Файл: Взаимосвязь права и государства (Понятие право в объективном и субъективном смысле.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2)когда возникают новые производственные отношения, которые затем закрепляются в нормах права. В этом подходе экономика имеет приоритет перед правом, т.е. экономика определяет право. Это превосходство проявляется лишь, в конечном счёте, т.к. право, опираясь на экономику, может, и влияет на развитие общественных отношений, ускоряя ход их развития или сдерживая их.

Право должно давать стимуляцию для развития экономических отношений, ведь от экономических условий зависит социально-политическая обстановка в обществе.

Рыночная экономика в силах избавить общество от товарного дефицита и стимулировать научно-технический прогресс, однако она не проявляет способность решать другие не менее важные социально-экономические проблемы, к ним относятся: удовлетворение тех общественных потребностей, которые нельзя измерить деньгами и превратить в платёжеспособный спрос. Их можно разделить на три условные группы:

1)общественные потребности (коммунальные услуги, армия, правоохранительные органы и прочее);

2)внешние факторы (загрязнение окружающей среды, исчерпание природных ресурсов из-за безудержного вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве и прочее);

3)обеспечение социально-экономического права личности на труд, поскольку рыночная экономика невозможна с полной занятостью.

Существуют и другие проблемы, которые невозможно решить без правового регулирования. Сюда относят: неравномерность регионального развития, крупные инвестиционные проекты, борьба с инфляцией, монополизмом и т.д. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны как для общества, так и для природы, поэтому рыночная экономика более чем любая другая нуждается в регулировании. Роль регулятора может выполнять только государство с помощью права, задача государства состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы регулирования, которые, не разрушая природу рыночной экономики, обеспечили бы её максимальную социальную эффективность.

Регулирование рыночной экономики преследует следующие цели: создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективности функционирования рыночной экономики, минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов, обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Правовое регулирование экономики состоит в: обеспечении функционирования рыночных структур (банки, акционерные общества и т.д.), разработке и принятии законов по поводу собственности, предпринимательства и коммерции, защиты прав покупателей и интересов общества, посредничества между предпринимателями и наёмными работниками, равноправие субъектов всех форм хозяйства, упреждения формирования теневой экономики и т.д. В системе регулирующих норм исключительное значение должно занимать антимонопольное законодательство, которое впервые было осуществлено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов», впоследствии оно было воспринято всеми рыночно-развитыми странами мира. Однако мало кто знает, о том против кого были созданы «антитрестовские законы», а создали их, чтобы помешать компании “Standard oil” уничтожить нефтяную экономику США. Это компания на пике своего могущества владела 90% всей нефти в США, более того, она имела собственные нефтепроводы, НПЗ и железнодорожные линии. Благодаря этому, компания была полностью независимой и постоянно росла, скупая своих разоряющихся конкурентов, она самостоятельно строила нефтепроводы и заключала губительные для конкурентов контракты.


Право и политика.

Политические и правовые нормы это социальные регуляторы поведения людей, они устанавливают правила поведения общего характера, т.е. их требования относятся не к отдельному лицу, а ко многим лицам. Это общеобязательные правила, которые обеспечиваются сознанием их необходимости, общественным мнением, а иногда принуждением, со стороны государства.

Политические и правовые нормы тесно связаны между собой, поскольку выражают отношения собственности, государственной власти, являются центральным звеном государственно-правовой структуры общества. Их формы взаимодействия довольно разнообразны: солидарность, противоборство, взаимоподдержка и др. Они зависят от конкретно-исторических условий, борьбы за власть, состояния общественного сознания, соотношения противоборствующих сторон, состояния общественного здоровья и уровня культуры в обществе.

Взаимодействие политических и правовых норм «подвижно» и меняется под воздействием конкретной ситуации в обществе. У них имеется один источник отношений по поводу собственности, который обуславливает содержание и политики и права – “тот, кто обладает собственностью, обладает и политической властью”. Возникнув из отношений собственности, политические нормы, абстрагируясь от своей собственности, выступают как нормы регулирующие: отношения классов, социальных групп, сословий и партий по поводу политической власти; правовые нормы в результате законотворческой деятельности государства становятся юридическими. Благодаря отношениям по поводу собственности, политические нормы регулируют отношения социальных групп по поводу власти, а правовые нормы становятся юридическими.

Политические и правовые нормы имеют единый источник происхождения, но в их способах установления немало различий.

Право и политика это взаимосвязанные сферы общественной жизни, взаимоотношения права и политического государства двусторонни: с одной стороны, государство санкционирует и констатирует систему права, делая её публичной, общеобязательной, всеобщей, а её нарушение влечёт за собой меры государственного воздействия; а с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом.

Если общим между политикой и правом является то, что они оба являются регулятивными системами общества, то отличия между ними в этом смысле проистекают из того, что это различные регулятивные системы. Известный голландский юрист Г. Гроции полагал, что «предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза».


Одно из самых важных различий между политикой и правом состоит в разнице между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера это, прежде всего: указы, законы и распоряжения; политика и политическая сфера управления это, тактика и стратегия поведения и деятельности людей и их организаций, воздействие властных структур на общество и иногда не столько правовых, сколько: силовых, материальных, идеологических, психологических и т.д.

Другим отличием между политикой и правом является то, что политика изменчива и непостоянна, в то время как нормы права достаточно определенны и устойчивы. Политика является более гибкой, противоречивой, менее определённой, чем право, т.к. у разных групп людей имеются свои, меняющиеся политические ценности и принципы, да и воспринимаются они по-разному.

Ещё одно различие между политикой и правом состоит в том, что политика как явление более широка, чем право. Политика характеризуется не только качеством все присутствия, она может и распространять своё поле воздействия на любые сферы, проблемы и вопросы общественной жизни. Политика обычно находится везде, где есть право, но не всегда закон присутствует в политических решениях, процессах или отношениях.

Пожалуй, самым важным отличием политики и права является то, что политика может очень быстро видоизменяться, в то время как право меняется медленнее и обычно через официальное нормотворчество.

Также важно понимать что, механизм взаимодействия политики с правом является одновременно и теоретико-правовой и социологической проблемой. Не случайно, поэтому, чаще других к ее исследованию обращались представители различных направлений социологической юриспруденции (Е. Эрлих, Г. Канторович, Ф. Жени, Р. Паунд, К. Ллевелин, Д. Френк, О. Холмс, Б. Кардозо, Ж. Карбо-нье и др.). Однако социологический аспект проблемы соотношения права и политики может успешно изучаться лишь при условии его теоретико-методологического обеспечения.

Всегда была и не менее ощутимой потребность в систематизации знаний, дополняющих друг друга, на основе которых определяются границы и способы возможных обобщений, допустимые формы влияния знания на поведение индивидов, организаций. В этой связи очевидна соотносимость понятий «государственная власть», «право» и «политика». Сложность проблемы заключается в действительной многоаспектности названных социальных феноменов, при определении которых необходимо избегать их трактовок, не улавливающих сущности.


Право и идеология.

Идеология это совокупность системных упорядоченных взглядов, которые выражают интересы различных социальных групп и классов. На её основе осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг другу. Идеология не наука, хотя она может опираться на научные знания, идеология, она как выражение частных интересов в форме всеобщности.

Все виды идеологий, являясь продуктом сознания взаимосвязаны и взаимообусловлены, в обществе действует большое количество идеологий: национальная, нравственная, государственная, правовая и политическая.

В праве отражается государственная идеология, включающая основные положения остальных видов общественных идеологий. Современное Российское государство не проводит чётко выраженную идеологическую политику и Конституция РФ закрепляет, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, наиболее определённой, выражающей политику можно назвать правовую идеологию.

Формирование правовой идеологии, как и любой другой идеологии можно осуществить с помощью: пропаганды, сми, художественной литературы, искусства и т.д. Необходимо также отметить зависимость эффективности формирования идеологии от нравственного воспитания, ведь в конечном итоге, сознание личности будет зависеть от сформированной у неё идеологии. Поэтому деятельности государства в сфере правового воспитания, обучения, должна предшествовать работа по формированию у граждан нравственного правосознания.

До использования комплексного подхода к механизму действия права, утвержденная в науке конструкция механизма правового регулирования рассматривалась, как чисто юридический механизм реализации норм права.

Комплексный подход к механизму действия права, разработанный коллективом кафедры социалистической законности в органах внутренних дел Академии Управления МВД СССР позволил учесть влияние целого ряда не правовых факторов на процесс реализации норм права: организационных, экономических, политических, а так же идеологических. Согласно комплексному подходу, идеологический фактор присутствует на всех стадиях механизма действия права таких как: правообразование, правореализация, правотворчество. Идеологическую составляющую механизма действия права можно рассматривать с внутренней и внешней стороны.


Внутренняя идеологическая составляющая механизма характеризуется тем, что правовая идеология, как составная часть правосознания, является элементом системы механизма. Социальный субъект действия права, преломляя в своём сознании социальные, политические, экономические и др. потребности, вырабатывает собственные представления, взгляды на право.

Внешнюю идеологическую составляющую механизма, можно рассматривать в двух направлениях.

1)Идеология во всей совокупности видов, является частью социальной среды действия права. Во взаимодействии с другими социальными условиями действия права (такими как: политическими, экономическими и др.), идеология оказывает влияние на характер действия права, его направленность и результативность.

2)Идеологические средства, входят в состав социальных средств механизма. Среди них важное значение имеет нравственное воспитание, правовое воспитание, научное обоснование действий права, в том числе и прогнозирование социальных последствий действия закона, разработка возможных рассогласований в процессе его реализации, исследование среды действия и др.

На разных стадиях механизма, влияние разных видов идеологий различно. На правообразование особое влияние оказывает нравственная идеология, так как только соответствующие нравственной идеологии правила поведения могут быть закреплены в качестве правовых норм, и общественной идеологии. Такие структурные элементы общественной идеологии, как общественные потребности и интересы, являются исходным пунктом правообразовательного процесса.

На стадии правотворчества особенно заметно взаимодействие и превращения друг в друга индивидуальной, общественной и государственной идеологии. Так на идеологические представления субъекта правотворчества воздействует общественно-правовая идеология. В свою очередь идеологические представления субъекта правотворчества под влиянием его эмоционального отношения, формируют волевое действие, выражающееся в принятии нормы права, которая становится выражением государственной идеологии.

Большое влияние на формирование правосознания граждан оказывает правовая деятельность органов внутренних дел, т.к. взгляды населения о действующем праве обусловлены во многом общественным мнением о правоохранительных, органах вообще об органах внутренних дел в частности, поэтому идеологический аспект правовой деятельности органов внутренних дел имеет большое значение для идеологический деятельности государства.