Файл: Роль и место системы обучения и развития персонала в деятельности современной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совершенствование знаний и умений или обучение. В последние годы организации существенно расширяют свою деятельность по обучению сотрудников, и эта деятельность часто носит название «развитие сотрудников И хотя пропагандируемая здесь идея индивидуального подхода пока еще не взята вооружение создателями многих из этих обучающих программ, тем не менее, все больше людей получают реальную возможность совершенствовать свои профессиональные знания и умения.

Обучение – это любой систематический процесс, используемый организациями для развития знаний работников, их навыков, изменения поведения или установок, чтобы повысить вклад в достижение организационных целей. Его также называют развитием человеческих

На современном этапе большинство организаций расходуют на обучение существенные ресурсы и рассматривают его в качестве составной функции достижения своих целей.

Несмотря на свое распространение в промышленности обучение должно рассматриваться только как одна из форм воздействия на человеческие ресурсы, используемого для повышения степени соответствия знаний, навыков, поведения или установок, которыми обладают работники, тому, что требуется на определенных рабочих местах. Альтернативы обучению включают изменение методов отбора персонала, изменение трудовых требований путем перепроектирования труда или технологических изменений и изменение способа управления выполнением работы (введение систем постановки целей, обратной связи или вознаграждения). Все альтернативы могут использоваться вместо обучения или в сочетании с ним.

Развития программ обучения затрагивает три этапа :

1) Анализ потребностей в обучении.

2) Разработка и предоставление обучения.

3) Оценивание эффективности обучения.

На первом этапе определяются потребности в обучении, которые связаны с организационными целями. На этапе разработки и предоставления обучения устанавливаются цели обучения, определяются содержание обучения и принципы, которые максимизируют результаты изучения, и осуществляется передача навыков. Во время оценивания результатов обучения устанавливаются критерии и разрабатывается метод оценивания, чтобы гарантировать, что обучение выполнило поставленные перед ним цели, а также чтобы внести необходимые изменения в целях улучшения эффективности программы.

Таким образом, деятельность по развитию сотрудников – это самые разнообразные финансируемые организацией мероприятия, направленные на то, чтобы помочь отдельным сотрудникам идентифицировать свои профессиональные цели и достичь их.


3. Процесс и методы профессионального обучения

Обучение персонала — основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п .

Различаются три вида обучения :

1) Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.

2) Повышение квалификации кадров — обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

3) Переподготовка кадров — обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров[12]. Рассмотрим сущность этих концепций.

Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но, с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.

Отдельные виды обучения рассматриваются в совокупности всех методов. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения.

Характеристика видов обучения кадров

Вид обучения Характеристика вида обучения

1.Профессиональная подготовка кадров

1.1.Профессиональная начальная подготовка

1.2.Профессиональная специализированная подготовка

Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь)

Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров)


Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр)

2.Профессиональное совершенствование (повышение квалификации)

2.1.Совершенствование профессиональных знаний и способностей

2.2.Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе

Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт)

Методы обучения персонала на рабочем месте

Характерные особенности метода

1. Направленное приобретение опыта Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения

2. Производственный инструктаж Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой

3. Смена рабочего места (ротация) Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)

4. Использование работников в качестве ассистентов, стажеров Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности

5. Подготовка в проектных группах Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач

Методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки.


Методы обучения персонала вне рабочего места

Характерные особенности метода

1.Чтение лекций Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта

2. Программированные курсы обучения Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний

3. Конференции, семинары Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях

4. Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений

5. Деловые игры. Научиться вести себя в различных производственных ситуациях, вести переговоры и обладателям ролей следует выработать альтернативные точки зрения.

6. Методы решения производственных и экономических задач с использованием моделей. Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Студенты распределяют между собой роли конкурирующих фиктивных организаций. Используя исходные данные, учащиеся должны принять соответствующие решения для нескольких этапов производства продуктов или услуг (производство, маркетинг, финансирование, кадровые вопросы и т. Д.)

7. Рабочая группа («кружок качества» и «вместо обучения») Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения проблем управления организацией, объединяясь в рабочие группы. Предложения, разработанные в рабочих группах, передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений.

Остановимся подробнее на характеристике окончательного метода обучения вне рабочего места. В последнее время важность методов обучения для квалифицированного персонала значительно возросла, согласно которому члены рабочих групп (до 10 человек) на регулярных встречах вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и вместе ищут пути ее решения (мы говорим о японском методе «круг качества», который используется в США и Европе). В Германии этот метод называется «вместо учебы». Оба метода имеют ряд идентичных, похожих функций: рабочие группы хотят управлять независимо. Производственная иерархия в рабочей группе не имеет значения, результаты группы представляются вышестоящим органам. Группы отличаются друг от друга прежде всего в постановке целей. «Круг качества» прежде всего пытается подчеркнуть экономическую эффективность обучения квалифицированных кадров, ориентированную на результат, а группа «вместо обучения» выдвигает на первый план элементы подготовки квалифицированного работника, ориентированного на наличные деньги, то есть развитие поведения, методов общения.


Вывод

Постиндустриальное общество характеризуется массовым распространением творческой, интеллектуальной работы, качественно возросшим объемом научных знаний и информации, используемой в производстве, преобладанием услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством в структуре экономики. и изменение социальной структуры.

Ведущим фактором повышения роли непрерывного образования и развития персонала в постиндустриальном обществе являются фундаментальные изменения в содержании труда, вызванные использованием нового оборудования, технологий и методов производственной деятельности. В этих условиях становится необходимым развитие и обучение персонала.

Под развитием сотрудников понимается любой вид деятельности, осуществляемый организацией для оказания помощи сотрудникам в достижении профессионального успеха путем расширения их знаний и навыков в области своей профессии и устранения препятствий на пути к успеху.

Концепция развития сотрудников ориентирована на саморазвитие, которое в идеале осуществляется на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном. Деятельность по развитию сотрудников подразделяется на три категории: развитие карьеры, персональное консультирование и совершенствование знаний и навыков (обучение).

Обучение персонала, основной способ получения профессионального образования, представляет собой целенаправленно организованный, систематический и систематический процесс овладения знаниями, навыками и методами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, менеджеров и т. Д.

Различают три вида обучения: обучение персонала, повышение квалификации персонала и переподготовка персонала. Отечественный и зарубежный опыт разработал три концепции подготовки квалифицированных кадров: концепция специализированной подготовки, концепция междисциплинарного обучения и концепция обучения, ориентированная на человека.

Профессиональное обучение может проводиться как на рабочем месте, так и за его пределами. В зависимости от места учебы и достижения целей обучения используются соответствующие методы обучения.

Подготовка квалифицированного персонала эффективна, если связанные с этим затраты в конечном итоге будут ниже затрат организации на повышение производительности труда из-за других факторов или затрат, связанных с ошибками при найме рабочей силы.