Файл: Информационно-правовые нормы (Дисциплина «Правовые механизмы в сфере информационных систем и технологий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан".

Компетенционные нормы, очерчивающие легальные пределы деятельности субъектов права.

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" "Статья 13. Гарантии предоставления информации

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес". Нормы-санкции, являющиеся либо частью состава правонарушений, либо самостоятельной нормой.

Уголовный кодекс РФ "Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации 1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет...".

Императивные нормы, содержащие однозначные предписания и закрепляющие обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и граждан.

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации"

"Статья 7. Государственные информационные ресурсы 2. Формирование государственных информационных ресурсов... осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией".


Примером одновременного применения методов императивного и диспозитивного регулирования может служить следующая норма.

Закон РФ "О государственной тайне" "Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием. Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее — собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти. Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.

Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством".

5. Информационно-правовые нормы можно классифицировать по сфере их применения (по масштабу действия):

  • нормы федерального уровня и действия;
  • нормы субъектов Российской Федерации;
  • нормы органов местного самоуправления.

6. По объему регулирования информационно-правовые нормы подразделяются на нормы:

  • общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности. Это, в первую очередь, статутные нормы, устанавливающие обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по исполнению ими конституционных обязанностей по пред оставлению информации потребителям;
  • межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;
  • отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;
  • на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.

По содержанию информационно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные информационно-правовые нормы устанавливают материальное содержание юридических прав и обязанностей участников информационных правоотношений. Они закрепляют структуру информационной сферы, права и обязанности участников информационных отношений в данной сфере, правовой статус этих участников, ответственность за нарушение информационного законодательства. Материальные информационно-правовые нормы также определяют содержание государственной политики в области информации.

Процессуальные информационно-правовые нормы регламентируют порядок реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационно-правовыми нормами. Они устанавливают порядок сертификации и лицензирования в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов и т.п.

В состав информационно-правовой нормы входит гипотеза, диспозиция и санкции.

Гипотеза указывает на условия действия информационно-правовой нормы. Она указывает на условия и обстоятельства, при которых могут возникать правоотношения в информационной сфере, а также определяет круг субъектов информационных правоотношений.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения. Она является основной частью для большинства информационно-правовых норм и устанавливает порядок поведения субъектов информационных правоотношений, их права и обязанности.

Санкции предусматривают последствия нарушения информационно-правовой нормы или норм, определяют виды и меру ответственности нарушителей. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это могут быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность. Посредством санкций обеспечивается защита прав субъектов информационных правоотношений и исполнение ими установленных правил.Информационно-правовые нормы могут содержать все три составляющих информационно-правовой нормы или только две из них – как правило, гипотезу и диспозицию. В последнем случае санкции могут содержаться в других статьях этого законодательного или нормативного акта или в других законах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Батурин Ю.М. Телекоммуникации и право — вопросы стратегии. Центр "Право и средства массовой информации". Серия "Журналистика и право". Вып. 26.
  2. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 339.
  3. Ллиюв А.Б. Основы федерального информационного права России. М., 1995.
  4. Копылов В.А. Информационное право. М., 1997.
  5. Рассолов М.М. Информационное право. М., 1999.
  6. Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 2.
  7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ets n 5) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163; Бюллетень международных договоров. 2001. № 3. С. 3—44.