Файл: Konspekt_po_antiterroru_dlya_uchaschikhsya_10-11-kh_kl-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации проведения занятий по гражданской обороне чрезвычайным ситуациям


I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ


Терроризм – опаснейшее преступление современности, угрожающее в ХХI веке стать одним из главных препятствий на пути решения общечеловеческих и государственных задач.

И если в начале 80-х годов терроризм в России воспринимался как достаточно редкое явление, то уже в первой половине 90-х Россия оказалась на гребне террористической волны. К концу 90-х угроза терроризма превратилась в одну из основных угроз безопасности России, что зафиксировано в Концепции национальной безопасности РФ, объявленной Указом Президента РФ от 17.12.97 г. № 1300.

Терроризм стал практикой решения территориальных споров, раздела сфер криминального влияния.

Ежегодно в стране совершается несколько сотен заказных убийств, преступлений с применением взрывчатых веществ, захватом заложников, захватом воздушных и морских судов, автотранспорта.

Реальная угроза терроризма возникла в жилом секторе населенных пунктов, а также на жизненно важных объектах, в том числе: железных дорогах; объектах энергетики; объектах атомной и оборонной промышленности; гидротехнических сооружениях; трубопроводном транспорте.

В 1999 году весь мир потрясли своей жестокостью трагедии, разыгравшиеся в российских городах Москве, Волгодонске, где в результате взрыва жилых домов погибли сотни ни в чем не повинных людей.

Последние годы также внесли свою кровавую лепту в количество жертв террористических актов.

В настоящее время обстановка в России, сопряженная с проявлением терроризма, продолжает обостряться.

Об этом говорят и недавно произошедшие террористические акты в Московском метро, в г. Грозном, в Ингушетии - г. Назрань, в Северной Осетии – г. Беслан.

Наряду с принимаемыми подразделениями МВД и Вооруженных Сил РФ мерами, каждый гражданин России должен задуматься, а готов ли он противостоять терроризму, обладает ли он для этого достаточными знаниями и практическими навыками.


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«Общественная опасность терроризма»


Терроризм стал истинным бичом ХХ века. На наших глазах борьба с ним превратилась в основную задачу ведущих спецслужб мира.

Чтобы эффективно противостоять этому явлению, необходимо прежде всего знание сущности терроризма, уяснение причин и факторов, способствующих его проявлению.

Руководящие документы, дающие определение терроризму:

  • ст. 205 УК РФ определяет терроризм, как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угрозы совершения указанных действий в тех же целях»;

  • в ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом» от 25.07.98 № 130-ФЗ террористическая деятельность трактуется в более широком смысле. Она включает в себя согласно закону «организацию, подготовку и реализацию террористической акции, подстрекательство к террористической акции, организацию незаконного вооруженного формирования, вербовку, вооружение, обучение и использование террористов, финансирование заведомо террористической организации»;

  • ФЗ «О борьбе с терроризмом» дает определение и международной террористической деятельности, которая рассматривается им как «террористическая деятельность, осуществляемая террористом или террористической организаций на территории более чем одного государства, или наносящая ущерб интересам более чем одного государства».


Таким образом, терроризм в настоящее время в широком смысле слова выделяется, как одна из форм преступной деятельности.

В законодательстве ряда развитых стран и в международных документах (например, в Европейской конвенции по борьбе с терроризмом от 27 января 1977 года терроризм также классифицируется как уголовное преступление, независимо от его причин, целей и мотивов.


Потенциальной жертвой террористического акта может стать любой человек. Однако при этом следует выделить особые социальные группы риска, то есть такие категории лиц, которые в силу своего должностного положения, рода деятельности и профессиональной принадлежности, а также по причине широкой общественной известности или популярности, наиболее часто подвергаются различным видам террористического воздействия (шантажу, захвату с целью получения выкупа, захвату в заложники с представлением политических требований, взрыву в назидание и т. д.).

К этой группе риска, следует отнести, в первую очередь: представителей власти, дипломатического корпуса, видных политических и общественных деятелей, сотрудников посольств и представителей военных миссий, коммерсантов, представителей средств массовой информации.

Обычные, рядовые граждане, как правило, чаще страдают от «слепого» терроризма, невольно становясь жертвами кровавых акций, осуществляемых опасным способом (то есть применением взрывных устройств и автоматического оружия в общественном месте (банке, магазине, вокзале и на транспорте). Они рассчитаны на массовость и имеют целью – посеять панику и страх, дестабилизировать общественно-политическую обстановку.

Особую опасность представляет собой такая разновидность терроризма, как криминальные взрывы.

Совершение этих преступлений приводит, как правило, к многочисленным жертвам среди населения, причиняет материальный ущерб собственности, как граждан, так и предприятий, учреждений и организаций.

Опасные действия, связанные с использованием взрывных устройств, оказывают негативное морально-психологическое воздействие на население, порождают обоснованный страх граждан за свою жизнь, дестабилизируют обстановку в городах, населенных пунктах и в государстве в целом.

Несмотря на то, что правоохранительные органы предотвращают значительную часть террористических акций, их сил и средств все-таки недостаточно, чтобы пресечь это чрезвычайно опасное явление.

«Виды террористических и диверсионных актов,

их общие и отличительные черты.

Способы осуществления. Оценка риска их возникновения»

К основным угрозам террористического характера следует отнести:

  • нападение на политические и экономические объекты (захват, подрыв, обстрел...);

  • взрывы в местах массового пребывания людей (метро, вокзалы, транспорт, жилые дома);

  • захват воздушных судов и других транспортных средств;

  • нападение на объекты, потенциально опасные для жизни населения в случае их разрушения или нарушения технологического режима;

  • применение химических и радиоактивных веществ в местах массового пребывания людей;

  • отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания;

  • искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней.


Современный терроризм ввиду открытого опубликования в СМИ материалов научных разработок (в погоне журналистов за сенсацией и полным отсутствием цензуры) получил возможность использования в своих преступных целях новейшие достижения науки и техники, это такие угрозы, как:

  • магнитный терроризм (вывод из строя систем управления авиационным и железнодорожным движением, силовых линий электроснабжения, средств связи, компьютерной техники и других электронных приборов);

  • нарушение психофизического состояния людей путем программированного поведения и деятельности целых групп населения (зомбирование);

  • кибернетические атаки на важнейшие компьютерные сети (хакеры);

  • проникновение с целью нарушения работы в информационные сети («вирусы»).

Оценивая риск возникновения террористических угроз (диверсий) в каждом конкретном случае необходимо учитывать предпосылки, способствующие их возникновению, это:

  • наличие организованных террористических организаций в сочетании с большим количеством самостоятельных, автономных ячеек и отдельных лидеров;

  • расширение спектра способов террористической деятельности (биологических, химических, радиационных, психофизических);

  • появление новых видов терроризма (информационного, техногенного, кибернетического и др.);

  • рост «интеллектуального» уровня терроризма в соответствии с темпом развития науки и техники;

  • продолжающийся немотивируемый, непредсказуемый терроризм (когда насилие направлено не на конкретных лиц, а на беспорядочное убийство случайных людей).

Предпосылки, усугубляющие возникновение техногенных угроз терроризма. Основными из них являются:

  • повышенная концентрация ПОО;

  • старение основных производственных фондов;

  • сокращение санитарно-защитных зон вокруг ПОО вследствие застройки;

  • увеличение количества ядерных и радиационных установок, не задействованных в производстве и исследованиях);

  • проявление большого количества мелких производителей вне подзорного поля;

  • отсутствие надлежащих мер защиты и профилактики на железнодорожном и автомобильном транспорте;

  • недостаточно эффективная система защиты населения в ЧС и ряд других.

Все это может в конечном итоге привести:

  • к гибели и потере здоровья населения, проживающего вблизи ПОО;

  • к уничтожению значительных материальных ценностей, экономическому ущербу;

  • к разрушению среды обитания человека;

  • к созданию атмосферы страха и крайней степени недоверия органам защиты.


«Мероприятия по снижению риска и
смягчению последствий террористических и диверсионных актов»


Основными приоритетами в деятельности ОУ по ГО и ЧС, направленной на снижение риска и смягчение последствий террористических (и диверсионных) актов, следует считать:

  • повышение эффективности противодействия террористической деятельности;

  • снижение уровня криминализации (во всех сферах деятельности);

  • обеспечение безопасности в жилищно-коммунальной сфере;


  • повышение уровня безопасности промышленных и транспортных объектов (ОЭ, железных дорог, автовокзалов, аэропортов – от взрывов, пожаров, выбросов и т. д.);

  • совершенствование системы мониторинга состояния безопасности (от внешней среды до обнаружения опасных веществ);

  • дальнейшее развитие сил РСЧС (ГО);

  • развитие нормативно-правовой базы края в области защиты населения;

  • обеспечение устойчивого роста экономического потенциала и уровня социальной защиты населения края.

При этом, основными мероприятиями по снижению риска и смягчению последствий террористических (и диверсионных) актов являются:

а) в области предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий:

  • выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности;

  • идеологическое, информационное, административное, организационное противодействие формированию у граждан террористических настроений и намерений;

  • правовое, информационное, административное и оперативное противодействие возникновению террористических групп и организаций;

  • недопущение ввоза на территорию края средств террористической деятельности (взрывчатых веществ, оружия, химических веществ, ядерных отходов);

  • разработка и создание системы оперативного пресечения террористических действий;

  • проведение комплекса специальных мер по защите особо опасных производств и сооружений;

  • создание системы кризисного управления на период возникновения угрозы террористического акта до ликвидации причин его породивших (на территории Красноярского края это ЦУКС);

  • организация эффективного взаимодействия федеральных и краевых структур, участвующих в контртеррористической деятельности;

  • совершенствование технического оснащения сил, привлекаемых для ликвидации последствий террористических актов (это отряд экстренного реагирования СС Красноярского края);

  • совершенствование системы мониторинга по обнаружению радиоактивных, химических веществ и биологических агентов;

  • формирование специализированных химико-биологических команд быстрого реагирования;

  • повышение общего уровня промышленной безопасности для снижения рисков техногенного терроризма;

б) в области общественной безопасности, правопорядка и информационной безопасности:

  • разработка правовых и административных мер по недопущению целенаправленного психологического воздействия на людей через средства массовой информации;

  • изъятие незаконно хранящегося оружия у населения;

  • искоренение случаев срастания преступных групп с властными структурами;

  • усиление мер защиты и охраны на потенциально опасных объектах экономики;

  • пресечение деятельности групп и группировок, провозгласивших решение политических, социальных и хозяйственных задач террористическими методами;

  • проведение планомерной работы по ликвидации криминальных группировок и изоляции преступных авторитетов;

  • сокращение детской преступности, недопущение детей и подростков в криминальную сферу;

  • взятие под особый контроль наиболее криминальных районов и мест в городах;

  • развитие системы мер по пресечению наркобизнеса, транзита и распространения наркотиков;


в) в области подготовки населения по проблемам безопасности:

  • психологическая подготовка и тестирование (на предмет профессионального соответствия) специалистов, работающих на предприятиях, связанных с химическим, атомным, пожаро - и взрывоопасным производством;

  • подготовка и введение в штат ПОО психологов, обеспечивающих возможность реабилитационных занятий с работающими на них специалистами;

  • разработка методов и приемов информационного (зрительного или слухового) психологического воздействия, учитывающих возрастные особенности населения;

  • организация просвещения населения о поведении при различных ЧС;

  • подготовка и создание на радио и телевидении цикла передач, в том числе по различным аспектам обеспечения безопасности;

  • разработка и распространение учебных пособий, памяток по основным правилам обеспечения безопасности на бытовом уровне;

  • рассмотреть возможности создания сети специализированных магазинов по реализации населению бытовых приборов, средств защиты, профилактических медицинских препаратов;

  • введение обязательной общей и специальной подготовки руководящих работников, специалистов, различных групп населения для действий в условиях ЧС мирного и военного времени (УМЦ, курсы ГО, УКП при ЖЭУ).




«Порядок действий должностных лиц ГО (РСЧС) при получении информации об угрозе террористического или

диверсионного акта. Рекомендуемая зона эвакуации персонала организации (объекта)»



«Рекомендации службы по борьбе с терроризмом ФСБ руководителям предприятий, организаций, учреждений и всем гражданам на случай возникновения ЧС, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников».

Учитывая возможность совершения террористических актов на территории предприятий, учреждений, организаций и фирм, перед их руководителями встают задачи как по обеспечению безопасности объекта и его персонала, так и по выработке и выполнению плана действий в случае поступления сообщений, содержащих угрозы террористического характера.

«Рекомендации...» предлагают каждому руководителю, совместно с правоохранительными органами (ФСБ и МВД России) в обязательном порядке разработать, с учетом особенностей объекта, инструкции и планы действий на случай возникновения ЧС.

Мерами предупредительного характера являются:

  • ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта;

  • установка систем сигнализации, аудио и видеозаписи;

  • осуществление ежедневных обходов территории предприятия и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного обнаружения взрывных устройств или предметов, подозрительных на них;

  • периодическая комиссионная проверка складских помещений;

  • проведение более тщательного подбора и проверки кадров;

  • организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях (ДДС, руководящий состав).