Файл: Основные принципы построения эффективной команды (Понятие и роль командообразования в современной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 2119

Скачиваний: 48

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ


В условиях современной реальности системная эффективность деятельности каждого коллектива по выполнению поставленных целей в существенной мере детерминирована именно его команднообразованием и сплоченностью. К настоящему времени в менеджменте уже не подлежит сомнению то положение, что именно слаженная команда способствует формированию и дальнейшему развитию оптимальных условий для совместных действий коллективов, а кроме этого, является значительным фактором продуктивности и эффективности их совместной деятельности на системном уровне. Формирование командообразования начинается с комплексного анализа того, какие именно особенности позволяют конструктивно развивать и поднимать сплоченность в коллективе.

Таким образом, актуальность и практическая значимость проблемы эффективного формирования командообразования и групповой сплоченности коллектива современной организации обуславливается тем, что данной проблеме уделяется пристальное внимание на протяжении длительного времени, т.к. от данного фактора зависит личностное, психологическое, физическое здоровье не только самих членов коллектива, но и всего современного общества в целом.

Теоретико-методологическая основа настоящей работы состоит в том, что в современной науке проблемам коллектива, формирования и развития в нем различных взаимоотношений посвящено довольно большое количество работ. Так, например, в практических исследованиях таких авторов как Л.Д. Столяренко, О.В. Евтихова, В.И. Шуванова анализируются проблемы воздействия команды на формирование личности; в исследованиях Л.И. Уманского – влияние личности на формирование коллектива как команды с выраженной групповой сплоченностью. Кроме этого, в трудах А.А. Грачева, А.С. Калюжного, Ю.В. Макарова, А.В. Петровского нашли свое отражение некоторые аспекты вопросов межличностных отношений в командах.

С основной проблемой эффективной команды, ее формирования и развития как социальной группы тесно связано и понятие сплоченности, которое исследуется А.В. Петровским, Р.С. Немовым, А.И. Донцовым – как итог ценностно-ориентационного единства членов социальных групп; Н.В. Бахеровым, Р. Мокшанцевым, А.Л. Журавлевым, А.С. Леонавичус – через некоторую специфику эмоциональных взаимоотношений в группе, а также наличие взаимно обусловленных симпатий и предпочтений.

Таким образом, цель настоящего исследования состоит в следующем: определить и проанализировать основные принципы построения эффективных команд.


Поставленная цель обусловила формулирование следующих задач исследования:

1. Осуществить исследование вопроса о командообразовании коллектива.

2. Определить характерные особенности межличностных отношений в коллективе.

3. Проанализировать основные принципы формирования в командообразовании коллектива.

Теоретическая значимость настоящей работы детерминируется совокупностью поставленных задач, сочетающих теоретико-методологическое и подробное психолого-педагогическое рассмотрение проблемы формирования командообразования коллектива с помощью социально-психологического тренинга. Практическая значимость настоящей работы может состоять в том, что результаты исследования могут быть применены в деятельности кадровых служб и служб психологического сопровождения в организациях для формирования и укрепления командообразования.

1. Понятие и роль командообразования в современной организации

Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что к настоящему времени существует множество определений понятия команда. Можно обратиться в первую очередь к одному из классических определений И. Саласа, который рассуждает о том, что команда – это малая группа, состоящая из 5 – 7, реже из 15 – 20 человек, которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности; имеют взаимодополняющие умения; принимают на себя ответственность за конечные результаты деятельности; способны исполнять любые внутрикомандные роли и определяют себя и своих партнеров принадлежащими к команде [4, с.16].

В свою очередь командообразование – или, тимбилдинг – представляет собой на практическом уровне важнейшую необходимость для прагматичного руководителя или владельца бизнеса. Когда весь коллектив действует сплоченно, когда сотрудники не «подсиживают» друг друга, а вместе, плечом к плечу, решают поставленные руководителем цели и задачи, тогда резко возрастает эффективность всех бизнес-процессов, а также повышается конкурентоспособность и общая оптимальность совместной работы коллектива. И при этом важно, что рост происходит не за счет привлечения каких-либо новых ресурсов, а за счет внутренних резервов, за счет сплоченности и общей вовлеченности сотрудников организации.


Командообразование на современном предприятии позволяет создать не просто сплоченный и вовлеченный в общее дело коллектив, а сделать абсолютно каждого работника, в первую очередь, «командным игроком». Заслуживает при этом внимания тот факт, что при сходстве этих понятий есть и принципиальное различие [22, с.9].

Практика отечественного концерна «Калина» показывает, что зачастую различные тренинги и игры направлены на формирование и развитие трудового коллектива, на то, чтобы работники лучше узнали и поняли друг друга в процессе сотрудничества. Это является конструктивным фактором, когда неформальная группа положительно влияет на общий социально-психологический климат. Быстро «ставит на место» оступившегося и становится довольно эффективным инструментом воздействия на умы и настроения сотрудников коллектива. Однако один единственный выбывший сотрудник может оказать такое воздействие, что вся группа может «развалиться» буквально на глазах, при этом вполне закономерно, что резко снижается производительность и эффективность работы.

Тренеры по командообразованию корпорации «Газпром» утверждают, что практически важно научить сотрудников не просто быть единой командой, а сформировать у них общие навыки работы в такой команде. При этом командообразование в коллективе – это часто не только взаимодействие внутри одного отдела, оно предполагает многоаспектные взаимоотношения в рамках всей организации, а также и во внешней среде [7, с.16].

Командообразование и принципы качественной и успешной командной деятельности при правильном применении неразрывно связаны с новыми бизнес-возможностями современных корпораций. Во многих компаниях уже неоднократно убедились в том, что затраты на командообразование персонала сопоставимы с расходами на обучение и стимулирование труда. И при этом результат часто дают значительно больший, а главное, его эффект сохраняется долгое время [6, с.32].

Необходимо также отметить, что командообразование по своей основной сути и характеристикам противопоставляется жесткому администрированию, при котором значительная роль принадлежит тотальному и регулярному контролю, а также системе поощрений и наказаний в работе с персоналом. Организация действенного контроля – дело недешевое, впрочем, как и система стимулирования. Именно формированию работоспособной эффективной команды, созданию коллективной мотивации и посвящены все игры и тренинги по командообразованию [11, с.63].


Следует отметить, что основными принципами формирования слаженной эффективной команды являются следующие:

1) совместное решение общих целей и задач, когда каждый член команды вкладывает свои таланты, возможности и практические умения, оказывается более эффективным, чем простое, и порой – лишь формальное, подчинение лидеру;

2) стремительно увеличивается креативность различных производственных решений, поскольку на основную проблему существует столько взглядов, сколько членов команды с ней знакомо и разбирается в деталях решения;

3) растет общая работоспособность и дисциплина в трудовом коллективе;

4) существенно снижается определенный риск возникновения критических ошибок, т.к. каждый член команды несет собственную должностную и персональную ответственность за конечный результат, а не только за свой отдельный участок работы;

5) наиболее рационально перераспределяются силы, т.к. предполагается, что в самой команде развита взаимопомощь и поддержка;

6) нет необходимости тратить дополнительные средства и усилия, чтобы «подтянуть» отстающих членов команды – эти вопросы решаются в команде как будто сами по себе;

7) в команде отмечается значительно меньше споров и конфликтов, которые негативно отражаются на итоговом результате, т.к. каждый участник ориентирован в первую очередь достичь своих собственных целей за счет цели общей;

8) увеличивается лояльность и вовлеченность среди сотрудников, растет общая мотивация, причем без дополнительной оплаты и стимулирования на материальной основе.

Эффективный процесс формирования и развития команды базируется на понимании целей, для которых нужна команда, систематической и регулярной оценке профессионализма и основных должностных компетенций персонала, а также укреплении навыков практического разрешения и предупреждения конфликтов.

Таким образом, команда представляет собой небольшую группу, которую характеризует целый ряд специфических особенностей и определенных характеристик. Сам процесс командообразования можно рассматривать как вариант естественной групповой динамики либо как определенный набор специальных технологий для организации, стимулирования, управления социально-психологическим развитием группы как трудового коллектива. Руководителям, начинающим процесс развития своих команд в организации, крайне важно избавиться от некоторых стереотипов и заблуждений относительно командного стиля совместной деятельности, динамики взаимоотношений в команде, коллективной ответственности и групповой сплоченности.


2. Командная сплоченность как условие эффективного тимбилдинга

Исследуя вопрос командообразования, необходимо обратиться и к анализу такого важного в данной связи понятия как командная сплоченность коллектива. Анализ литературы по проблемам командной сплоченности в коллективе дает возможность утверждать, что данной проблеме в настоящее время уделяется пристальное внимание многих отечественных и зарубежных исследователей подобного феномена. Итак, проведем анализ исследований отечественных психологов, которые занимались основными вопросами командной сплоченности в различных коллективах и социальных группах.

Первое направление включает в себя исследования, в которых командная сплоченность анализируется в первую очередь с позиций эмоционально-психологической привлекательности членов малых групп. Так, в частности, в этой связи Н. В. Бахарева сплоченность коллектива определяет через область и направленность эмоциональных отношений в группе, а также через наличие взаимных симпатий в ней [2, с.63]. Она говорит о том, что эмоции и наличие симпатий служат мощным фундаментом для построения эффективных отношений и формирования командной сплоченности и командного духа. Исследователь Р. Мокшанцев изучает понятие о командной сплоченности коллектива как о взаимном тяготении его членов, выделяя при этом такие признаки как [14, с.62]:

1) степень взаимной симпатии в межличностных отношениях при групповом взаимодействии;

2) уровень привлекательности и практической полезности коллектива для его членов;

3) сходство либо единство ценностных ориентаций членов коллектива и т.д.

По убеждению исследователя О.Т. Лебедева, чем выше уровень межличностных коммуникаций между членами коллектива, общения тем в большей степени они сплочены именно в полноценный эффективный коллектив. Исследователь утверждает, что имеется тесная связь между количеством времени, которое члены коллектива проводят вместе, и уровнем сплоченности группы. В. И. Зацепин в данной связи полагает, что члены коллектива с высоким уровнем сплоченности характеризуются системным стабильным взаимным уважением друг к другу и дружеским межличностным взаимоотношением на базе единого позитивно-эмоционального отношения к выполняемому типу общих работ. Именно в таких трудовых коллективах присутствует атмосфера доброжелательности, взаимной поддержи и так называемое «чувство локтя» [7, с.18].