Файл: ипология коррупции в зависимости от основных сфер её проникновения.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
Введение
Коррупцию можно определить как совершение неких действий лицом, обладающим в силу своего служебного положения необходимыми возможностями, в пользу того, кто незаконно оплатил такое действие. При этом сами действия могут быть вполне законными.
Коррупция — это явление, которое пронизывает государственные аппараты стран, различных по уровню развития, вероисповеданию и историческим традициям. Причин тому немало, и они имеют разный характер. Многое определяется факторами политического, экономического, правового, культурно-нравственного и даже ментального характера. Это феномен, о котором мы слышим ежедневно в новостных программах, с неприятием и тревогой обсуждаем на научных конференциях, в средствах массовой информации, в кругу друзей и знакомых.
Опасность коррупции определяется в первую очередь тем, что она наносит колоссальный материальный, нравственный и иной ущерб обществу, особенно, если она соединена с преступлениями в сфере экономической деятельности, организованной преступностью, крупными хищениями и растратами, служебными злоупотреблениями. По этому вопросу в мире опубликовано огромное количество фундаментальных научных исследований, множество публицистических книг и статей; проведены сотни международных и региональных конференций, симпозиумов, семинаров, «круглых столов», парламентских слушаний; разработаны и приняты международные и региональные договоры, соглашения, рекомендации о мерах предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Проблема коррупции в последнее время носит массовый характер, затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности. Она настолько въелась в жизнь российскую, что не нуждается даже в синонимах. Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ.
По уровню коррупции Россия находится на 127 месте. Сумма взятки в среднем равна 145 тысячам рублей, причем, четвертая часть граждан лично содействуют взяточничеству.
Не смотря на ужесточение мер противодействия взяточничеству, количество случаев получения взяток продолжает расти. Только выявленных фактов стало больше на 18%. Растет средний размер взятки, за период 2013 года он увеличился сначала с 70 тысяч до 130 тысяч рублей, а сейчас равен 145 тысячам рублей. В Москве и Московской области этот размер в два раза больше, чем по стране, и составил 300 тысяч рублей.
Наиболее распространены случаи взяточничества в сфере ЖКХ, лицензионно-разрешительной деятельности, а также в образовательных и здравоохранительных учреждениях.
Исследование подтвердило, что коррупция, по-прежнему, является серьезной проблемой как России, так и других государств.
1. Краткая характеристика существующих типов коррупции
В современной научной литературе существует множество вариантов классификаций проявлений коррупции, что определяется недостаточной проработанностью вопроса об основаниях подобной классификации. Следует заметить, что большинство представленных классификационных схем носит одномерный характер, то есть не претендует на всестороннее исчерпывающее отражение форм и видов коррупционных практик, а ограничивается одним, максимум двумя признаками исследуемого явления, которые полагаются в качестве оснований классификации. При этом авторы не всегда четко прорабатывают возможность их логического совмещения, что в итоге приводит к механическому объединению различных видов коррупционного поведения.
Варианты комбинаций по линии субъективно-объектного проявления коррупции многочисленны. Поэтому довольно трудно выработать не только универсальное определение коррупции, но и классифицировать ее проявления в общественной практике, определить критерии этой классификации.
Наиболее упрощенной является классификация, предложенная Н.А. Катаевым и Л.В. Сердюком, выделяющим чисто уголовную (в основном экономического характера) и политическую коррупцию, которую, они, в свою очередь, делят на отклоняющееся и преступное поведение.
Более сложную классификацию предложил М. Джонстон. Он выделил несколько типов коррупции:
- взятки чиновников в сфере торговли (за продажу нелегально произведенной продукции, завышение качества товаров и т.д.);
- отношения в патронажных системах, в том числе покровительство «боссов» на основе земляческих, родственных, партийных принципов;
- дружба и кумовство;
- а также так называемая кризисная коррупция, обусловленная тем, что предприниматели вынуждены работать в условиях чрезвычайного риска, когда решения органов власти могут привести к существенным для бизнеса изменениям и потому эти решения становятся предметом торговли.
Ряд авторов при рассмотрении коррупции, как правило, выделяют её политические и экономические функции. Коррупция в этом случае определяется степенью экономического и политического развития, а не политической культурой. Она отражает разлад между старыми и новыми нормами и облегчает приспособляемость к изменениям во всех сферах общества. Определенные типы коррупции способствуют образованию важных связей в процессе строительства политических коалиций, гарантирующих общественные изменения, и играют роль в консолидации или реструктуризации классовых различий.
А. Хайденхаймер подразделил коррупцию на белую, серую и чёрную. Первая обозначает практики, относительно которых в общественном мнении существует согласие: данные действия не считаются предосудительными. Они, по существу, интегрированы в культуру и не воспринимаются как проблема. Чёрная коррупция является объектом иного консенсуса: действия осуждаются всеми слоями общества. Серой коррупцией А. Хайденхаймер назвал те ее проявления, относительно которых никакого согласия не существует. Именно вокруг серой коррупции возникают скандалы.
Отечественный исследователь Э. Ожиганов определяет следующие виды коррупции: бюрократическую и политическую, принудительную и согласованную, централизованную и децентрализованную.
Таким образом, как в зарубежной, так и отечественной науке накоплен определённый опыт классификации коррупции. Тем не менее, ни одну из представленных сегодня классификаций коррупции, включая законодательство и практику его применения, нельзя признать отвечающей потребностям высокоэффективного противодействия этому явлению. Все вышеназванные подходы к классификации коррупции отличаются крайним разнообразием, а также отсутствием чёткого определения критериев, что не в полной мере способствует анализу коррупции и её проявлениям в современной политической практике.
Более предметной является классификация коррупции, в основе которой лежат строго определённые критерии (основания). Таковыми в частности, применительно к предмету исследования являются: сферы проявления коррупции, статус её субъектов, её уровень, а также степень общественной опасности данного явления.
Виды коррупции:
1) Государственная (коррупция госчиновников);
2) Коммерческая (коррупция менеджеров фирм);
3) Политическая (коррупция политических деятелей).
Классификация коррупционных отношений:
- вымогательство взяток по инициативе руководящего лица;
- подкуп по инициативе просителя;
- индивидуальная взятка (со стороны гражданина);
- предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы);
- криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей - например, наркомафии).
Форма выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:
- денежные взятки;
- обмен услугами (патронаж, непотизм).
Уровень распространения коррупционных отношений:
- низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти);
- верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков);
- международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).
Степень регулярности коррупционных связей:
- эпизодическая коррупция;
- систематическая (институциональная) коррупция.
Поскольку коррупция как социальное явление в наибольшей мере проявляется в таких основных сферах жизнедеятельности людей как политика и экономика, то очевидно правомерным будет и определять такие основные виды коррупции как политическая и экономическая.
Под экономической коррупцией понимается подкуп (получение, обещание, предложение, дача или вымогательство взятки), любое другое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для любых других лиц, вопреки охраняемым законом экономическим интересам гражданина, юридического лица, общества или государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу вне зависимости от совершения данных деяний лично или через посредников.
Спецификой экономической коррупции является то, что значительная масса злоупотреблений связана с использованием полномочий в области контроля и распределения финансовых потоков. Подобный вид коррупции называют также «коррупционными услугами» в широком смысле. Происходит таким образом «продажа» властного ресурса, а также использование властного ресурса в целях присвоения иных государственных ресурсов, что определяет тесную взаимосвязь экономической и политической коррупции.
Политическая коррупция связана с деятельностью чиновников аппарата политической власти. В ее основе лежит неофициальный бесконтрольный обмен ресурсами между властной элитой и другими структурами общества. Противоречия между интересами правящей элиты и нормами морали и закона возникают не столько из-за взяток, сколько из-за сложившихся клановых отношений, в которых главенствующим является принцип родственных связей.
Вот только некоторые примеры данного вида коррупции. Во Франции депутаты разных уровней пристраивают своих жён на должности с высокими зарплатами, причём никаких следов от их работы, как правило, не остаётся. Некоторое время назад парижская «Либерасьон» даже опубликовала список таких жён, почётное место среди которых занимала жена бывшего мэра Парижа П. Тибери, получившая солидную сумму, как писала газета, «за несколько страниц текста с нулевой содержательной ценностью и рядом грамматических ошибок». Ещё в 1992 г. в Национальном собрании премьер страны П. Береговуа на фоне множества скандалов, в которых были замешаны крупные фигуры из политической элиты страны, торжественно заявлял о своей решимости вскрыть «абсцесс коррупции».
Десять же лет спустя парижская «Монд» констатировала, что «абсцесс давно идентифицирован, но всё ещё не вскрыт». А в это время следователи парижской юстиции пытаются вызвать на допрос бывшего Президента Франции Ширака, обвиняемого в коррупции. Но безрезультатно, поскольку, как заявляет Президент, демократический принцип разделения властей позволяет ему игнорировать требования судебной власти.
2. Социально-правовая классификация коррупции
В социально-правовой традиции анализа классификация коррупции проводится по признаку противоправности, степени общественной опасности и ряду иных оснований. В этом случае традиционно предлагается различать следующие наиболее социально значимые разновидности коррупции:
1. Взяточничество представляет собой корыстное служебное преступление, совершая которое должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью. Получение взятки дискредитирует властные и управленческие структуры государственных и муниципальных органов, подрывает их авторитет, порождает представление о всеобщей продажности, возможности решать все вопросы путем подкупа должностных лиц. Кроме того, получение взятки бывает связано с попустительством, а то и с прямым содействием деятельности организованных преступных групп, совершением хищений, контрабанды, незаконного оборота оружия и наркотиков, налоговыми преступлениями, воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности и другими преступлениями, что усугубляет его общественную опасность.
2. Злоупотребление должностными полномочиями – преступное деяние, совершаемое как путём действия – активного использования должностным лицом своих полномочий, так и путем бездействия, когда должностное лицо сознательно не исполняет своих обязанностей (например, попустительствует преступлению). Злоупотреблением должностными полномочиями следует считать такие действия должностного лица, которые совершены с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чужого имущества в свою собственность или собственность других лиц. Личная заинтересованность как мотив злоупотребления должностными полномочиями может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, месть, зависть, семейственность, желание приукрасить действительность, скрыть свою некомпетентность, уйти от ответственности за допущенные ошибки и недостатки, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т. п.