Файл: Государственная Дума.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Для написания данной курсовой работы я выбрал тему «Государственная Дума». На мой взгляд, это достаточно интересный вопрос, который необходимо осветить. Цель этой работы – выделить важнейшую роль Государственной Думы в системе органов государственной власти. Предметом данного реферата работы является определение полномочий, порядка избраний и опыта функционирования Государственной Думы. 

Актуальность работы заключается в том, что создание эффективного функционирования Государственной Думы является важнейшей задачей современного государства.

«Дума» – термин, широко используемый не только сейчас, но и в истории. Например, в средние века – сословно-представительный орган, созывавшийся царями для рассмотрения важных вопросов социально-политического характера. А уже к началу ХХ века Государственная дума – первый общегосударственный российский парламент. На протяжении многих веков его история менялась.


1. Структура Государственной Думы
Государственная Дума избирается сроком на четыре года.

Государственную Думу возглавляет Председатель Государственной Думы . Председатель Государственной Думы избирается из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием: для избрания Председателя Государственной Думы требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Наряду с Председателем, Государственная Дума избирает первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы.

Совет Государственной Думы — коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. Заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы участвуют в работе Совета Государственной Думы с правом совещательного голоса.

В Государственной Думе создаются депутатские объединения: депутатские фракции и депутатские группы.Основными структурными подразделениями Государственной Думыявляются Комитеты (по труду и социальной политике, по охране здоровья, по экологии, по обороне и др.).


Комитеты Государственной Думы по вопросам,отнесенным к их ведению:

— осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;

— осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;

— в соответствии с решениями палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;

— организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;

— дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;

— решают вопросы организации своей деятельности.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва.

Рабочими органами Государственной Думы являются также комиссии.

2. Правовые акты Государственной Думы

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Госдума является палатой общенародного представительства, а в Совете Федерации реализуется представительство субъектов Федерации. Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает самостоятель- ность палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном порядке образования Госдумы и Совета Федерации, в различной компетенции каждой из палат, разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального Собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Госдумы (ст. ст. 102, 103 Конституции РФ). Конституция РФ предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Госдума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств (ч. 3 ст. 100).Основная тяжесть в принятии федеральных законов падает на Госдуму (именно с нее начинается законодательный процесс), которая поэтому более заметна в общественной жизни.Возможность принятия Госдумой нормативных правовых актов предусмотрена Конституцией РФ. В статье 125 в одном ряду указываются нормативные акты Президента 101 Конституции РФ, каждая из палат РФ, Совета Федерации, Госдумы и Правительства.

принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Анализируя данную конституционную норму, Е.И. Козлова приходит к следующим обоснованным выводам:


  • 1) принятие регламента палатой является обязательным условием для осуществления ею своих полномочий;
  • 2) принятие единого регламента Федерального Собрания не предусмотрено;
  • 3) регламент - это внутренний акт палаты со специфической сферой регулирования отношений внутри палаты, отношений организационного и процедурного характера.

Принятие регламента не отнесено Конституцией к такой правовой категории, как «предметы ведения» палаты, определенные в ст. 102 и 103 Конституции. Несмотря на то, что регламенты палат являются их внутренними актами, они представляют собой нормативные правовые акты и входят в правовую систему РФ ( Садовникова Г.Д. Парламентские процедуры: роль и значение в обеспечении представительной функции парламента // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 12. С.15.).

Регламент - это свод процедурных правил определенного вида деятельности, устанавливающих порядок ведения заседания, собрания, сессии. Можно определить Регламент как средство самоорганизации палаты.

Первый свой Регламент Госдума приняла 25 марта 1994 года ( Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 8.). Он утратил силу в 1998 г. в связи с принятием нового Регламента Госдумы ( Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 801.). Действующий Регламент Госдумы состоит из 222 статей и содержит общие положения, определяющие принципы деятельности палат, их структуру и правовую основу, а также главы и статьи, закрепляющие статус и полномочия руководящих органов палат, комитетов и комиссий, порядок формирования повестки дня, проведения заседаний, принятия решений по вопросам компетенции палат ( Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ (постатейный). М.: Юрайт-Издат, 2006. С.142.).

По своей природе регламент - это подзаконный акт, принимаемый не для развития норм конституции и соответствующих законов, а для определения порядка реализации содержащихся в них правовых предписаний конкретным государственным органом: парламентом, его палатами, правительством и т.д.

В соответствии с ч. 2 ст. 103 Конституции Госдума по вопросам, отнесенным к ее ведению, принимает постановления, которые могут иметь и нормативный и ненормативный характер. Следует сказать, что среди постановлений палат нормативных актов сравнительно немного. Большинство постановлений являются индивидуальными правовыми актами, которые принимаются по конкретным организационным вопросам. К числу имеющих нормативный характер относятся постановления, посредством которых утверждаются различные положения о деятельности палат.


В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами Госдума принимает постановления:

  • а) об одобрении проекта закона РФ о поправках к Конституции РФ, проекта федерального конституционного закона, о принятии федерального закона;
  • б) о согласии Президента РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • в) о недоверии и доверии Правительству РФ;
  • г) о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека в РФ;
  • д) об объявлении амнистии;
  • е) о выдвижении обвинения против Президента РФ;
  • ж) о запросе в Конституционный Суд РФ;
  • з) о направлении представителей Госдумы в Конституционный Суд РФ;
  • и) о парламентском запросе;
  • к) о других вопросах в рамках своей компетенции ( См.: Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России: Курс лекций / под ред. О.Н. Булакова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. С.87.).

Проекты постановлений вместе с текстом заявления, обращения или парламентского запроса вносятся на Совет Госдумы не позднее чем за три дня до заседания палаты.

В части 3 ст. 103 Конституции РФ определен общий порядок принятия палатой постановлений, для утверждения которых необходимо большинство голосов от общего числа депутатов Госдумы. Простое большинство голосов - это число голосов, превышающее в зависимости от рассматриваемого вопроса половину от общего числа депутатов Госдумы, т.е. для принятия постановления необходимо не менее 226 голосов. Отдельные постановления принимаются квалифицированным большинством. Квалифицированное большинство голосов - число голосов, составляющее 2/3 или 3/5 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Так, не менее 2/3 голосов требуется для принятия решения Госдумы о выдвижении обвинения против Президента РФ (ч. 2 ст. 93 Конституции РФ), преодоления вето Совета Федерации по федеральному закону, принятому Госдумой (ч. 5 ст. 105 Конституции РФ); преодоления вето Президента РФ по отклоненному федеральному закону (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ), одобрения федерального конституционного закона (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ). Не менее 3/5 от общего числа депутатов Госдумы необходимо для поддержки предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ (ч. 2 ст. 135 Конституции РФ).

Госдума вправе принимать также заявления, обращения и парламентские запросы, которые оформляются постановлением палаты.


3. Процедура роспуска Государственной Думы

Роспуск представительного органа- принудительная мера конституционно-правового характера, направленная на досрочное прекращение деятельности этого органа, влекущее утрату им своих полномочий, в том числе права принимать какие-либо акты.

Субъект, осуществляющий роспуск Гос. Думы, выступает глава государства - Президент РФ. Конституция РФ, а также Регламент палаты не предусматривают возможности самороспуска Гос. Думы.

Гос. Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ, а именно при:

  • 1) 3хкратном отклонении Гос. Думой представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства;
  • 2) 2кратном вынесении вотума недоверия Правительству в течение 3х месяцев (после выражения Гос. Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Гос. Думы. Если Гос. Дума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства илираспускает Государственную Думу. Недостаток - отсутствие фиксированного срока, отпущенного Президенту для принятия решения).
  • 3) отказе Гос. Думы в доверии Правительству.

Юридические основания роспуска Гос. Думы определены Конституцией исчерпывающим образом (статья 109), что существенно ограничивает влияние Президента РФ на парламент и повышает политическую устойчивость Государственной Думы.

Конституционный Суд РФ в своем решении отметил, что роспуск Гос. Думы как конституционно-правовой способ разрешения возможных конфликтов между Президентом РФ и Гос. Думой при формировании Правительства РФ или отказе последнему в доверии преследует конституционную цель обеспечить своевременное формирование Правительства РФ или, соответственно, продолжение функционирования Правительства РФ, поддерживаемого Президентом РФ вопреки недоверию, выраженному Правительству Гос. Думой.

Превентивное значение последствий возможного роспуска Гос. Думы - они призваны «удерживать Президента РФ и Гос. Думу от необоснованных конфликтов, препятствующих согласованному функционированию и взаимодействию органов государственной власти».

Ограничения применения права роспуска:

  • 1) в течение года после ее избрания - на основаниях, предусмотренных ст. 117 Конституции, т.е. при вынесении ею вотума недоверия Правительству страны;
  • 2) при выдвижении Думой обвинения против Президента - до принятия окончательного решения Советом Федерации; таким образом, обеспечивается невмешательство Президента в процедуру отрешения от должности;
  • 3) в условиях военного или чрезвычайного положения;
  • 4) в течение 6 месяцев до окончания срока президентских полномочий (что вызвано интересами обеспечения непрерывного функционирования институтов власти и может рассматриваться как гарантия независимости парламента).