Файл: (Международное законодательство в области противодействия коррупции)Правовые основы противодействия коррупции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Коррупция - серьезная проблема, с которой столкнулась не только РФ, но и многие другие страны. По уровню коррупции Россия находится на 136-м месте из 174 стран. Такие данные приведены международной организацией Transparency International за 2014 год. Рядом с нами находятся в наибольшей мере отсталые страны Африки (Конго, Гвинея-Бисау), а также Папуа - Новая Гвинея и Таджикистан. Transparency International признала Россию самой коррумпированной страной среди ведущих стран мира, входящих в «Большую двадцатку». 

Стоит отметить, что в России коррупция имеет широкий масштаб, несмотря на проводимую борьбу с ней. Так, она проникла практически во все отрасли деятельности, в том числе сферу здравоохранения, образования и правоохранительных органов.

Борьба с коррупцией является приоритетом внутренней политики государства и имеет некоторые положительные результаты, о чем свидетельствуют уголовные дела, в которых доказана вина и назначено соответствующее наказание лицам, участвующих в незаконных процессах, связанных со взяточничеством и коррупцией. За последние годы была проделана серьёзная законодательная работа в сфере противодействия коррупции. При этом общественность продолжают шокировать крайне диссонансные аресты руководителей областей и целых регионов.

Цель данной работы - дать общую характеристику законодательства о противодействии коррупции.

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина в ноябре 2003 г. образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, основной задачей которого является определение приоритетных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

«1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

-установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;


- выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

- предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

- обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

- координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами».

Коррупционные схемы в России формируются на самых различных уровнях: и в высших эшелонах власти, и там, где выделяют квоты, где реализуется и регистрируется недвижимость, лицензируется та или иная деятельность и т.д.

Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии. Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ и т.д. являются во многих случаях завуалированными формами коррупции. 

В системе ООН приняты конвенции и резолюции, содержащие отдельные аспекты, касающиеся коррупции или же поведения должностных лиц. В частности, Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 34/169 от 17 декабря 1979г., содержащую Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.

Усилия ООН в области борьбы с коррупцией завершились принятием Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о борьбе с коррупцией и подкупом при международных коммерческих сделках от 16 декабря 1996 г. Несмотря на необязательный характер, Декларация является всеобъемлющей по рассматриваемой проблеме.

Согласно Декларации государства по отдельности и через международные организации предпринимают действия в соответствии с конституциями каждого государства и принятыми национальными законами и возлагают на себя следующие обязательства:


- осуществлять конкретные действия для борьбы со всеми формами коррупции, подкупа и связанными с ними незаконными деяниями при международных коммерческих сделках. 31 октября 2003г. в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № A/REES/58/4 была принята Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (U№CAC).

Конвенция представляет собой многосторонний международно-правовой документ, отражающий природу коррупции, предлагающий разнообразные меры борьбы с этим явлением. В силу Конвенция вступила 14 декабря 2005г. - на 90-й день после ее ратификации тридцатью участниками.

С целью координации усилий государств-участников Конвенция учредила специальную постоянно действующую Конференцию. Секретарское обслуживание Конференции обеспечивает Генеральный секретарь ООН через Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН).

Россия, в числе первых подписавшая Конвенцию 9 декабря 2003г., ратифицировала ее в 2006г. Тем не менее Россия не ратифицировала ст.20 Конвенции («Незаконное обогащение»). Статья предусматривает признание странами-подписантами уголовно наказуемым деянием «незаконное обогащение» государственных служащих. Эта статья гласит: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

20 мая 2011г. Правительство России не одобрило законопроект, который позволил бы ратифицировать ст. 20 якобы по той причине, что эта статья противоречит ст. 49 Конституции РФ и способна лишить миллионы граждан России презумпции невиновности.

ГЛАВА 2. РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Первостепенной отечественной законодательной нормой, направленной на борьбу с коррупцией можно считать статью 290 УК РФ "Получение взятки". При этом простая регламентация ответственности за коррупцию не в состоянии справиться со столь сложным и глубоко распространившимся явлением.


В современных условиях вопросам организации борьбы с коррупцией уделяется все больше внимания. Подтверждением этому служит Указ Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. N 1384 "О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией".

Основной задачей Совета является оказание содействия Президенту Российской Федерации в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации.

При Совете была создана Комиссия по противодействию коррупции, предназначенная для подготовки предложений по предупреждению и пресечению коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также по совершенствованию правоохранительной деятельности государства в целях предупреждения и пресечения должностных преступлений и иных злоупотреблений властью, в том числе в правоохранительных органах. 

25 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". В настоящем Законе раскрываются такие понятия, как "коррупция", "противодействие коррупции", устанавливаются его основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.

В Законе коррупция определяется путем перечисления противоправных действий, являющихся в наибольшей меререльефным проявлением коррупции, указывается на сущностный признак коррупции - незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды указанному лицу другими лицами. Коррупцией также признается совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица. Прописанное в Законе определение коррупции согласуется с определением коррупции, содержащимся в международных антикоррупционных конвенциях. 

Законом вводится обязательное декларирование должностным лицом имущества, принадлежащего не только ему, но и членам его семьи (супругу или супруге, а также несовершеннолетним детям).

Важным моментом рассматриваемого Закона является предоставление гарантий неприкосновенности лицам, оказывающим содействие в противодействии коррупции. В Законе содержится норма, в соответствии с которой лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в противодействии коррупции, находится под защитой государства (ч. 4 ст. 9 Закона "О противодействии коррупции").


Закон "О противодействии коррупции" предусматривает, что в течение двух лет после увольнения с государственной службы гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, имеет право замещать должности в коммерческих или некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного или муниципального служащего. Его трудоустройство возможно только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ (ч. 1 ст. 12).

Законом устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за коррупционные правонарушения, совершенные физическими и самими юридическими лицами (ст. ст. 13, 14).

В соответствии с Законом внесен комплекс взаимосвязанных изменений в целый ряд федеральных законов. Эти изменения коснулись уточнения требований к депутатам Госдумы и членам Совета Федерации, депутатам законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, членам избирательных комиссий, аудиторам Счетной палаты, служащим Банка России, судьям, сотрудникам правоохранительных органов и военнослужащим.

Стратегической целью антикоррупционного законодательства должно являться обеспечение реального общественного контроля за деятельностью государственных служащих всех уровней власти и управления, для профилактики, предупреждения, пресечения коррупционных правонарушений и устранения их последствий.

Основными задачами антикоррупционного законодательства являются защита интересов государственной службы, прав и законных интересов граждан, общества и международного престижа России, а также создание системы организационных и правовых мер, обеспечивающих профилактику коррупционного поведения государственных служащих, неотвратимость их ответственности за совершение коррупционных правонарушений. 

Отмечая то, что в России в целом сложилась законодательная база регулирования антикоррупционных отношений, следует констатировать целый ряд ее недостатков. Очевидно, что принятие Федерального закона "О противодействии коррупции" имеет именно такое систематизирующее значение в отношении действующего антикоррупционного законодательства. Закон направлен на решение следующих проблем, в целом нашедших отражение в Национальном плане противодействия коррупции: