупности они составляют систему гражданских, политических, социальных, экономических, культурных, экологических прав.

Конституционные права и свободы – это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные[8]. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключении признают, что перечень не является исчерпывающим, т.е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конституции РФ по этому поводу говорится (ч.1 ст.55): «Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».

2.3 Федеративное устройство

В главе 3 Конституции РФ развивается ряд существенных положений, содержащихся в гл.1, где, в частности, говорится, что наша страна является федерацией, что и закреплено в ее названии. Эти положения необходимо учитывать при рассмотрении гл.3. Но при этом надо иметь в виду, что некоторые вопросы, имеющее прямое отношение к федеративному устройству нашей страны, рассмотрены не только в главе 3, но и в последующих главах Конституции.

Глава 3 Конституции РФ состоит из 15 статей. В первой из них перечисляются все субъекты Федерации и, тем самым, констатируется их нахождение в составе государства, их объединяющего.[9]

Как и во всякой федерации, в РФ разграничиваются предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В ст.71 закреплен круг вопросов, которые относятся к ведению РФ, а в ст.72, – что относится к совместному ведению РФ и ее субъектов. Предметы же ведения субъектов РФ в Конституции не перечислены.

2.4 Президент

В ст. 5, 10 и 11 гл.1 раскрыты значение и сущность принципов разделения властей. Каждой из этих властей в Конституции РФ посвящена отдельная глава. Логика построения Конституции соответствует принципу разделения властей. Вместе с тем реализация принципа разделения властей в российской Конституции также не означает многовластия. Власть изначально принадлежит многонациональному народу РФ (ст.3). То, что главам, посвященным трем ветвям власти, в Конституции предшествует гл.4 «Президент РФ», объясняется важностью единства государственной власти. С этой главы начинается изложение в Конституции системы государственных органов РФ, что, помимо прочего, объясняется также особым значением Президента в организации государственной власти РФ.


Президент РФ занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина», а также того, что Президент устанавливает основные направления политики государства.

Согласно ст.80, Президент РФ является главой государства.

2.5 Парламент

Глава 5 раскрывает основы организации и деятельности парламента РФ. Согласно ст.11 Федеральное Собрание наряду с Президентом, Правительством и судами РФ осуществляет государственную власть в нашей стране.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента и соответственно Государственная Дума – его нижней палатой, т.к. это не установлено Конституцией. Подобные характеристики вытекают главным образом из аналогии с зарубежной практикой организации двухпалатных парламентов. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст.95.2). Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст.95.3), которые избираются народом.

Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, установленные Конституцией:

1. Относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания. Эти полномочия закреплены в ст. 102-103. Не в одной конституции стран

2. Связанные с организацией деятельности палат (ст.101).

3. Полномочия по принятию федеральных законов (ст.105-107). В принципе, процедура принятия федеральных законов в России ничем не отличается от процедуры принятия таких же законов в других федерациях. Согласно ч.1 ст.105 федеральные законы принимаются Государственной Думой. В Конституции РФ говорится, что федеральный закон вступает в силу, когда он принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, а затем подписан и обнародован Президентом.

Правом роспуска Государственной Думы обладает Президент РФ (ст.84.а). Это новый конституционно-правовой институт. Основаниями роспуска, в соответствии с ч.3 и 4 ст.117, являются: а) трехкратное отклонение представленных кандидатур на должность Председателя правительства РФ; б) повторное выражение Государственной Думой недоверия Правительству; в) выражение Государственной Думой недоверия Правительству в случае, когда инициатором постановки вопроса о доверии является Председатель Правительства.


2.6 Правительство

Согласно ст.110 Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства.

В ст.114 определяется круг основных полномочий Правительства: разработка и обеспечение исполнения бюджета; обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечение проведения в РФ единой государственной политики и т.д. Такими же полномочиями обладают и соответствующие органы исполнительной власти других стран, но почему-то они, в большинстве своем, не перечисляются в Основном законе так, как это сделано в Конституции РФ.

Конституция РФ предусматривает различные основания отставки Правительства в зависимости от того, кто был ее инициатором. Одно из них – заявление Правительства об уходе. Другое основание – это инициатива Президента в принятии такого решения. Третье основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему палатой

Федерального Собрания – Государственной Думой. Вотум недоверия (в других странах также резолюция порицания)– один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство.

2.7 Судебная власть

В гл.7 Конституции РФ утверждается понятие правового института судебной власти в действующем законодательстве. Глава характеризуется новым, нетрадиционным подходом к раскрытию сущности названной политико-юридической категории.

Используемый Конституцией термин «судебная власть» представляет собой краткое выражение политико-правовой доктрины, вытекающей из концепции разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов правосудия в системе государственного механизма.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти.


Закрепление в конституционных нормах и федеральном законодательстве судебной власти как государственно-правового института позволяет выделить его специфические признаки, отметить необходимость утверждения системы гарантий, позволяющих судебной власти осуществлять свои функции и решать поставленные перед ней законом государственные задачи.

Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность (ст.118.1) и подзаконность (ст.120.1).

2.8 Местное самоуправление

В главе «Местное самоуправление» конкретизированы положения ст.12. Закрепленная здесь модель местного самоуправления приближается к общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления как демократического института.

«Одним из признаков развития гражданского общества является система институтов самоуправления. Эти институты позволяют придавать свободной деятельности человека созидательный смысл, связывать с самоответственностью.

Именно поэтому Конституция выделяет отдельную сферу гражданской самостоятельности и активности – местное самоуправление, определяя, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, а действуют самостоятельно и несут ответственность перед своим населением».

В ст.130 раскрывается смысл местного самоуправления, говорится о том, кто и как осуществляет местное самоуправление. В следующей статье, этой же главы определяются территориально-организационные основы. Ст.131 дает перечень важнейших вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления.

2.9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Заключительные и переходные положения

В главе 9 Конституции РФ регламентируется порядок изменения действующей и принятие новой Конституции, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем динамику его развития с учетом меняющихся общественных потребностей.

В целом, анализируя порядок изменения Конституции РФ, следует подчеркнуть крайнюю сложность конституционного пересмотра. Конституция РФ считается сверхжесткой.


Назначение второго раздела, завершающего текст Конституции РФ, в том, чтобы процессы формирования системы органов государственной власти, приведения текущего законодательства в соответствие с конституционными нововведениями сделать менее резкими, постепенными, учитывая преемственность конституционных институтов и норм.

3. ИЗМЕНЕНИЕ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ РФ

Конституция — акт долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность. Юридической гарантией стабильности российской Конституции служит особый (жесткий) порядок ее пересмотра и принятия конституционных поправок, предусмотренный гл. 9 Конституции РФ.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, согласно ст. 134 Конституции РФ, могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Таким образом, круг субъектов, наделенных правом выступать с инициативой внесения изменений в действующую Конституцию или принятия новой Конституции, предусмотренный ст. 134 Конституции РФ, не совпадает (ограничен) с кругом субъектов права законодательной инициативы, предусмотренным ст. 104 Конституции РФ.

В Конституции РФ установлен различный порядок пересмотра гл. 1, 2, 9 и 3-8.

Положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.