Файл: Массовая культура и шоу-бизнес.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В массовом обществе ХХI века, культура должна была ответить на запросы масс, запросы простых людей, живущих в сугубо материальном, физическом мире, в котором высшие духовные ценности не более чем абстракция, а ценность личности достаточно сомнительна. Традиционная аристократическая культура уступила свое место культуре массовой, которая обращалась к массовому вкусу, т.е. к самому низкому. Возрастная народная культура - цирк, рыночный балаган, зрелище, в котором действие важнее содержания, ее назначение развлекать, она предоставляла возможность на время уйти от проблем повседневной жизни.

Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса испытывает, и всегда испытывала, отвращение к образованию и к искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали от жизни, а не раскрывали ее смысл.

Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития.

Актуальность данной темы заключается в том, что массовая культура в наше время имеет большое влияние на общество путем рекламы, ТВ, литературы, радио и остальных видов СМИ, она формирует необходимое системе восприятие мира человеком и обществом в целом.

Основной целью данного реферата является: объяснить сущность «массовой культуры», показать ее характер, выявить положительные и негативные стороны и показать какую роль она играет в жизни общества, и какое оказывает на него влияние. И рассмотрим это на примере шоу-бизнеса.

Понятие шоу-бизнеса

Шоу-бизнес – это коммерческая деятельность, цель которой заключается в извлечении доходов от выступлений певцов, эстрадных артистов, организации спектаклей. Термин «шоу-бизнес» применим к артистам и некоторым спортсменам, к фирмам, занимающимся производством и продажей аудио- и видеопродукции, а также к таким областям развлечений, как театр, кино, телевидение, музыка, которые, помимо всего прочего, получают финансовую выгоду из деятельности.

Термин «шоу-бизнес» трактуется отечественными и западными специалистами по-разному, но, в любом случае, предполагает обязательное отношение к искусству. Шоу-бизнес – это самостоятельная система в рамках сферы услуг, которая включает в себя определенные отрасли деятельности. Шоу-бизнес имеет ряд своих особенностей, которые выделяют его на фоне таких широких понятий, как искусство, культура, развлечения.


Чтобы охарактеризовать понятие шоу-бизнеса с позиции экономического анализа, необходимо выделить довольно широкую совокупность разных видов творческой деятельности, тогда будет возможность выявить их общие закономерности. Шоу-бизнес является коммерческой деятельностью по созданию и распространению представлений и зрелищ, которые в сочетании со всеми органами чувств воздействуют на зрительные органы чувств. Эта деятельность направлена на быстрое продвижение интеллектуального, художественного или политического товара.

Шоу-бизнес можно назвать индустрией массовых зрелищ. Такое определение разрешает включать в сферу шоу-бизнеса не только эстраду, кино и телевидение, но и спорт, индустрию компьютерных игр. В данном определении шоу-бизнеса выделяется четыре основных аспекта. Это коммерческий характер деятельности, зрелищность представлений, удовлетворение потребности в развлечениях, ориентацию на массовых зрителей. Все эти аспекты взаимосвязаны и логично вытекают друг из друга.

Как показывает практика, в сфере шоу-бизнеса определяющей функцией является развлекательная. Имеются в виду услуги популярной или массовой культуры, которые противопоставляются высокой культуре. Поэтому все функции, выполняемые культурой и важные в данном аспекте, можно условно разделить на две группы. Первая группа - это удовлетворение потребностей человека в отдыхе, в эмоциональной и физической разрядке, в развлечениях. Вторая группа функций - это удовлетворение потребности во внутренней гармонии, в духовном возвышении, в познании окружающего мира и самопознании, в приобщении к прекрасному.

Для того, чтобы представление превратилось в зрелище или шоу, его нужно построить с использованием костюмов, декораций, спецэффектов. Яркость, зрелищность, красочность, обилие звуковых и световых эффектов и превращений являются непременными признаками услуг сферы шоу-бизнеса. Развитие технологической базы обуславливает постоянный рост зрелищности и качества эффектов.

Услуги в сфере шоу-бизнеса всегда нацелены на привлечение максимального количества зрителей. Для получения широкой аудитории нужно чтобы выполнялось два условия. Первое – услуги должны быть понятными и простыми большинству потребителей, то есть зрелищные продукты должны соответствовать вкусам большинства. Второе условие – услуги должны быть доступными как с помощью средств коммуникации, так и с помощью организаций, которые осуществляют показ зрелищ.


Объектом в сфере шоу-бизнеса является услуга. Услугой в данном случае считается зрелище, которое удовлетворяет потребности зрителя в развлечении. Если рассматривать услуги в сфере шоу-бизнеса как принадлежность к разным видам деятельности человека, то их можно классифицировать следующим образом. По числу зрителей, собирающихся у экранов, лидируют социополитические шоу. По воздействию на аудиторию важными являются концертные шоу, крупные телевизионные проекты, образовательно-развлекательные шоу.

История возникновения шоу-бизнеса

Шоу-бизнес как понятие появилось в специальной литературе сравнительно недавно - с середины 80-х годов, - и заменило существовавшее ранее: «советская эстрада». Сам термин «эстрада» возник в отечественном искусствознании в начале 20 века и объединял все разновидности искусства легко воспринимаемых жанров. Понятие «эстрада» существует только у нас. За рубежом в Западной Европе и Америке - это мюзик-холлы, варьете, кабаре, шоу и т.д.

Эстрадному искусству свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность. Развиваясь как искусство праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к необычности и разнообразию. Само ощущение праздничности создавалось за счёт внешней зрелищности, игры света, смены живописных декораций, изменения формы сценической площадки и т.д.

Своими корнями эстрада уходит в далёкое прошлое, прослеживающееся в искусстве Египта, Греции, Рима. Её элементы присутствуют в представлениях странствующих комедиантов-скоморохов (Россия), шпильманов (Германия), жонглёров (Франция), франтов (Польша), маскарабозов (Средняя Азия) и т.д.

В России истоки эстрадных жанров проявились в скоморошьих забавах, потехах и массовом творчестве народных гуляньях. Их представителями являются раусные деды-балагуры с непременной бородой, веселившие и зазывавшие публику с верхней площадки балагана-рауса, петрушечники, раешники, вожаки «учёных» медведей, актёры-скоморохи, разыгрывающие «скетчи» и «репризы» среди толпы, играя на дудках, гуслях, сопелях и потешая народ. Все они были непременными участниками народных гуляний. Содержащиеся в их шутках сатирические мотивы «на злобу дня» были причиной жестоких гонений со стороны властей. В XVI веке «Стоглав» запретил скоморошество, назвав его «бесовским позорищем». Осудил скоморошьи потехи и «Домострой».


При царе Алексее Михайловиче скоморохи были вообще истреблены, чему способствовали бояре и церковные власти, но скоморохи не исчезли - они стали зваться «народными забавниками», «потешниками».

С переходом многих уличных жанров в закрытые помещения стал формироваться особый уровень исполнительского искусства, т.к. новые условия требовали более сосредоточенного восприятия со стороны зрителя.

После октябрьской революции сформировалось понятие «эстрада» как направление в искусстве. Характерной чертой того времени явились массовые театрализованные празднества, т.к. «революция потребовала от искусства иной, чем раньше, меры общения, иного, более богатого языка, способного передавать грандиозность свершающихся преобразований».

26 августа 1919 года Лениным был подписан декрет «Об объединении театрального дела», где был пункт о народных гуляньях и зрелищах.

Первыми режиссерами грандиозных театрализованных представлений на площадях стали Н.В. Петров, Н.П. Охлопков («Мистерия освобожденного труда», «К мировой коммуне», «Блокада России» и т.д.). Рядом с молодыми режиссерами работали и маститые - Н.И. Евреинов, С.Э. Радлов, В.Н. Соловьев, В.Э. Мейерхольд и др. В последующие годы массовые театрализованные представления переместились на стадионы.

Великая Отечественная война прервала наметившуюся традицию, но уже с середины 50-х гг. начинается новая эпоха советских массовых зрелищ, которая неразрывно связана с именем народного артиста СССР И.М. Туманова. В последующие годы праздники и фестивали, большие тематические концерты и массовые театрализованные представления, поставленные И.М. Тумановым и членами возглавляемого им совета ВТО по массовым театрализованным представлениям и праздникам - Е. П. Гершуни, Б. Н. Глан, П. П. Васильевым, Б. Н. Петровым, И. Г. Шароевым и другими, определили эстетику и стиль этих жанров, приемы постановки и законы организации.

Пройдя путь от «Великого немого» до цветного, монофонического, стереоскопического, кинематограф заслуженно занял ведущее место в советском обществе. За это время была создана школа отечественного кинематографа. Работы таких мастеров, как А. Довженко («Земля»), братьев Васильевых («Чапаев»), С. Эйзенштейна («Броненосец Потемкин»), В. Пудовкина («Мать»), Г. Козинцева и Л. Трауберга (трилогия о Максиме) и другие, получили всемирное признание, став киноклассикой. В силу массовой популярности эстрадного искусства радио и телевидение широко использовали его жанры. Многие произведения записывались на грампластинки, издавались журналы («Молодежная эстрада», «Эстрада и цирк»), газеты, книги о творчестве эстрадных исполнителей.


Российская звукозаписывающая индустрия прошла несколько этапов становления:

  • 1898-1902 гг. - запись и изготовление тиражей отечественных пластинок за рубежом;
  • 1902-1917 гг. - развитие отечественной индустрии звукозаписи (строительство фабрик и заводов). В этот период наряду с отечественными фирмами «Экстрафон», «Метрополь-Рекордъ», «Сирена-Рекордъ», «Звукозапись», «Стелла-Рекордъ» в России работают зарубежные компании-мейджоры «Граммофон» и «Пате».

События 1917 г. поставили точку в истории частного предпринимательства в музыкальной индустрии; начинается национализация частных предприятий.

Таким образом, советская эстрада, ставшая основой современного массового музыкально-развлекательного искусства, развивалась по законам и принципам советского общества, носила ярко выраженный идеологический характер и имела монополистический способ организации. Жесткая цензура, система запретов, «прием программ» и их «одобрение» управленческими и партийными органами в условиях закрытого общества приводили к тому, что советские люди не имели возможности познакомиться с зарубежным искусством, а принимали только то, что им предлагалось телевидением, радио, на концертных площадках.

Шоу-бизнес как предпринимательство и как часть массовой культуры

Чтобы определить роль и место шоу-бизнеса в контексте культуры, важно проследить принципы и механизмы воздействия данного феномена на социокультурный ареал возможностей индустрии развлечений, где главным механизмом, диктующим «правила игры» в шоу-бизнесе, является рынок. Иначе говоря, объект искусства выступает как товар; субъект, его воспринимающий - как потребитель. Восприятие искусства превращается в товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого служит реклама.

Примером служит «шоу-бизнес» современной поп, арт и другой индустрии, основанной на популярности выдающихся исполнителей и артистов, так же на имеджмейкерстве (создании имиджа) как разновидности предпринимательской деятельности. Главным лицом становится не артист, а продюсер, который не только финансирует проекты, но и диктует артистам имидж и репертуар, подбирает техническое обеспечение, ведет переговоры со СМИ и т.д. Исполнители выступают как наемные работники, подчиняющиеся указаниям предпринимателя-продюсера и получающие, как правило, не слишком высокие гонорары. Успех любого шоу-проекта зависит от его соответствия изменчивым вкусам зрителей, поэтому продюсер должен не только быть специалистом по инвестициям и рекламе, но и глубоко разбираться в массовой культуре, «чувствовать зрителя».