Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
Введение
Михаил Шолохов начал писать «Тихий Дон» в двадцатилетнем возрасте в1925 году и завершил в 1940-м. Задумывалась книга как вполне традиционное для советской литературы повествование о жестокой борьбе за победу советской власти на Дону осенью 1917-весной 1918 годов. Однако вскоре автор отказался от первоначального замысла. И весь первый том его романа о другом: о жизни и быте донских казаков .Замысел «Тихого Дона» приобрёл чёткие контуры и ясные очертания к началу 1927 года. Этому предшествовала работа над романом «Дощина». Шолохов говорил, что его намерения были сравнительно скромными: «Начал писать роман в 1925 году. Причём первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал с участия казачества в походе Корнилова на Петроград Донские казаки были в этом походе в составе третьего конного корпуса Начал с этого».
В середине двадцатых годов созрели объективные исторические предпосылки осмысления пройденного пути, был накоплен творческий опыт, сложились традиции, которые могли стать опорой новаторских исканий, важнейшим условием создания эпоса революции. Писатель, работая над «Тихим Доном», опирался на прозу тех годов, творчески усваивая уроки своих предшественников.
Живые «истоки» творчества М .Шолохова
Творчество Михаила Александровича Шолохова неразрывно связано с народной жизнью. То знание действительности и понимание человека, которые отложились в социальном и духовном опыте народа в течение веков, органически вошли в мир художника и определили суть его искусства слова. Шолохов как художник воспринял представления народные об исторических, социальных и нравственных ценностях мира, и они легли в основание его мировоззрения – мировоззрение человека, разделившего с народом судьбу в эпоху социалистической революции. Именно поэтому так рано пришла к нему зрелость, так глубоко и органически воспринял он художественные традиции прошлого. Уже в ранних рассказах явственно проявилась естественность сопряжений с русской классической литературой. В Шолохове как бы преломился её опыт во всей своей многомерности и глубине. Объяснялось это тем, что на великое наследие советский писатель посмотрел глазами революционного народа. Ещё Л .Толстой перспективу художественного развития России связывал с народностью. Самими обстоятельствами своей биографии Шолохов связан с народной жизнью. Его гражданское самоопределение осуществлялось под знаком революционной правды, постигаемой массами. Отсюда путь Шолохова к народности был существенно иным по сравнению с его великими предшественниками. Однако в этом различии есть и черты общности, что во многом обусловлено своеобразием самой проблемы народности, когда дело касается художественного творчества. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, например, признания Толстого, в котором выражена заветная мысль и сокровенная эмоция, лежащая в основании его нравственных и художественных исканий. Это мысль о родном народе, его состоянии и о судьбе и о своём отношении к нему. «Я - писал Л. Н. Толстой в «Исповеди», -Отрёкся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живём, лишают нас того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, паразитов жизни, а жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придаёт ей». Мысль о народе становится и объектом творчества, и принципов художественного познания Это и роднит Шолохова с Л. Толстым, определяет глубокую ограниченность его связи с художественной традицией, зримо очерчивает его собственную творческую позицию.
Тихий Дон» − роман-эпопея молодого писателя
Рождение романа – эпопеи «Тихий Дон» связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914 – 1918 годов, Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20 – годы почти одновременно стали работать: М .Горький – над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», А .Н .Толстой – над эпопеей «Хождение по мукам», М .Шолохов обратился к созданию эпопеи «Тихий Дон». Создатели эпических полотен опирались на традиции русских классиков, на такие произведения о судьбах народных, как «Капитанская дочка», «Тарас Бульба», «Война и мир». В то же время авторы были не только продолжателями традиций классической литературы, но и новаторами, ибо воспроизводили такие преобразования в жизни народа и Родины, которых не могли видеть великие художники прошлого.
Роман – эпопея «Тихий Дон» занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М .Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа. «Тихий Дон» - сложнейшее произведение, охватывающее огромный отрезок времени, множество исторических событий, большое количество действующих лиц. Шолохов стремился представить (и ему это удалось в полной мере) картину русской действительности начала 20 века, срез целой эпохи. М. Шолохов начал писать «Тихий Дон» в двадцатилетнем возрасте в 1925 году и завершил в 1940 году. В быстром наступлении творческой зрелости Шолохова была своя закономерность: мировоззрение и нравственный облик писателя складывались под непосредственным воздействием событий революции и гражданской войны. В событиях гражданской войны, в острых классовых конфликтах, размежевавшихся станичников и хуторян, в подвигах, которые совершали большевики, в жестоких повадках защитников старого мира открылась жизнь перед зорким глазом и пытливой мыслью рано созревшего юноши. Желание рассказать о виденном и пережитом заставляло браться за перо. Пусть маленькие рассказы, которые он ещё в 1922 году посылал в комсомольские газеты и «Огонёк», не были напечатаны, - Шолохов твердо решил посвятить себя литературе. Уже тогда он впервые поделился с друзьями замыслом романа о гражданской войне на Дону. К замыслу романа «Тихий Дон» Шолохов шёл давно. Сначала появился сборник «Донские рассказы». В нём Шолохов проникновенно изображал явления народной жизни, запечатлевая особенности быта казаков. В то же время он не оставил в стороне животрепещущие вопросы современной ему действительности. Он передал накал классовой борьбы на Дону, изобразил драматические события, связанные с революционной переделкой жизни. Затем появился роман «Донщина», повествующий о провале корниловского мятежа. Так, шаг за шагом Шолохов приближался к написанию «Тихого Дона», романа, посвященного судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов нашей истории. Как известно, роман давался писателю нелегко, он посвятил ему много лет, но был вознагражден сторицей. Ещё не оконченное произведение сразу нашло отклик в читательских сердцах, а затем стало классикой нашей литературы.
«Тихий Дон» - книга, не только отразившая революцию, но и рожденная ею. Она несет на себе горячую печать того времени с его размахом, смятенностью, ломкой устоев, привычек, существований. В ней гуляет ветер революции. Это книга глубоко реалистическая, она вторгается в суть исторического процесса и потому является невольным свидетелем крупнейших народных движений, крупнейших социальных потрясений других времён и государств. Автор заинтересовывает, даже заинтриговывает читателя, но преследует куда более серьёзную цель – ответить на сложные вопросы о закономерностях исторического процесса и явлений народной жизни. Жанр, позволивший наиболее полно решить эту задачу, - роман-эпопея. Непревзойденный образец этого жанра - «Война и мир» Л. Н. Толстого. М .Шолохов в романе «Тихий Дон» продолжил и развил толстовские традиции. Надо отметить особенность «Тихого Дона», роднящую его с «Войной и миром», - стремление показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных личностей, а от общего духа народных масс. В своём творчестве М .Шолохов связан с народным сознанием, с одной стороны, и развивает эпические традиции Л .Толстого с другой
Толстовские традиции в романе М .Шолохова
Ничто не может развиваться без опоры на традиции, без того, что сделано предшествующими поколениями. Русская литература 20 века не составляет в этой связи исключения. Всё лучшее, что было создано гениями 19 века, усвоено, осмыслено и новаторски развито М Горьким, М .Булгаковым, М .Шолоховым и многими другими писателями. Из века 19 пришли в нашу литературу темы, идеи, проблемы, жанры. В новых общественных условиях они порой наполнялись иным смыслом, но главным явилось то, что художники слова не отказались от прошлого, не «сбросили Пушкина», а заодно и многих других с «корабля современности». В своём реферате я хочу обратиться к теме «Л .Толстой и М .Шолохов» в самом, на мой взгляд, трудном её аспекте: влияние романа-эпопеи «Война и мир» на жанровое своеобразие «Тихого Дона». Как известно произведение Л .Толстого стало уникальным в литературе 19 века по степени охвата действительности. В нём соединены быт отдельного человека и жизнь народа, эпохальные исторические события и духовные поиски частных лиц, великих и неизвестных, реальных и вымышленных, глубокий психологизм глубина авторских размышлений. Всё это и делает его романом - эпопеей.
Прошло менее ста лет, и русская литература подарила миру книгу, автор которой творчески осмыслил традиции Л .Толстого уже на новом историческом этапе: «Тихий Дон» М .Шолохова. Но что может быть общего между замыслом Л .Толстого воплотить всенародную борьбу с иноземным нашествием и «Тихим Доном», раскрывшим кровавые конфликты гражданской, то есть внутринациональной борьбы? На мой взгляд, сходство между двумя романами заключено в стремлении их авторов показать столкновение значительных общественных сил, втянутых в грандиозный социально – исторический конфликт. Отсюда такое пристальное внимание писателей к «мысли народной». Национальный характер, душа народа – вот предмет художественного исследования М .Шолохова, продолжившего традиции Л .Толстого. Сопоставление этих двух произведений выявит не только характерные особенности «Тихого Дона» как романа – эпопеи, но и его значимые отличия от толстовского романа, которые и определили неповторимое своеобразие произведения Шолохова. Первоначальный замысел произведений: −Л. Н. Толстой – роман «Декабристы» (от 1856 года – возвращение героя с семьёй в Россию обращается к 1825году – восстание, послужившее причиной ссылки героя, а затем к 1812 году, без которого не понять сущность декабризма как явления; в конце концов роман начинается с 1805 года, «в эпоху неудач и поражений», много объясняющую в характере Отечественной войны1812года). − М. А. Шолохов - от романа «Донщина», повествующего о провале корниловского мятежа, к роману – эпопеи «Тихий Дон», посвященному судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов русской жизни. Общее в двух романах: стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, «сущности характера русского народа».
Заключение
Произведения М .Шолохова «Тихий Дон», так же как и «Война и мир» Л .Толстого, принадлежит к жанру романа – эпопеи. В обоих произведениях человеческая личность показана в переломные моменты русской истории, в обоих смело сочетаются личностный, – бытовой и исторические планы повествования. «Тихий Дон» и «Война и мир» − произведения, повествующих о знаменательных и грандиозных событиях из истории страны, освещающие важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоёв общества.