Файл: Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 год. Проекты новой Конституции Российской Федерации, Сравнительный анализ.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 376
Скачиваний: 2
Введение
В начале 90-х годов возникла необходимость смены конституции. Причины этого:
1. Серьезные экономические, политические и идеологические изменения (рыночная экономика, частная собственность, предпринимательская деятельность, многопартийность, альтернативные выборы, референдумы, гласность, свобода слова, свобода политических действий и др.)
2. Действовавшая до 1993 Конституция РСФСР (1978 года) принималась как конституция республики в составе СССР, а не как конституция государства.
3. Действовавшая система власти советов работала неэффективно
4. Новые органы власти в лице президента, прежде всего, не были закреплены должным образом на конституционном уровне (в 1991 году появился пост президента РСФСР, был принят закон о нём, который включал всего 11 статей, недостаточно регулировал данный институт власти, это порождало противоречивые моменты во взаимоотношениях президента и действовавшего до октября 1993 года двухзвенного парламента и верховного совета)
5. Старая Конституция имела множество поправок, представляла собой внутренне противоречивый документ, требовалось кодификация. При разработке проекта новой конституции развернулась борьба между законодательной (съезд народных депутатов + верховный совет) и исполнительной ветвями власти (Президент и правительство). Эта борьба стала главной причиной торможения конституционного процесса. Комиссия по подготовке новой Конституции была сформирована 22.06.90 г. На первом съезде народных депутатов РСФСР, Комиссией был подготовлен проект Конституции и в дальнейшем трижды предпринимались попытки его принять. Весна-осень 1992 г. и весна 1993 г., которые окончились безрезультатно.
Проект предусматривал проект формирования парламентской республики, а так же многочисленные контрольные полномочия парламента за Президентом и правительством (через отчеты, кадровые назначения в правительстве, вопросы об отставке отдельных министров и др.). Данный проект не устраивал сторонников Президента на съезде. Их было около 40%. Для принятия Конституции, по действовавшему тогда положению, необходимо было набрать 2/3+1 голос от общего количества депутатов на съезде. Весной 1993 г., после 3ей безуспешной попытки принятия Конституции съездом в России наступил конституционный кризис. В этот момент инициатива переходит к Президенту, который 05.06.93 г. созывает Конституционное Совещание. На него приглашаются депутаты съезда, ученые (конституционалисты), представители органов исполнительной власти.
Был выработан свой президентский проект конституции. (Серей Шахрай и Геннадий Бурбулис – авторы). Данный проект предусматривал резкое увеличение объема Президентских полномочий. Президент становился Главой государства. Он выводился за рамки исполнительной власти. Получал право самостоятельно формировать правительство. Парламент фактически лишался всех контрольных функций и должен был быть преобразован в двухпалатный постоянно действующий орган. Съезд народных депутатов и верховный совет выразили свое несогласие с данным проектом.
Противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти завершилось трагическими событиями 3, 4 октября 1993 г. После этого была создана группа по доработке Президентского проекта конституции, которая внесла в него некоторые положения парламентского проекта (в части регулирования прав и свобод личности), а так же компромиссные положения (участие Госдумы в одобрении кандидатуры председателя правительства и возможности Госдумы ставить вопрос о доверии правительству перед Президентом).
В результате, после доработки 10.11. 1993 г. текст Конституции был официально опубликован и 12.12. 1993 г. состоялся Конституционный референдум. Указом Президента было утверждено положение о референдуме, считался состоявшимся при явке более 50% и решение принято большинством голосов. В Референдуме приняло участие 54,8% . За конституцию проголосовало 58,4%.
25.12.1993 г. Конституция официально опубликована и начала действовать. (Были альтернативные проекты, например, Сахаров, подготовил свой проект конституции; Авакьян «Конституции России.») 15 октября 1993 года президент Б.Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ, но в статье 1 данного закона оба эти термина являются равнозначными. Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.
Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической , общественной, правовой, экономической и социальной систем в Российской Федерации, Основные права и свободы личности, федеративное устройство, Федерации, статус органов Публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции
В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном собрании, но такой закон до сих пор не принят.
Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3—8 Конституции. Для изменения же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции в соответствии со ст. 135 гл. 9 Конституции.
Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание — особый учредительный орган порядок формирования и деятельности, которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:
подтверждает неизменность Конституции;
разрабатывает проект новой Конституции, которые принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов
Или выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.
Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется главой 9 конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:
пересмотр положений глав 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;
поправки к остальным главам (кроме статьи 65)
внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;
внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.
Изменения в статью 65 не устанавливают каких-либо принципиальных положений, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.
За время своего существования конституция претерпела 4 поправки.
Сравнивая Конституцию 1977 года и Конституцию 1993 года мы видим, что произошли изменения в отношении мировой и отечественной политики.
Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.
1. СССР - единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик.
РФ - Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
2. в определении власти
СССР - вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.
В РФ единственным источником власти является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
3. в определении собственности:
В СССР - Основу экономической системы составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.
В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности
4.в определении гражданства:
В СССР установлено единое союзное гражданство. Каждый гражданин союзной республики является гражданином СССР. Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяются Законом о гражданстве СССР. Граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.
Сравнивая Конституцию 1936 года и Конституцию 1993 года мы видим, что произошли изменения
Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.
Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.
Статья 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.
Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплоатации человека человеком.
Вывод: Сталинская Конституция прямо и недвусмысленно говорит о запрете эксплуатации человека человеком, в отличии от Конституции 1993 года, которая обходит этот вопрос молчанием, тем самым создавая условия для внедрения рабовладения. В условиях отсутствия идеологии — идеологией становится либерализм.
Конституция 1993 года:
Статья 15.4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Конституция 1936 года:
Статья 14. Ведению Союза Советских Социалистических 288 Республик в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежат:
а) представительство СССР в международных сношениях, заключение, ратификация и денонсация договоров СССР с другими государствами, установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами.
Это означает, что российское право встроено в международное право, и Россия должна считаться с чужими правилами, которые устанавливаются иностранными организациями (например, ООН — является ведущей организацией в сфере кодификации и развития международного права). Также данная статья устанавливает приоритет международного права над правом национальным, цитируем:
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В нашей конституции есть статья (Статья 3.1), которая гласит:
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.
Но получается, что выше власти народа статья 15-ая ставит международное право. Таким образом, конституция РФ как бы говорит, что, да, народ, конечно, является «носителем суверенитета и единственным источником власти», но международное право всё-таки главнее и важнее российского народа, и в приоритете должно стоять мнение международных организаций и суверенов, а не мнение российского народа.
Сталинская же Конституция 1936 года чётко обозначает приоритет советского права над международным. Решение принимается органами власти СССР, высшими из которых являются Советы депутатов трудящихся города и деревни, и в частности Верховный Совет Союза ССР.
В подтверждение данных выводов можно привести следующую новость о том, что российская государственность пытается теперь преодолевать Конституцию, не меняя её, что в сущности антиконституционно, тем не менее жизненно необходимо.
Конституция 1993 года: Статья 35.1. Право частной собственности охраняется законом.
Конституция 1936 года:
Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.
Наряду с исчезновением из текста конституции термина «эксплуатация человека человеком»:
в ней появилась конституционная гарантия: «право частной собственности охраняется законом» (Статья 35.1),
но исчезло разграничение права собственности на средства производства (термина «средства производства» в ней нет) и права собственности на предметы обеспечения и благоустройства быта личности и семьи, что Конституция СССР 1936 года относила к личной собственности, на основе обладания которой невозможна эксплуатация «человека человеком».