Файл: Финансовая стратегия повышения конкурентоспособности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Финансовая стратегия является одним из важнейших инструментов управления конкурентоспособностью предприятия. Значимость финансовой стратегии, с одной стороны, заключается в том, что именно финансовые показатели отражают основные виды деятельности предприятия. С другой стороны, на основе финансовых стратегий разрабатываются другие стратегии предприятия, поскольку финансовые ресурсы ограничивают масштабы и направления деятельности предприятия. Следовательно, необходимо определить основные теоретические основы формирования финансовых стратегий обеспечения конкурентоспособности предприятия. Авторы исследуют механизмы их реализации под действием факторов внутренней и внешней среды ведения бизнеса с учетом особенностей современного развития экономического пространства.

Актуальность темы исследования в силу постоянно меняющихся потребностей рынка и ужесточения процесса конкуренции предъявляются повышенные требования к способности предприятия адаптироваться в постоянно меняющейся среде рынка. Именно потому возникает необходимость в построении такой системы управления организацией, которая будет не только эффективна, но и сможет своевременно отвечать на «вызовы» внутренней и внешней среды. Для поддержания своей конкурентоспособности предприятие должно тщательно прогнозировать свою деятельность, проводить анализ своего хозяйственного портфеля, исключая из него те товары/услуги, которые находятся на стадии спада и включая конкурентоспособные инновационные продукты, которые отвечают потребностям рынка и позволяют занять компании лидирующую позицию на рынке. Без определенных конкурентных преимуществ, соответствующих профилю компании, невозможно достичь высокой конкурентоспособности на современном насыщенном рынке товаров и услуг.

Финансовая стратегия повышения конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия является важной категорией рыночной экономики и определяет возможность и эффективность адаптации предприятия к условиям внешней среды. Под конкурентоспособностью имеется ввиду способность выдержать конкуренцию с аналогичными объектами на конкретном рынке. Всё же такого определения недостаточно для рассмотрения проблем обеспечения конкурентоспособности предприятий.


Таким образом, обеспечение конкурентоспособности можно представить как совокупность подсистем различного воздействия и обеспечения в зависимости от объекта конкурентоспособности.

Обеспечение конкурентоспособности предприятия - это комплексность порядковых действий управляющей подсистемы, сферы обеспечения, осуществляющих взаимовлияние на управляемую подсистему для достижения конкурентоспособности на рынке. Любые управленческие процессы в системе обеспечения конкурентоспособности предприятия осуществляют на основе определенной стратегии. Формирование финансовых стратегий нуждается в «перестройки всей системы менеджмента и, особенно, стратегической его части» [2]. Необходимым условием при этом является согласованность целей и взаимосвязь основных направлений финансовой стратегии реализации конкурентных преимуществ с общей стратегией развития предприятия [3].

При формировании финансовых стратегий необходимо учитывать следующие факторы [12, 13]:

- ориентация финансовой стратегии на общую стратегию развития предприятия на рынке;

-уровень нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности; экономической и политической ситуации в стране;

- тип рыночной позиции предприятия;

- стадии жизненного цикла предприятия и продукции, которую оно производит;

- ресурсное обеспечение и отраслевую принадлежность предприятия;

- финансовое состояние и конкурентные преимущества предприятий-конкурентов, надежность поставщиков и покупателей; уровень риска деятельности, обусловленный инфляционными колебаниями, резкими скачками курса валют, рисками неплатежей, вероятностью наступления финансового кризиса и т.д.

Главными вопросами финансовой стратегии являются [13, 14]:

- исследование характера и закономерностей формирования финансовых ресурсов на предприятии;

- определение перспективных направлений финансовых взаимоотношений предприятия с другими субъектами хозяйствования, налоговыми органами, банками, страховыми компаниями и т.д.;


- выявление запасов и привлечение ресурсов компании с целью наиболее оптимального использования производственных мощностей, ключевых фондов и используемых средств;

- формирование системы эффективного финансового обеспечения деятельности предприятия;

- определение способов эффективного использования финансовых возможностей предприятия в долгосрочном периоде;

- обеспечению финансовой стабильности предприятия методом разработки системы мероприятий;

- определение способов выполнения эффективной финансовой стратегии, привлечение финансовых ресурсов с целью разработки новых видов продукции, формирования организационной структуры и технического оснащения предприятия;

- диагностика финансовых стратегических планов возможных конкурентов;

- разработка и подготовка возможных вариантов формирования финансовых ресурсов предприятия и действенного финансового управления в условиях кризисных деформаций;

- обоснование способов выхода из кризиса.

Существует понятие «стратегический портфель», который является сочетанием совокупности различных финансовых стратегий обеспечения конкурентоспособности предприятия [15]. При его формировании согласно подходу, рекомендуемому Зуевой Е.И. и Касаткиной Е.А. [16], Щесняк [17] необходимо соблюдать следующие принципы:

• определенность (наличие критериев эффективности системы);

• гибкость;

• целеустремленность;

• одновременность и совместимость;

• альтернативность;

• оптимальность и рациональность;

• ответственность;

• оперативность;

• социальность;

• непрерывность; управляемость.

Финансовые стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия рациональней разрабатывать на длительный срок (в основном, до 5 лет), и их важнейшими задачами являются определение объемов, источников и методов привлечения финансовых ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности предприятия. На практике различают следующие финансовые стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия: экспансионистская, постепенного развития, защитная, стабилизационная, антикризисная.

Повышению конкурентоспособности отечественных предприятий мешают следующие факторы [19]:


- недостаточность финансовых ресурсов и информации по внедрению новых технологий;

- низкий уровень спроса на инновационную продукцию;

- нежелание и слабая восприимчивость предприятий к внедрению инноваций;

- низкий уровень инновационного потенциала предприятий; нехватка квалифицированного персонала;

- трудности кластеризации, кооперации и интеграции с другими предприятиями и др.

Выбор финансовых стратегий в соответствии с рыночной ситуацией связан с оценкой ее преимуществ и рисков, анализом ее соответствия ситуации на рынке, а также уровня организации производства на предприятии и управления им.

С помощью финансовых стратегий можно сформировать инструменты и механизмы увеличения конкурентоспособности, которые бы учитывали специфику современных экономических условий, связанных с ужесточением международной конкуренции и процессами глобализации экономики. При выборе базовой финансовой стратегии целесообразно исходить из того, насколько она способна стимулировать адаптацию возможностей предприятия к конкретным рыночным условиям. Следовательно, обоснование и фильтрация соответствующего портфеля финансовых стратегий и формирование системы стратегических финансовых целей должны базироваться на исследовании условий и оценке возможностей финансового и конкурентоспособного развития предприятия в стратегической перспективе.

Одним из таких подходов является использование экономико-математических моделей взаимосвязи количественных значений параметров ключевых компетенций, которые были выявлены в процессе стратегического диагностирования предприятия. Такой подход к выбору вида стратегии называется «отталкивание от имеющихся возможностей». Однако, экономико-математическое моделирование не может служить методологической платформой выбора вида финансовой стратегии, ему может принадлежать только вспомогательное место [16, 18].

Зуева Е.И. и Касаткина Е.А. [16] рекомендуют следующую последовательность действий формирования портфеля финансовых стратегий обеспечения конкурентоспособности предприятия на основе мультимодульного метода:

- идентификация состояния конкурентоспособности предприятия;

- разработка стратегических задач и мероприятий по использованию экзогенных и эндогенных факторов конкурентоспособности предприятия;

- разработка финансовых мероприятий по реализации стратегического плана повышения конкурентоспособности предприятия.


Основными принципами формирования портфеля на основе мультимодульного метода являются:

1. обеспечение организационно-управленческого единства процессов формирования и реализации финансовых конкурентных стратегий;

2. наделение высоким уровнем полномочий руководителей, которые участвуют в разработке и реализации финансовых конкурентных стратегий;

3. обеспечение полноты и своевременности получения информации о динамике изменений всех факторов и индикаторов конкурентоспособности;

4. реализация систематического сопоставления целевых и фактических индикаторов обеспечения конкурентоспособности предприятия;

5. стимулирование процессов реализации стратегических мероприятий по увеличению конкурентоспособности;

6. широкое участие всех категорий персонала в реализации плановых мероприятий по обеспечению конкурентоспособности.

Каждое предприятие имеет свою специфику, поэтому определить единую платформу формирования портфеля финансовых стратегий на основе мультимодульного метода невозможно. Поэтому предприятие должно самостоятельно определять, какие факторы и каким образом влияют на его деятельность, и формировать такой портфель финансовых стратегий обеспечения конкурентоспособности предприятия, который бы минимизировал риски и способствовал повышению конкурентоспособности и финансовой устойчивости на рынке.

Необходимо сформировать рациональные источники финансирования, с целью осуществить финансовых стратегий повышения конкурентоспособности предприятий. Оптимизация структуры источников может быть рассмотрена с точки зрения различных подходов и направлений ее совершенствования, в основе которых лежит выбор и обоснование критериев оптимизации. Основными критериями оптимальности структуры источников финансирования предприятий является [22]:

- политика финансирования активов. Формирование структуры источников финансирования предприятия с учетом указанного критерия базируется на изучении соотношение между статьями актива и пассива баланса и позволяет определить необходимую величину и долю тех или иных источников финансирования;

- стоимость предприятия. Существуют различные теории, которые рассматривают взаимосвязь структуры источников финансирования и стоимости предприятия как бизнеса. При этом оптимальной является структура финансирования, которая максимизирует рыночную стоимость предприятия;

- стоимость капитала. Поскольку как собственный, так и заемный капитал имеют для предприятия определенную стоимость, то оптимальной считается структура, которая минимизирует стоимость финансирования;