Файл: Образ жизни студентов и его влияние на здоровье.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 2634

Скачиваний: 48

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Многие люди считают, что студенческие годы – это лучшие годы в всей жизни человека. В это время мы в первый раз встречаемся лицом к лицу с ответственностью, обязанностями и самоконтролем, что радует нас и обременяет одновременно. Как бы не было весело проводить время со своими друзьями, готовиться к экзаменам и работать на выходных, всё это серьёзно сказывается на состоянии нашего здоровья. Именно в возрасте от 16 до 25 вырабатываются такие вредные привычки как: курение, алкогольная зависимость, неправильный режим сна и многие другие, которые непосредственно влияют на наше самочувствие. Из-за злоупотребления «молодости» многие вырабатывают серьёзные болезни вроде гастрита, хронической усталости и многих других именно в этот период.

Из-за такой ужасающей тенденции на проблему сохранения и поддержания здоровья молодых людей обращает внимание всё больше и больше учёных и специалистов в области медицины. Чтобы избежать ухудшения здоровья у людей этого возраста нужно прибегать к определённым способам и профилактикам, которые смогут помочь избежать серьёзных последствий. Данный реферат направлен на объяснение этих последствий, способов их устранения и, что главное, конкретное уточнение причин их возникновения.

Тема реферата: Образ жизни студентов и его влияние на здоровье

Объект исследования: Образ жизни студентов

Предмет исследования: Влияние образа жизни студентов на здоровье

Задачи реферата: дать определения утомляемости, здоровья, образа жизни; рассмотреть влияние образа жизни студентов на их здоровье; понять причины такого образа жизни; определить возможные способы решения проблемы

Цель реферата: рассмотреть влияние образа жизни студентов на их здоровье

Термин «здоровье»

Здоровье человека – это именно то, без чего он не способен эффективно работать и жить счастливой жизнью. Здоровье влияет не только на общее физическое состояние и работоспособность, но и на психику, поэтому отклонения в здоровье = отклонения в поведении и мышлении. Ни одна сфера жизни людей не может нормально существовать без здоровых людей, которые эту самую сферу на себе держат. Как только у человека появляются проблемы со здоровьем, это становится заметно и для него, и для его окружения, что также может повлиять на взаимоотношения (Пример: раздражительность).

Существуют различные определения понятия «здоровье», которые можно выделить следующим образом:


1) здоровье — это отсутствие болезней;

2) «здоровье» и «норма» - понятия тождественные;

3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант.

Все эти понятия концентрируются на том, что здоровье – норма, противоположность заболеванию и отклонению. Поэтому понятие «здоровье» можно определить следующим образом: здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Индивид осуществляет присущие ему биологические и социальные функции, включая умения выполнять важную для общества деятельность. Потеря возможности выполнять данную деятельность путём ухудшения здоровья влияет на жизнь индивида, семьи и всего общества в худшую сторону, но, к сожалению, имеет высокую степень проявления в современном мире.

Быть здоровым на все сто просто невозможно, но многие патологии не проявляются у некоторых людей, делая их «практически» здоровыми и полностью работоспособными. Однако работоспособность не всегда даётся для организма легко. В ряде случаев сохранение высокой продуктивности и работоспособности на определённый промежуток времени грозит серьезными последствиями здоровью и работоспособности в будущем, так как изменения в организме до определенного уровня могут остаться незамеченными для человека и не проявиться в ранней стадии своего развития, развиваясь и усугубляясь. Поэтому качественные и количественные характеристики как здоровья, так и болезни имеют множество способов их рассмотрения. Так, «здоровье» учёные и медицинские специалисты рассматривают с позиций уровня жизнеустойчивости организма, его способности адаптироваться, биологической активности органов и систем органов, их способности к восстановлению и др.

Происхождение болезни имеет два источника: «внутреннее основание», которое напрямую связанно с состоянием самого человека и внешние причины, на него воздействующие извне. Следовательно, для предупреждения болезней и повышения жизнеустойчивости организма есть два способа: удаление внешних причин или укрепление организма изнутри для того, чтобы он был в состоянии справиться с внешними причинами. К сожалению, бороться с внешней средой получается не всегда, так как в мире современных проблем не все источники плохого самочувствия могут быть совершенно исключены из жизни человека (Пример: выхлопные газы, выбросы на производствах и т.д.). Иногда человек не имеет возможности устранить все неблагоприятные факторы и вынужден разбираться с внутренними.


По этой и не только причине второй способ можно выделить как самый успешный. Он заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, и в то же время заниматься своим организмов и его закалкой, приучать его приспосабливаться к внешним факторам, чтобы обеспечить свою сохранность. Поэтому способность к адаптации — один из важнейших критериев здоровья, без которого люди страдали бы ещё от больших проблем со здоровьем.

Проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности

Как было сказано выше, состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и эффективность многообразных проявлений жизнедеятельности человека непосредственно зависит от уровня его здоровья. В сферу жизнедеятельности входит не только работа и её выполнение, но также и возможность человека восполнять другие свои потребности: потребность в самореализации, развлечениях, создании семьи и т.д. На жизнедеятельность влияет образ жизни и отношение к здоровью, причём, данная взаимосвязь работает и в обратную сторону.

Уровень здоровья и физического развития — одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности, поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессии объективно возникает, ставится и решается проблема психофизиологического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности. Таким образом, человек сам может определить подходит ли он определённой работе. В крайнем случае за него это сделают профессионалы. Недостаточно подходящий для каких-либо нагрузок человек может не только снизить общую производительность труда, но и подвергнуть себя и окружающих опасности (Пример: некомпетентный в сфере физических нагрузок машинист может не справиться с экстренной поломкой электропоезда и вызвать аварию).

Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность труда и тем самым на весь процесс экономического развития общества. Технологический процесс ведёт человечество вперёд и, несмотря на механизацию, человеческий труд всё ещё невероятно важен. По этой причине люди трудоспособного возраста сталкиваются с серьёзными нагрузками на своё здоровье, стараясь работать эффективно. Поэтому в это время развиваются многие болезни и состояние человека ухудшается. С 50 лет наблюдается снижение трудовой активности, в котором ведущую роль занимает фактор здоровья. Пожилые люди в большинстве своём не так восприимчивы к общим профилактикам и укреплению здоровья, так как процесс старения проходит неизбежно. Таким образом можно сказать, что за всю свою жизнь человек всегда уязвим к болезням, ведь в детском возрасте иммунитет ещё не выработан, в молодом и среднем подвержен влиянию стресса и внешних факторов, а в пожилом – старению. Тем не менее, обеспечив здоровое детство ребёнку, можно помочь ему обеспечить себе и здоровую молодость, а позже и относительно здоровую старость.


Потребность в здоровье носит всеобщей характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности — все это показатели общей направленности культуры человека. Именно поэтому в здоровье заинтересованы не только компании, которым нужны хорошие работники, и люди сами по себе, но и всё государственное устройство в целом. Благодаря этому у нас есть обязательное медицинское страхование, возможность заниматься различными видами спорта и относительно без проблем получать необходимое лечение.

Образ жизни студентов и его влияние на здоровье

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни студентов. На него влияет их отношением к своему здоровью, заинтересованностью в эффективной работе, а также общая осведомлённость о важности сохранения здоровья и эффективной работы.

Образ жизни – это типичные способ и формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, характеризующие особенности его поведения, общения, склада мышления. Образ жизни — это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли времени личности, которая на них тратится; на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие — для занятий физическими упражнениями, третьи — на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.

Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности и типов поведения самостоятельно. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.


Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24—30%, на режим питания — 10—16%, на режим двигательной активности — 15—30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 4-5 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ (Б.И. Новиков) зафиксировано, что если принять уровень здоровья студентов I курса за 100%, то на II курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на III — до 83,1, на IV курсе - до 75,8%. В ТГПУ им. Л.Н. Толстого также проводилось исследование общего состояния здоровья студентов первого курса, которое показало, что студенчество в нашей стране не обладает хорошим здоровьем в своём большинстве.

Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.