Файл: Международный валютный фонд. Его роль в мировой экономике.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
Введение
Международный валютный фонд (МВФ) — специальное агентство Организации Объединенных Наций, учреждённое 184-мя государствами. МВФ был создан 27 декабря 1945 года поcле подписания 28-ю гоcударствами соглашения, разработанного на Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе 22 июля 1944 года.
Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.
Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:
расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств; сокращение внешних дисбалансов.
Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.
Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.
10 событий, сформировавших МВФ
Международный Валютный Фонд был создан в конце Второй мировой войны в рамках усилий, направленных на строительство новой, более стабильной международной экономической системы и во избежание дорогостоящих ошибок предыдущих десятилетий. На протяжении 60 лет он продолжает изменяться и перестраиваться. Со времени своего создания он формировался историей, и на нем сказывались экономические и политические идеи времени. Когда в июле 1944 года в Бреттон-Вудсе (шт. Нью-Хэмпшир) собрались делегации из 44 стран, с тем чтобы создать организации, которые регулировали бы международные экономические отношения после Второй мировой войны, они во многом руководствовались задачей избежать повторения ошибок Парижской мирной конференции, которая положила конец Первой мировой войне. Создание Международного банка реконструкции и развития помогло бы восстановить экономическую активность, а создание Международного Валютного Фонда помогло бы восстановить конвертируемость валют и многостороннюю торговлю. Как для Джона Мейнарда Кейнса — экономиста, возглавлявшего британскую делегацию, — так и для Гарри Декстера Уайтa — главного автора проекта устава МВФ из делегации США — основной мотивирующей причиной создания МВФ было стремление создать условия для послевоенного экономического роста путем учреждения организации, которая позволила бы предотвратить возврат к автаркии и протекционизму, а не только избежать повторения Великой депрессии. В настоящей статье рассматриваются некоторые из ключевых событий XX века, оказавших наибольшее влияние на МВФ, и делаются некоторые общие выводы об историческом влиянии на преобладающую в настоящее время международную валютную систему.
1. Парижская мирная конференция
На Парижской мирной конференции 1918 года рассматривался проект восстановления процветания и мира во всем мире, представленный в форме 14 пунктов Президента США Вудро Вильсона. Однако шесть месяцев спустя, когда делегаты согласились с условиями того, что стало известно как Версальский договор, ключевые части этого проекта были отвергнуты. В течение десятилетия процветание прекратилось. Еще через десятилетие мирному времени также пришел конец. Самой известной неудачей была неспособность Вильсона убедить Сенат США подтвердить членство страны в Лиге Наций. Однако самым катастрофическим было, вероятно, то, что не удалось заложить основы для экономического сотрудничества между ведущими торговыми странами мира.
2. Великая депрессия
Великая депрессия, начавшаяся в 1929 году, усугубила отрицательные последствия Версальского договора, по мере того как сокращение международной торговли в сочетании с ошибками внутренней политики привело к дефляции как объема производства, так и цен во всем мире. Это стало серьезным испытанием уверенности аналитиков и избирателей в эффективности свободных рынков и укрепило доверие к активной роли государственного сектора в экономике. Поэтому в условиях после Второй мировой войны было легче и более естественно начинать обсуждения исходя из предположения о том, что межгосударственная организация, наделенная значительными полномочиями, была бы полезна и даже необходима для международной финансовой системы.
3. Вторая мировая война
Вторая мировая война явилась толчком к реформированию международной системы и одновременно стала его контекстом. Когда Соединенные Штаты вступили в войну в ответ на бомбежку Перл-Харбора в декабре 1941 года, Министр финансов Генри Моргентау мл. поручил Уайту отвечать за международную экономическую и финансовую политику и попросил его разработать план перестройки системы сразу после окончания войны. Оказалось, что Уайт уже имел в общих чертах наброски плана международного стабилизационного фонда и смог подготовить первый проект за два месяца. На другой стороне Атлантического океана Кейнс разрабатывал план международного клирингового союза, который совместно управлялся бы Великобританией и Соединенными Штатами как «государствами-основателями». Проект Кейнса был, по существу, сходен с проектом Уайта, хотя не был столь явно многосторонним, как проект Уайта, и основывался на британской системе овердрафтов, а не на довольно сложном предложении Уайта о валютных свопах. В течение следующих двух лет обсуждений и переговоров эти два плана будут сведены в проект устава МВФ. Одним из основных последствий войны было то, что в результате Соединенные Штаты получили фактический контроль над мировой экономикой. Поэтому финансовая структура МВФ будет основываться на долларе США, а не на какой-либо собственной международной валюте. Его возможности кредитования будут ограниченными, и Фонд не будет иметь большинства полномочий центрального банка. Его штаб-квартира будет находиться не в Лондоне или даже в Нью-Йорке, а в Вашингтоне, где Министерство финансов США могло бы оказывать сильное гравитационное давление. В течение следующих трех десятилетий МВФ будет, по существу, доллароцентричной организацией, а Соединенные Штаты будут предоставлять большую часть его кредитных ресурсов и фактически контролировать большинство его решений о кредитовании.
4. Холодная война
Гарри Декстер Уайт провел в 1944 году большую работу, чтобы убедить Советский Союз вступить в МВФ, в надежде на то, что экономическое сотрудничество между Советским Союзом и Соединенными Штатами станет ключевым фактором послевоенного мира и процветания. Советская делегация в Бреттон-Вудсе подписала Статьи в предварительном порядке, но Иосиф Сталин в конечном итоге отказался ратифицировать соглашение, очевидно из опасений (не лишенных оснований) того, что политика Фонда будет в основном контролироваться Западом. Когда эта напряженность переросла в холодную войну, мечта Уайта о всемирном сообществе государств-членов была разбита. В 1950 году из состава МВФ вышла Польша. Через четыре года также была вынуждена выйти Чехословакия. Вскоре после прихода к власти в 1959 году Фидель Кастро вывел Кубу из состава МВФ. В течение более трех десятилетий после того, как Мао Цзэдун начал контролировать Китай, правительство Соединенных Штатов блокировало усилия Китайской Народной Республики представлять Китай в Исполнительном совете МВФ. Большинство остальных стран в сфере влияния Советского Союза или Китая просто не вступило в МВФ. Эта тенденция была обращена вспять только в 1980-х годах с получением представительства Китаем и возобновлением членства Польши. Холодная война сказалась на МВФ именно явной ограниченностью круга его членов. Пользуясь терминологией того периода, можно сказать, что в состав членов МВФ входили страны «первого мира» и многие из стран «третьего мира», но страны «второго мира» представлены не были. МВФ стал преимущественно капиталистическим клубом, помогавшим стабилизировать рыночную экономику.
5. Независимость стран Африки
Только три из первоначальных 40 государств-членов МВФ представляли страны Африки: Египет, Эфиопия и Южная Африка. Одна из них была более близка к Ближнему Востоку, еще одна контролировалась меньшинством и в культурном отношении больше связана с Европой. Большая часть континента все еще была под колониальным правлением. Положение начало меняться в 1957 году, когда членами МВФ стали новые независимые государства Гана и Судан. Затем буквально хлынули заявления о приеме в МВФ, и к 1969 году из 115 членов МВФ 44 были странами Африки. К 1990 году членами МВФ являлись все 53 страны Африки. Они составляли почти одну треть государств-членов, хотя их в среднем небольшой размер и по большей части низкий уровень доходов означали, что они контролировали менее девяти процентов голосов и занимали всего три из 22 мест в Исполнительном совете. Появление Африки как континента независимых государств оказало серьезное воздействие на число членов МВФ и их разнообразие и потребовало значительной активизации работы Фонда с заемщиками и надзора за ними. Большинство стран Африки, особенно южнее Сахары, имело очень низкие доходы на душу населения и относилось к наименее экономически развитым странам мира, причем такое положение по-прежнему сохраняется. Их экономические проблемы, как правило, носят не макроэкономический, а в большей степени структурный характер; в их основе лежит скорее необходимость улучшений в образовании, здравоохранении, инфраструктуре и государственном управлении, чем в финансах; эти проблемы более глубоко укоренились и более повсеместны, чем в других регионах. Для решения этих проблем требуется кредитование на льготных условиях и технический опыт в широком круге вопросов. В этой связи роль МВФ вышла за рамки первоначальных границ, и стало насущным более тесное сотрудничество со Всемирным банком и другими организациями развития.
6. Рост множественных экономических центров.
По мере начала восстановления мировой экономики — и мировой торговли — после Второй мировой войны экономическая гегемония США стала постепенно размываться. Первыми начали восстанавливаться из руин страны Западной Европы. Благодаря заинтересованности самих стран и международной поддержке — в рамках американского плана Маршалла, со стороны Всемирного банка и, в конечном итоге, МВФ — в сочетании со сформировавшимся в регионе принципом многосторонних отношений в форме Общего рынка и Европейского платежного союза, к концу 1950-х годов большая часть Европы переживала быстрый экономический рост и характеризовалась все большей открытостью к многосторонней торговле и валютному обмену. В 1952 году в МВФ вступила Федеративная Республика Германия, экономика которой быстро стала одной из ведущих в мире. Затем наступила очередь Азии. Япония также вступила в Фонд в 1952 году, а к 1960-м годам она была на пути к тому, чтобы присоединиться к Соединенным Штатам и Германии на верхней ступени экономической лестницы. Затем в 1970-х годах наблюдался рост экономической мощи Саудовской Аравии и других стран Ближнего Востока, экспортирующих нефть. За 30 лет доля США в мировом экспорте сократилась с 22 процентов до 12 процентов, а доля США в международных официальных резервах сократилась еще более резко — с 54 процентов в 1948 году до 12 процентов в 1978 году. По мере того как соотношение экономических и финансовых сил становилось все более рассредоточенным, все больше валют становилось полностью конвертируемыми для счета текущих операций и даже счета операций с капиталом. Экономический рост в странах-партнерах по торговле происходил разными темпами и при разных сочетаниях мер финансовой политики. Все более частым и серьезным становилось давление на фиксированные обменные курсы и ограниченное предложение золота и долларов США. В ответ на это МВФ в 1969 году внес поправки в свои Статьи соглашения и создал специальные права заимствования (СДР) в дополнение к существующим резервным активам, но эта мера была слишком ограниченной, чтобы разрешить основополагающую проблему избыточного давления. В результате еще до первого нефтяного кризиса 1973 года первоначальная Бреттонвудская система фиксированных, но корректируемых обменных курсов утратила свою жизнеспособность.