Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
Введение.
Психология – очень важный предмет в сфере общественного понимания, так как многие элементы психологии мы используем в жизни каждый день. Для того, чтобы понимать какой перед тобой стоит человек, то нужно по минимальному понимать его психику и психику его поведения. Некоторые выводы исходят из подсознательного, что дает нам сделать предварительную оценку человека. Но как мы знаем, часто «первое впечатление обманчиво». Психология дает нам чуть больший шанс в том, чтобы не ошибиться, какой перед нами человек.
Первое, что можно часто заметить за людьми – это то, как они ведут себя перед окружающими и как реагируют на них. Это характеризуется темпераментом человека.
В данной работе я поставил перед собой цель – разузнать о темпераменте, его видах и особенностях.
Поставил перед собой следующие задачи:
- Раскрыть понятие темперамент
- Разобраться в видах темпераментов
- Выяснить как определить свой темперамент
- Узнать в каком возрасте формируется темперамент
- Понять, как темперамент может действовать на окружающих людей и на самого человека
По окончанию разбора я хочу выяснить, является ли темперамент первоочередным аспектом по которому стоит понимать и судить человека, или же это один из тех факторов индивида, который показывает часть его оболочки, а не внутреннее содержание в целом.
Понятие темперамента и его особенности.
Стоит сначала разобраться с определением темперамента и его особенностями. Что такое темперамент?
Темперамент – устойчивая совокупность индивидуальных психофизических свойств личности, связанных не с содержательными, а с динамическими аспектами деятельности.
Если разобраться в определение, то под темпераментом понимают способность человека реагировать на внешние раздражители и переходить от одних реакций к другим. Темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности, который состоит из трех компонентов:
- «Сила» нервной системы
- «Подвижность»
- «Уравновешенность»
Темперамент является всего лишь одной из множеств систем, описывающих виды человеческой деятельности. Когда-то это была единственная подобная система. Учение о них разрабатывали античные врачи Гиппократ и Гален, которые были уверены, что тип характера человека зависит от преобладания в его организме тех или иных «жизненных соков» - крови, лимфы, желтой и черной желчи.
В переводе с латинского слово «темперамент» означает «смесь» - то есть смесь этих самых «жизненных соков».
В следующей главе реферата буду разбирать, в каком типе темперамента преобладает тот или иной «жизненный сок».
Виды темпераментов и их различия.
Темперамент человека напрямую зависит от той жидкости (гумора), которая преобладает в организме конкретного человека. Согласно теории Гиппократа типы темперамента распределились так:
- Преобладающая жидкость кровь (сангвис) – сангвинический тип темперамента. Это энергичный, жизнерадостный, быстрый и общительный тип, который довольно легко переносит все возникающие в жизни трудности и неудачи.
- Преобладающая жидкость желчь (холе) – холерический тип темперамента. Раздражительный, желчный, возбудимый, несдержанный, чрезвычайно подвижный, с быстрыми переменами настроения.
- Преобладающая жидкость слизь (флегма) – флегматический тип темперамента. Спокойный, уравновешенный, медлительный тип, очень медленно и с большим трудом переключающийся между двумя видами деятельности, достаточно плохо приспосабливающийся к другим жизненным условиям.
- Преобладающая жидкость черная желчь (мелэна холе) – меланхолический тип темперамента. В некоторой степени болезненно застенчивый, впечатлительный тип, предрасположенный к грусти, замкнутости, робости, довольно быстро утомляющийся, очень чувствительный к неприятностям.
Отсюда и происходят известные многим типы темперамента:
- Сангвиник
- Холерик
- Флегматик
- Меланхолик
И каждому из них соответствует своя «жидкость», свой «жизненный сок».
Данная классификация типов темперамента не потеряла своего значения и в наши дни, однако чистые меланхолики, холерики, сангвиники и флегматики встречаются довольно редко. Обычно есть смысл говорить лишь о смешанном типе темперамента.
Классическая система широко востребована в культуре – литературе, науке, искусстве. Конечно, современные учёные понимают, что никакого «преобладания жизненных соков» не существует, а тип темперамента определяется дисбалансом в нейрохимической системе организма. Если дисбаланс достигает крайней степени, то темпераменты перетекают в так называемые психиатрические профили, и каждый из них может развиться в определённое психическое расстройство:
- холерики страдают импульсивным расстройством личности (недуг, который имеет признаки, отличающие его от ряда других психических расстройств, и человек, страдающий импульсивным расстройством личности, отличается чрезмерной вспыльчивостью, которая часто возникает на пустом месте),
- сангвиники – гипоманией (состояние, сходное с манией, но менее тяжёлое в своих проявлениях. Для неё характерно лёгкое, постоянно приподнятое настроение, которое продолжается на протяжении по крайней мере нескольких дней, а также чувство благополучия, физической и умственной продуктивности, повышенная энергичность и активность),
- флегматики – шизоидным расстройством личности (расстройство личности, характеризующееся склонностью избегать эмоционально насыщенных взаимоотношений путём излишнего теоретизирования, замыкания в себе, ухода в фантазии)
- меланхолики – тревожным расстройством (психическое расстройство, характеризующееся общей устойчивой тревогой, не связанной с определёнными объектами или ситуациями).
Многие исследователи отмечают, что классическое понимание типа темперамента состоит из двух компонентов: активность поведения и эмоциональность. На основе этого были построены усовершенствованные классификации. А тот факт, что темперамент человека зависит от типа высшей нервной деятельности, впервые доказал великий русский учёный И. П. Павлов. Он установил, что высшая нервная деятельность имеет сходное строение у человека и высших животных. Таким образом, определённый тип темперамента свойствен не только человеку, но и наиболее развитым млекопитающим.
Существуют классификации, разделяющие личности по их свойствам. Одна из популярных классификаций – предложенное Карлом Юнгом разделение людей на экстравертов и интровертов.
Экстраверты: холериков и сангвиников. Направлены на взаимодействие с внешними раздражителями.
Интроверты: флегматиков и меланхоликов. Обращены к своей внутренней жизни.
Время зарождения темперамента.
Ученые в течение длительного времени пытаются понять, на каком этапе развития человека формируется его темперамент, а также какие факторы влияют на его становление. Недавно журнал Brain, Behavior, and Immunity опубликовал статью, авторы которой утверждают: на поведение детей, ассоциирующееся с тем или иным типом психики, влияет состав микрофлоры кишечника.
В исследовании приняли участие 77 детей в возрасте от 18 до 27 месяцев. Их родители заполняли подробные анкеты, содержащие вопросы о поведении детей в различных ситуациях, включающих в себя общение с окружающими и реакцию на внешние раздражители. Сами ученые исследовали микрофлору желудочно-кишечного тракта детей.
Результаты работы показали, что обитающие в кишечнике микроорганизмы — число их видов обычно варьируется от 400 до 500 — действительно влияют на психику и, соответственно, поведение ребенка, причем в случае с мальчиками эта зависимость выражена сильнее.
Исследователям удалось выяснить: если в пищеварительном тракте мальчика преобладают бактерии из семейств Rikenellaceae и Ruminococcaceae, а также родов Dialister и Parabacteroides, то ребенок будет сочетать в себе черты холерика и сангвиника. Если говорить о девочках, то здесь ученые установили, что чем ниже численность различных видов бактерий в пищеварительном тракте ребенка, тем сильнее в его характере выражены сдержанность и сосредоточенность, а высокая концентрация микроорганизмов из семейства Rikenellaceae повышает боязливость ребенка. Авторы исследования предупреждают, что родителям не стоит пытаться изменить состав микрофлоры желудочно-кишечного тракта своего ребенка посредством медикаментов, так как это может привести к непредвиденным негативным последствиям для здоровья. Кроме того, ученым пока не удалось выяснить суть процессов, которые обеспечивают связь между составом микрофлоры кишечника и характером ребенка.
Последняя работа британских и итальянских исследователей доказывает, что если темперамент ребенка лучше не пытаться изменить, то предсказать его можно сразу же после рождения. Ученые сумели обнаружить прямую взаимосвязь между способностью новорожденного ребенка концентрировать взгляд на каком-либо объекте и его будущим складом характера.
Участниками эксперимента стали 80 новорожденных (44 мальчика и 36 девочек) в возрасте от одного до четырех дней. Детям показывали разнообразные картинки, фиксируя при помощи камер время, в течение которого они концентрировали взгляд на каждом изображении. Обычно считается, что слишком долгое рассматривание одного и того же предмета говорит о замедленной мозговой деятельности человека. Тем не менее в случае с маленькими детьми очень важно определить границу, разделяющую быстрый осмысленный взгляд и неспособность сконцентрировать внимание.
В течение следующих нескольких лет — до тех пор, пока дети не достигли возраста 5–9 лет — родители регулярно заполняли анкеты, целью которых было фиксирование этапов психологического развития ребенка. После анализа всех собранных в ходе работы данных выяснилось, что предсказать будущее психологическое развитие ребенка можно непосредственно после его рождения. Ученые выяснили: если ребенок в возрасте нескольких дней способен фокусировать внимание на предмете, то в будущем он будет обладать менее импульсивным и экспрессивным характером, свойственным флегматикам и меланхоликам. Те новорожденные, которые в возрасте нескольких дней были неспособны концентрироваться на изображении, через несколько лет чаще страдали от гиперактивности, были легковозбудимыми и нервными, то есть проявляли черты холериков и сангвиников.
Основные черты психики человека формируются еще до его рождения.
Воздействие собственного темперамента.
Как же работают люди с различными характеристиками личности?
Холерики обладают очень высокой работоспособностью, однако им свойственно чрезмерно увлекаться, из-за чего они растрачивают свою энергию впустую. Сангвиники также имеют огромную работоспособность, но реализуют её лишь в том случае, если работа им нравится; если же она им не по нраву, они начинают относиться к своему делу безразлично и скучают. Флегматики работают неспешно, однако отличаются невозмутимостью, спокойствием и настойчивостью, благодаря чему выполняют свою работу добросовестно. Меланхоликам свойственно остро реагировать на внешние раздражители, они поглощены своими внутренними переживаниями; добросовестно выполнять свои обязанности они могут лишь в максимально спокойной и положительной обстановке при наличии каких-либо положительных впечатлений.
Известный советский психолог Б. М. Теплов установил, что работники с различным темпераментом отличаются не конечными результатами своей деятельности, а способами достижения этих результатов. То есть от конкретного темперамента зависит в первую очередь индивидуальный стиль деятельности того или иного работника. Знание об этом позволяет организовать работу организации таким образом, чтобы от каждого сотрудника получить максимальную результативность.
Например, для меланхоликов можно установить гибкий график, можно посадить их в помещение с минимальным количеством раздражающих факторов; от флегматиков не стоит требовать выполнения работы в строго установленный срок, особенно сжатый, вместо этого лучше сделать акцент на качестве продукта. Сангвиников необходимо заинтересовать работой, создав им условия, в которых они могут проявить свои способности и продемонстрировать свои умения окружающим.
Темперамент является совокупностью врождённых свойств человека. И когда говорят, что эти врождённые, изначально заложенные свойства оказывают влияние на поведение, работу человека и его деятельность в целом, то у неподготовленных это может вызвать недоумение: ведь известно, что человек – существо обучаемое, и всему он учится на протяжении всей жизни. Действительно, многим вещам человек обучается, однако на пределы обучаемости всё-таки оказывают влияние врождённые свойства личности.