Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 2964
Скачиваний: 58
Здоровый образ жизни студента
В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, приходящих на работу, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки и последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.
Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил и способностей. Здоровый образ жизни обеспечивает любому человеку возможность саморазвиваться, получать удовольствие от жизни и выполнять определённые цели. Обычно из-за этого представления о здоровом образе жизни закладываются в детях с раннего возраста родителями, детскими садами и школами.
Организуя свою жизнедеятельность, человек склонен придерживаться определённых паттернов, планов и расписаний. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями и т.д. В отличии от окружающей среды, человек способен эти расписания контролировать и подстраивать под себя, самостоятельно следя за своим здоровьем. У человека с нарушениями подобных построений систем могут возникать проблемы со здоровьем, ведь привычки напрямую влияют на наше самочувствие. Внутри этих границ студент волен регулировать свои действия, опробовать новые образцы поведения.
Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностей студента, его мировоззрения и полученного опыта. Общественно принятые нормы не всегда воспринимаются студентом как что-то действительно полезное и может не совпадать с его личными представлениями об обустройстве своей жизни. Кроме того, между реальным образом жизни и порождаемой мозгом субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит изменение и совершенствование образа жизни. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.
Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится. Путем активного самоизменения и формируется личностью ее образ жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных видах деятельности формирует полное представление студента о себе. Одновременно с этим в структуру самосознания периодически включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присваиваются личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности — ее самосознания.
Способы улучшения здоровья студентов
Как было заявлено, наличие обязательных занятий физической культурой в учебных заведениях не гарантирует обеспечение здорового образа жизни студентов. Так как отношение к здоровью исходит изнутри, из сознания человека, его образа жизни и общего к ней отношения, то и способы сохранения здоровья должны играть на эти факторы.
Один из возможных способов повышения физической активности студентов – предоставления курсов по занятиям различными видами спорта добровольно. Заставить ходить студента на секцию можно, но заставить его действительно задуматься о своём состоянии и самостоятельно обеспечить поддержание здоровья очень сложно. В данной ситуации роль играет индивидуальный подход к личности студента или общая оценка поведения и предпочтений группы студентов. Кого-то можно уговорить поддерживать здоровье при помощи апелляции к будущим проблемам, а кого-то образом красивого тела. Таким образом, шанс на возможное появление желания знаться своим здоровьем у студента повысится, ведь принудительность не определяет эффективность.
Ещё один из способов предупреждения многих проблем со здоровьем – антиреклама наркотиков, алкоголя и сигарет. Также, как и в первом пункте, нужно отметить, что решение по поводу принятия подобного рода веществ студент принимает сам, поэтому шанс ошибиться в убеждении этого не делать крайне велик. Однако, общее негативное представление о веществах, вызывающих зависимость, может побудить студента от них отказаться и обеспечить себе здоровую жизнь.
Другой важный способ общего улучшения самочувствия студентов – это контроль за их нагрузкой. Как нам известно, многие студенты не умеют правильно организовывать своё время и здраво оценивать свои возможности, что влечёт за собой утомление, а позже и переутомление. При создании учебных программ в учебных заведениях ни при каких обстоятельствах нельзя забывать о возможном риске для здоровья студентов. Поэтому все расписания и домашние работы должны быть созданы исключительно с учётом каждой дисциплины, не вызывая серьёзной нагрузки по всем предметам сразу.
Как возможный способ укрепления здоровья студентов может также существовать и созданный образ здорового человека в массовой культуре. К сожалению, пусть образ и существует, многие студенты не находят его правдивым и действительно «правильным», поэтому стоит пересмотреть его качества и, как и в пункте номер один, использовать общее описание предпочтений и особенностей группы студентов. Так как все люди стремятся к разным целям, то и образ «здорового» человека по возможности должен отвечать на все эти потребности. Однако, подобный агитационный способ всё равно останется не самым эффективным в условиях общей критической направленности мышления молодого поколения.
Таким образом, можно сказать, что способов сохранении здоровья студентов может быть множество, но какой из них действительно будет приносить плоды пока неясно, ведь узнать это можно только экспериментальным путём, постоянно меняя подход и подстраиваясь под развитие сегодняшней молодежи.
Заключение
В сохранении здоровья студентов заинтересованы самые разные слои населения от учёных до обычных граждан, поэтому эта проблема всё чаще мелькает в СМИ и поднимается в учебных заведениях. Подходы к данной проблеме многочисленны и постоянно меняются, что, к счастью, обуславливает шанс её решения. Каждый студент должен самостоятельно принимать решения о своём здоровье, но цель заинтересованных люде состоит в том, чтобы максимально помочь ему выбрать «правильный путь» и потереть то, что жизнь сама у него в итоге заберёт.
Источники информации
1.Агаджанян Н.А., Батоцыренова Т.Е., Сушкова Л.Т. Здоровье студентов:
стресс, адаптация, спорт, 2004
2. Давыдов О.Ю. Характеристика профессиональной направленности
студентов: социологический аспект/ О.Ю. Давыдов, С.В. Новаковский // Теория
и практика физической культуры. – 2007.
3.Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в
общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова, 2000.
4.Колчева О.В. Инновационные технологии формирования здорового
образа жизни студентов, 2011
5.Алексеева Э.Н., Мельников B.C. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом: Методические указания, 2003
6.Мельников В.С. Физическая культура: Учебное пособие