Файл: Международный валютный фонд. Его роль в мировой экономике.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
7. Вьетнамская война
Усиление участия США во Вьетнамской войне в 1960-х годах и в начале 1970-х годов не оказало бы само по себе существенного воздействия на МВФ, если бы это не сказалось напрямую на членстве Вьетнама. Когда правительство Южного Вьетнама было близко к падению в апреле 1975 года, его должностные лица отчаянно старались занять у МВФ как можно больше средств. МВФ отказывался идти навстречу и через несколько месяцев признал Социалистическую Республику Вьетнам в качестве правительства-преемника. В большей мере, однако, это сказалось на экономике и внешней платежной позиции США. Рост внешних военных расходов в сочетании с ощутимым увеличением внутренних расходов на программы президента Линдона Джонсона «Великое общество» постепенно усугубил завышение курса доллара США в рамках Бреттонвудской системы фиксированных обменных курсов. После ряда конвульсий система постепенно прекратила свое существование в период с 1968 по 1973 годы. Поскольку доллар более не конвертировался в золото, этот ценный металл уже не мог выполнять центральную или хотя бы полезную функцию в международной валютной системе. Вьетнамская война никоим образом не была единственным виновником этого падения, но ее каталитическая роль была, безусловно, существенной. 8. Глобализация финансовых рынков. Во время основания МВФ финансовые потоки частного сектора имели ограниченный масштаб и значение. Торговые потоки финансировались в основном за счет коммерческих кредитов, а трансграничные портфельные потоки рассматривались большинством экономистов не столько как потенциальный источник инвестиционного капитала, сколько как потенциальный дестабилизирующий фактор. Диапазон и значимость потоков капитала начали возрастать в 1950-е годы, по мере того как страны Европы постепенно восстанавливали конвертируемость. Первое крупное увеличение, однако, произошло в 1970-х годах с возникновением евродолларового и других офшорных финансовых рынков. Этому еще более способствовало накопление «нефтедолларов» странами-экспортерами нефти в 1970-х годах и рециклированием этих активов суверенным заемщикам-импортерам нефти через крупные международные банки. К 1990-м годам трансграничные потоки стали существенным источником финансирования как для промышленно развитых стран, так и для стран с формирующейся рыночной экономикой во всем мире, а структура международных финансовых рынков настолько усложнилась, что их величина более не поддавалась измерению, а тем более контролю. Одним из последствий финансовой глобализации явилось то, что финансирование со стороны МВФ отошло в количественном отношении для большинства потенциальных заемщиков на второй план. В начальный период существования МВФ страны, испытывающие в своем платежном балансе дефицит финансирования, во многих случаях могли покрыть его только путем заимствования у Фонда. К 1980-м годам их целью стало, скорее, «катализировать» другие притоки капитала, заимствуя у Фонда относительно небольшие суммы в поддержку согласованного комплекса реформ политики и тем самым надеясь убедить других кредиторов, что у соответствующей страны хорошие перспективы. Значение имело не столько количество денег, сколько качество реформ. Таким образом, глобализация коренным образом изменила отношения как между МВФ и государствами-членами, заимствующими средства, так и между МВФ и другими официальными и частными кредиторами. Еще одним последствием стало ослабление характера МВФ как организации государств-членов типа «кредитного союза», поскольку к 1980-м годам большинство государств-членов было в состоянии финансировать свои внешние платежи за счет частных потоков и не нуждалось в заимствовании средств у МВФ. Государства-члены МВФ разделились на две группы стран, устойчиво являющиеся кредиторами и дебиторами. Третьим последствием финансовой глобализации было то, что страны с формирующимися финансовыми рынками стали широко использовать притоки частного капитала, которые оказались изменчивыми и ненадежными при ухудшении экономической ситуации в глобальном или региональном масштабе. Когда во второй половине 1990-х годов эти притоки внезапно обратились вспять, ряд стран со средним уровнем доходов — Мексика в 1995 году, Таиланд, Индонезия и Корея в 1997 году, Россия в 1998 году, Бразилия в 1999 году — обратились к МВФ за финансовой помощью в значительно более крупных объемах по сравнению с прежней практикой Фонда.
9. Международные долговые кризисы
В августе 1982 года продолжавшееся в течение двух лет постепенное ухудшение условий на международных долговых рынках внезапно ускорилось в преддверии крупного экономического и финансового кризиса. Уже в 1981 и первой половине 1982 года банки-кредиторы отвернулись от ряда таких стран, как Венгрия, Марокко, Польша и Югославия. Когда же банки внезапно оставили Мексику, кризис принял системные масштабы. Через несколько месяцев проблемы возникли также в Аргентине, Бразилии и Чили, а кризис продолжал распространяться. И только в 1990 году, когда процентные ставки в мире начали стабильно снижаться, а банковские долги стран с наиболее высокой задолженностью начали заменяться на «облигации Брейди», стало возможным считать, что кризис окончен. Долговой кризис преобразовал роль МВФ, который принял на себя функции международного управляющего по урегулированию кризисов. Когда, как было отмечено выше, в 1990-е годы разразилась череда финансовых кризисов, МВФ смог применить этот накопленный ранее опыт, хотя ему также пришлось искать новые решения с учетом все более сложных обстоятельств, в которых оказывались страны, и более быстрого и широкого распространения кризисов по миру.
10. Крушение коммунизма
Падение Берлинской стены в 1989 году и распад Советского Союза в 1991 году позволили МВФ наконец превратиться в почти всемирную организацию. За три года число государств-членов увеличилось со 152 до 172; этот рост был наиболее быстрым со времени вступления в МВФ большого числа стран Африки в 1960-х годах. (В настоящее время МВФ насчитывает 184 государства-члена.) Многие из новых государств-членов нуждались в заимствовании средств у Фонда, и почти все — в технической помощи и регулярных консультациях. В связи с этим за шесть лет штат сотрудников МВФ увеличился почти на 30 процентов. Исполнительный совет расширился с 22 до 24 мест, с тем чтобы включить в него директоров от России и Швейцарии, а ряд уже имеющихся групп государств-членов, представляемых директорами, увеличился на несколько стран.
Россия и МВФ:
В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.
В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.
Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.
Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).
Критика:
МВФ (как и Всемирный банк) часто критикуют различные учёные и политики. Причин находится много, но чаще всего упоминают проамериканский характер действий и неэффективность его рекомендаций для выхода из кризисных ситуаций[9].
Нужно учитывать, что голоса при принятии решений о действиях Фонда распределяются пропорционально взносам. Для одобрения решений Фонда необходимо 85 % голосов. США обладают около 17 % всех голосов. Этого недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать любое решение Фонда. Сенат США может принять законопроект, запрещающий Международному валютному фонду выполнять определённые действия, например, выделять кредиты странам[10]. Как указывает китайский экономист профессор Ши Цзяньсюнь, перераспределение квот отнюдь не изменяет базовые рамки организации и соотношение сил в ней, доля США остаётся прежней, они обладают правом вето: «Соединённые Штаты, как и раньше, руководят порядком МВФ»[11].
МВФ предоставляет займы с выдвижением ряда требований — свобода передвижения капиталов, приватизация (в том числе естественных монополий — железнодорожный транспорт и коммунальные услуги), минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы — на образование, здравоохранение, удешевление жилья, общественный транспорт и т. п.; отказ от защиты окружающей среды; сокращение зарплат, ограничение прав трудящихся; усиление налогового давления на бедных и т. п.[12][неавторитетный источник?]
Предложение взять, а потом выплачивать внешний долг в иностранной валюте ведёт к ориентации экономики исключительно на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности (как это было во многих странах Африки, на Филиппинах и т. д.)[13].
Профессор Ашока Моди[en] отмечает несостоятельность экономических прогнозов МВФ. Так, указывает он, за полгода-год до каждого серьёзного кризиса за последние 20 лет — от мексиканского в 1994—1995 гг. до коллапса мировой финансовой системы в 2008 году, прогнозы МВФ предусматривали стабильность и её продолжение. Моди приводит пример, что внутренний отдел оценок МВФ критиковал Фонд за неспособность заметить ипотечный кризис в США даже в его разгаре[9].
Исследование Overseas Development Institute (ODI), проведенное в 1980 году, включало критические замечания в адрес МВФ, которые подтверждают вывод о том, что МВФ является одним из столпов того, что активист Титус Александер называет глобальным апартеидом[14].
Было отмечено, что развитые страны играют более доминирующую роль и контролируют менее развитые страны.
Фонд исходил из предположения, что все нарушения платёжного баланса были вызваны внутренними причинами. Группа 24 (G-24), выступая от имени наименее развитых стран (НРС), и конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) жаловались на то, что МВФ недостаточно проводит различие между неравновесием, обусловленным преимущественно внешними, а не внутренними причинами. Эта критика была высказана после нефтяного кризиса 1973 года. Затем НРС оказались с дефицитом платежей из-за неблагоприятных изменений в их условиях торговли, и Фонд предписал стабилизационные программы, аналогичные тем, которые предлагались для покрытия дефицита, вызванного чрезмерными расходами правительства. Столкнувшись с долгосрочным, порожденным извне неравновесием, Группа 24 настаивала на том, чтобы у НРС было больше времени для корректировки своей экономики.
Некоторые стратегии МВФ могут быть направлены против развития; в докладе говорится, что дефляционные последствия программ МВФ быстро приводят к потере производства и занятости в странах с низкими доходами и высоким уровнем безработицы. Кроме того, бремя дефляции несоизмеримо больше ложится на плечи бедных слоев населения.
Первоначальная политика МВФ была основана на теории и определялась различными мнениями и соперничеством между ведомствами. Критики предполагают, что ее намерения осуществлять эту политику в странах с широко варьирующимися экономическими условиями были дезинформированы и не имели экономического обоснования.
Выводы:
За шесть десятилетий со времени Бреттон-Вудса мировая экономика и МВФ претерпели значительные изменения. Бoльшая часть объема кредитования со стороны МВФ теперь ориентирована на случаи кризисов, в связи с чем Фонд принимает более активное участие в предотвращении и урегулировании кризисов. Поскольку более половины государств-членов сейчас имеют устойчивый статус кредитора или дебитора и переход их из одного лагеря в другой маловероятен, многие государства воспринимают себя главным образом как члена данной группы, а не как часть мирового сообщества. Кроме того, государства-члены МВФ теперь гораздо более многочисленны, более разнообразны и включают почти все страны мира, в связи с чем, соответственно, возросли его обязанности в управлении мировой экономикой. Существенно расширились масштабы участия МВФ в выработке политики в государствах-членах, особенно в странах-заемщиках. Эволюция МВФ определялась — и обусловливалась — сдвигами в мировых экономических и политических условиях. Если бы изложенные здесь события не повлияли на МВФ подобным образом, то организация отошла бы на второй план или даже утратила бы свою актуальность. Перед МВФ всегда стояла сложная задача придерживаться своего жизненно важного центра (первоначального узкого мандата содействовать упорядоченной корректировке платежей и финансовой стабильности во всем мире) и в то же время приводить свою деятельность в соответствие с новыми обстоятельствами и новыми идеями. Шестидесятая годовщина Бреттонвудских учреждений, отмечавшаяся в 2004 году, дала МВФ стимул взяться за решение этой задачи, начав проведение стратегического обзора, с тем чтобы эта организация была в состоянии гибко реагировать на новые изменения, которые будут происходить в мировой экономике в предстоящие десятилетия. Кейнс и Уайт создали МВФ, так как они верили в то, что миру необходима официальная организация для содействия многостороннему сотрудничеству вместо автаркистской экономической политики и для корректирования ограничений, присущих частным рынкам. Как бы ни менялись мир и сама организация, эти цели остаются главными соображениями, лежащими в основе роли МВФ.