Файл: Функциональная технология управления эффективностью бизнеса (Управление эффективностью бизнеса).pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА
1.1. Управление эффективностью бизнеса
1.2. Основные элементы и принципы управления эффективностью
1.3. Разработка и внедрение основанной на КПЭ системы управления
2. ПОКАЗАТЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА
2.1. Ключевые показатели эффективности
2.2. Механизм определения целевых значений ключевых показателей эффективности
2.3. Организационное обеспечение внедрения системы управления результатами бизнеса
Итеративность. Построить эффективную систему КПЭ раз и навсегда невозможно. Напротив, по мере того, как меняются внешние условия и приоритеты, по мере внутреннего развития организации, используемые КПЭ и их относительная приоритетность могут и должны меняться. Очень важны общая логика и подход к управлению результатами бизнеса при помощи КПЭ, конкретные показатели будут зависеть от специфики момента.
Наконец, для того чтобы система КПЭ действительно работала, руководство и сотрудники компании должны полностью принять ее логику, которая в свою очередь должна быть интегрирована во все основные управленческие процессы: определение потенциала, планирование и постановка задач, оценка результатов деятельности и оплату труда и т.д. Таким образом, необходим комплексный подход к всей системе управления результатами бизнеса, включающий и КПЭ, и планирование, и постановку задач на их основе, и процесс управления, основанный на этих вводных.
2.2. Механизм определения целевых значений ключевых показателей эффективности
Чтобы система управления результатами бизнеса не только отслеживала, но и стимулировала достижение компанией своих целей, необходимо наладить собственно механизм установки этих целей. Конкретные механизмы определения целей зависят от контекста и специфики бизнеса, но существует ряд общепринятых принципов, соблюдение которых делает подобную систему особенно эффективной и полезной для управления бизнесом:
- Планирование от возможного, а не от достигнутого.
- Использование и учет наибольшего количества возможных фактов, в том числе ожидания аналитиков финансовых рынков, внутри– и межотраслевые сравнения, анализ успешного опыта внутри компании и т.д.
- Увязка поставленных целей и задач с конкурентной ситуацией на рынке.
- Соответствие целей и задач, проводимых в организации «сверху вниз» реальным возможностям совершенствования деятельности «снизу вверх».
- Наличие механизмов, позволяющих «повышать планку» по мере достижения подразделением запланированных результатов.
Вопрос определения целевого уровня ключевых показателей эффективности — один из самых сложных и болезненных. Практика свидетельствует, что успешные компании устанавливают два уровня основных показателей эффективности — базовый и опережающий, или, другими словами, минимально необходимый и желаемый.
Такой способ постановки задач в сочетании с соответствующим образом выстроенной схемой компенсации (относительно небольшие выплаты за достижение базового уровня и существенно большие выплаты за достижение опережающих значений) эффективно стимулирует сотрудников и компанию в целом на достижение максимального результата.
Крупнейшие компании во всем мире уже убедились на собственном опыте, что внедрение системы класса CPM позволяет:
создать качественную, адекватную бизнесу модель бюджетирования;
оценить состояние дел в компании;
выработать план для достижения поставленных целей.
Деятельность любой организации порождает огромное количество данных. Эти данные — номенклатура товаров/услуг, сведения о ресурсах, клиентские базы, показатели финансовых операций и многое другое накапливаются в различных информационных системах.
При этом часто информационная инфраструктура предприятия бывает разнородна. Данные по продажам, взаимоотношениям с клиентами, закупкам, логистике, производству, кадровая и финансовая информация одного предприятия накапливаются в различных системах, что значительно усложняет их анализ и эффективное использование.
Тем не менее, топ-менеджерам для принятия управленческих решений необходимо регулярно получать своевременную, полную и достоверную информацию о деятельности предприятия, не собирая ее по кусочкам из разных источников (и не поручая это своим подчиненным).
Также для руководства важно иметь возможность комплексного анализа информации и извлечения из большого объема данных показателей, указывающих на требующую вмешательства ситуацию.
Для оптимального решения этих задач существуют специализированные системы бизнес-анализа (Business Intelligence), которые позволяют собирать информацию из систем всех видов (производственных, бухгалтерских, систем бюджетирования и др.), представляя ее в удобном для восприятия и аналитической обработки виде.
Типовая система бизнес-анализа состоит из BI-платформы (ее функции: консолидация, контроль и хранение данных из разнородных источников), BI-приложений (анализ данных) и BI-портала, который обеспечивает доступ к информации через единый интерфейс.
Решения и услуги КРОК
КРОК имеет значительный опыт выполнения полного комплекса работ по внедрению систем класса CPM:
1) Планирование
- формализация стратегических целей компании с использованием системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard)
- разработка методологии планирования и бюджетирования
- автоматизация процесса бюджетирования
- подготовка пакета корпоративной отчетности
- планирование архитектуры системы планирования
2) Внедрение BI-платформы
- создание средств импортирования данных из доступных информационных систем и унификации данных
- разработка и внедрение алгоритмов верификации данных, полученных из различных источников
- организация единого хранилища данных
- построение витрин данных для удобного представления информации и т.д.
3) Развертывание инструментов и приложений бизнес-анализа
внедрение средств анализа многомерных данных (OLAP)
внедрение наборов готовых аналитических приложений для некоторых областей бизнеса (аналитика по клиентам, продуктам и услугам, финансовая, кадровая аналитика, аналитика цепочек поставок)
внедрение средств определения закономерностей в потоке информации
внедрение средств моделирования будущих результатов деятельности при различных вариантах развития событий (what-if analysis)
4)Создание единой корпоративной отчетности
- внедрение инструментов для создания динамических отчетов
- создание пакетов регламентарных отчетов, позволяющих унифицировать корпоративную отчетность
- создание средств отображения отчетов на корпоративном портале
- внедрение системы оповещения о событиях и незапланированных отклонениях, рассылки соответствующих отчетов
- создание средств, позволяющих визуально отображать текущее состояние и развитие бизнес-процессов.
2.3. Организационное обеспечение внедрения системы управления результатами бизнеса
Внедрением системы управления результатами бизнеса, как правило, занимается подразделение контроллинга (или, в более традиционной терминологии, планово–экономический отдел).
В его задачи входит аналитическая поддержка разработки системы основных показателей эффективности и определения их целевых уровней. На нем также лежит задача оценки фактических результатов и анализа причин их расхождений с прогнозными.
Чтобы подразделение контроллинга надлежащим образом выполняло свои функции в рамках системы управления эффективностью, необходим ряд условий, определяющих его роль, структуру, процессы и требования к навыкам сотрудников:
Роль. В рамках управления эффективностью подразделение контроллинга должно выполнять две функции: функцию аналитической поддержки принятия решений и функцию независимого гаранта объективности расчетов и данных.
Структура. Выполнение обеих вышеназванных ролей возможно только при разделении структуры контроллинга на два блока — блок планирования и управления эффективностью, отвечающий за аналитическую поддержку процессов планирования и корректировку планов по итогам текущей деятельности, и блок отчетности, гарантирующий корректность используемых оценок и цифр. Подобное структурное разделение позволяет избежать конфликта интересов.
Заметим, что в сложных матричных организациях блок планирования чаще всего напрямую подчинен линейным руководителям и «по пунктирной линии» финансовой функции. Блок отчетности, напротив, практически всегда подчинен финансовой функции.
Процессы. Необходимо, на сколько это возможно, упростить процедуры, взаимодействия и системы. Например, для упрощения и большей оперативности взаимодействий в сложных многоуровневых структурах информацию и отчеты можно предоставлять параллельно в подразделения разных уровней: в функциональное подразделение финансового блока «наверху» и руководству линейного подразделения того же уровня.
Навыки. Две роли подразделения контроллинга подразумевают различный набор требуемых навыков и разные пути развития карьеры. Специалисты блока планирования, скорее всего, должны иметь опыт в области финансов, экономического анализа и управления.
Их позиция обеспечивает им частое и тесное взаимодействие с высшим руководством и готовит их к позиции финансового директора или руководителя линейного подразделения.
Специалисты блока отчетности, скорее всего, должны обладать высокой квалификацией в области бухгалтерского и управленческого учета, а их карьера во многом ограничена рамками выполняемой ими функции.
Внедрение системы управления результатами бизнеса не ограничивается созданием высококлассного аналитического отдела, но требует коренной перестройки методов и практики работы всей организации.
В ходе ее внедрения крайне важны правильное позиционирование работы с акцентом на итеративность процесса и участие линейных подразделений в определении их КПЭ, внимание со стороны высшего руководства, большая разъяснительная работа, призванная объяснить руководителям и сотрудникам как саму идею и принципы системы, так и детали нового процесса.