Файл: Консультационные системы как пример системы поддержки принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Интеллектуальная деятельность специалиста состоит в принятии решения о оптимальном способе достижения поставленной цели. Лицо, принимающее решение (ЛПР), делает свой выбор на основе познания.

Познание – философская категория, описывающая процесс интеллектуальной деятельности, т.е. процесс получения субъектом нового знания о мире. Познание состоит из двух этапов: анализа и синтеза.

Анализ связан с разделением поставленной задачи на элементы и изучением элементов обособленно. Синтез – соединение изученных элементов в систему для получения конечного результата.

Интеллектуальные и аналитические АИС позволяют частично автоматизировать интеллектуальную деятельность специалиста. Такие системы относят к классу систем поддержки принятия решений (СППР). СППР, в отличие от вычислительных комплексов, используются в задачах с неполными, противоречивыми данными, или когда количественные данные описываются качественно (малый, очень большой, похож–непохож), т.е. когда не удается просто подставить значения в математическую модель.

Как и сам процесс принятия решения, СППР можно разделить на две группы: информационно-аналитические и консультационные системы.

Компьютерные системы поддержки процесса принятия тактических решений, насыщенные знаниями о положительном опыте раскрытия и расследования преступлений, позволяют сэкономить силы и средства, а самое главное – время для принятия оптимальных решений, направленных на раскрытие преступлений в сложных ситуациях, требующих принятия многокритериальных тактических решений.

Надо понимать, что СППР не могут полностью автоматизировать работу следователя или юриста – они дают советы в довольно узких предметных областях. За специалистом остается выбор, принять или не принять предложенное решение.

1. Системы поддержки принятия решений. Их эволюция.

Системы поддержки принятия решений (DSS) - это компьютерные системы, почти всегда интерактивные, разработанные, чтобы помочь менеджеру (или руководителю) в принятии решений. DSS включают и данные, и модели, чтобы помочь принимающему решения решить проблемы, особенно те, которые плохо формализованы.

Несмотря на то, что история исследований задач и процессов принятия решений восходит к 1738г., когда Бернулли и Ла Плас установили логарифмическую форму нелинейной функции полезности денег, актуальность они (и деньги тоже) не потеряли.


Применение СППР основано на экономической целесообразности и определяется сложностью задач, которые решают с их помощью.

Итак, система поддержки принятия решений - диалоговая автоматизированная информационная система, использующая правила принятия решений и соответствующие модели с базами данных, а также интерактивный компьютерный процесс моделирования, поддерживающий принятие самостоятельных и неструктурированных решений отдельными менеджерами и личным опытом лица, принимающего решения, для получения конкретных, реализуемых решений проблем, не поддающихся решению обычными методами. Системы поддержки принятия решений - это одна из важнейших категорий информационных систем управления.

В последнее время СППР начинают применяться и в интересах малого и среднего бизнеса (например, выбор варианта размещения торговых точек, выбор кандидатуры на замещение вакантной должности, выбор варианта информатизации и т. д.). В общем, они способны поддержать индивидуальный стиль и соответствовать персональным потребностям менеджера.

Существуют системы, созданные для решения сложных проблем в больших коммерческих и государственных организациях. Приведем несколько примеров.

Система авиалиний. В отрасли авиаперевозок используется система поддержки принятия решений - Аналитическая Информационная Система Управления. Она была создана American Airlines, но используется и остальными компаниями, производителями самолетов, аналитиками авиаперевозок, консультантами и ассоциациями. Эта система поддерживает множество решений в этой отрасли путем анализа данных, собранных во время утилизации транспорта, оценки грузопотока, статистического анализа трафика. Например, она позволяет делать прогнозы для авиарынка по долям компаний, выручке и рентабельности. Таким образом, эта система позволяет руководству авиакомпании принимать решения относительно цены билетов, запросов в транспорте и т.д.

Географическая система. Географические информационные системыэто специальная категория систем поддержки, которая позволяет интегрировать компьютерную графику с географическими БД и с другими функциями систем поддержки принятия решений. Например, IBNs GeoNanager- это система, которая позволяет конструировать и показывать карты и другие визуальные объекты для помощи при принятии решений относительно географического распределения людей и. ресурсов. Например, она позволяет создать географическую карту преступности и. помогает верно перераспределить силы полиции. Также ее используют для изучения степени урбанизации, в лесной промышленности, железнодорожном бизнесе и т.д.


Когда классифицируют СППР, учитывают:

  • структурированность решаемых управленческих задач;
  • уровень иерархии управления фирмой, на котором решение должно быть принято;
  • принадлежность решаемой задачи к той или иной функциональной сфере бизнеса;
  • вид используемой информационной технологии.

Целесообразно определить три класса СППР в зависимости от сложности решаемых задач и областей применения.

СППР первого класса, обладающие наибольшими функциональными возможностями, предназначены для применения в органах государственного управления высшего уровня (администрация президента, министерства) и органах управления больших компаний (совет директоров корпорации) при планировании крупных комплексных целевых программ для обоснования решений относительно включения в программу различных политических, социальных или экономических мероприятий и распределения между ними ресурсов на основе оценки их влияния на достижение основной цели программы. СППР этого класса являются системами коллективного пользования, базы данных которых формируются многими экспертами - специалистами в различных областях знаний.

СППР второго класса являются системами индивидуального пользования, базы данных которых формируются непосредственным пользователем. Они предназначены для использования государственными служащими среднего ранга, а также руководителями малых и средних фирм для решения оперативных задач управления.

СППР третьего класса являются системами индивидуального пользования, адаптирующимися к опыту пользователя. Они предназначены для решения часто встречающихся прикладных задач системного анализа и управления (например, выбор субъекта кредитования, выбор исполнителя работы, назначение на должность). Такие системы обеспечивают получение решения текущей задачи на основе информации о результатах практического использования решений этой же задачи, принятых в прошлом. Кроме того, системы этого класса могут применяться в торговых предприятиях, торгующих дорогими товарами длительного пользования, в качестве средства "интеллектуальной рекламы", позволяющего покупателю выбрать товар на основе своего опыта приобретения товаров аналогичного назначения.

В процессе своего развития системы поддержки принятия решений прошли следующий эволюционный путь

Первые системы - системы обработки транзакций (TSP)-это компьютерные системы, предназначенные для выполнения рутинных операций регистрации, накопления, хранения и выдачи информации в заранее заданной форме. Как видим, в рамках таких систем принятие решений обеспечивалось только информацией.


Следующим этапом развития информационных систем было появление концепции автоматизированной системы управления. У нас эта концепция получила название АСУ, а на Западе - МIS (Management Information System). MIS - это компьютерная система, предназначенная для выборки и интеграции данных из многих источников для обеспечения своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Основные положения этой концепции - централизация обработки информации в едином вычислительном центре, использование аппаратных и программных средств обработки данных в целях сокращения персонала и накладных расходов, появление понятия базы данных, систем управления базами данных. Существует довольно много достоинств и недостатков у этой концепции. Мы не будем их обсуждать здесь в, полной мере, поскольку недостатки устранялись, а завоевания этой концепции использовались в последующих поколениях систем.

Уровень поддержки решений при использовании данной концепции - информационный, применяются отдельные модели и методы для принятия оптимальных решений.

Отметим, что в существенной мере характер всех поколений систем и их концепций определялся техническими возможностями обработки информации, имеющимися на тот период.

Системы автоматизации конторской деятельности реализовывали распределенные базы данных. Устранялась излишняя централизация. Появились локальные вычислительные сети на базе средних ЭВМ. Уровень поддержки решений - информационный, применяются отдельные модели и методы для принятия оптимальных решений. OAS - это компьютерная система для выполнения комплекса операций функционирования системы управления как таковой.

Следующий этап - системы DDS. DDS - это диалоговая компьютерная система, использующая формализованные правила и модели объекта управления совместно с базой данных и личным опытом менеджера для выработки и проверки вариантов управленческих решений. Как видим, система этого рода не обеспечивает информационно процесс принятия решений, а участвует в нем.

2. Экспертные информационные системы.

2.2. Экспертные системы и их особенности. Применение экспертных систем.

Вершиной развития информационных систем являются экспертные системы.

Экспертные системы (ЭС) возникли как значительный практический результат в применении и развитии методов искусственного интеллекта (ИИ)- совокупности научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с использованием ЭВМ.


Область ИИ имеет более чем сорокалетнюю историю развития. С самого начала в ней рассматривался ряд весьма сложных задач, которые, наряду с другими, и до сих пор являются предметом исследований: автоматические доказательства теорем, машинный перевод (автоматический перевод с одного естественного языка на другой), распознавание изображений и анализ сцен, планирование действий роботов, алгоритмы и стратегии игр.

ЭС- это набор программ, выполняющий функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области. ЭС выдают советы, проводят анализ, дают консультации, ставят диагноз. Практическое применение ЭС на предприятиях способствует эффективности работы и повышению квалификации специалистов.

Главным достоинством экспертных систем является возможность накопления знаний и сохранение их длительное время. В отличии от человека к любой информации экспертные системы подходят объективно, что улучшает качество проводимой экспертизы. При решении задач, требующих обработки большого объема знаний, возможность возникновения ошибки при переборе очень мала.

Рассмотрим основные различия между экспертной системой и системой поддержки решений (см. табл. 1).

Таблица 1 - Различие между экспертной системой и системой поддержки решений

DDS

ESS

Цель

Помочь человеку (ЛПР) в принятии решения

Повторить (имитировать) деятельность людей-экспертов и заменить их

Кто дает рекомендации (принимает решение)?

ЛПР и/или система

Система

Главная ориентация

Принятие решений

Передача экспертизы (эксперт - компьютер - человек),тиражирование экспертизы

Кто преимущественно задает вопросы?

ЛПР

Компьютер

Объект поддержки

Лица, группы, организации

Лица (преимущественно) и группы

С какой информацией преимущественно манипулируют?

Числовой

Символьной

Характеристика проблемной области

Комплексная, широкая, сложная

Узкая

Тип задач

Случайные, уникальные

Повторяющиеся

Содержание базы данных

Фактические значения

Процедурные и фактические знания

Способность проводить логические рассуждения

Нет

Да, ограниченная

Возможность получения объяснений

Ограниченная

Да