Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
Введение
Существует несколько подходов к пониманию права. Проблема правопонимания обладает практической важностью, так как от того, какой тип права принимает юрист, зависит определяющая мировоззренческая позиция. Это один из пунктов, объясняющих актуальность выбранной темы работы. В системе знаний о государстве и праве сложились несколько типов правопонимания, из которых можно выделить несколько основных: естественное право, нормативизм, социологическая и психологическая теории. Это основные теории, хотя в истории права существовали различные концепции, обусловленные узкими историческими потребностями социальных сил. Например, историческая теория права или материалистическая теория. Следовательно, возникает необходимость стремиться к максимальной объективности во взглядах на сущность права. Многообразие подходов к праву связано, в частности, с особенностями права, в силу чего познанию группы свойств придается доминирующее значение.
Объектом исследования данной работы является область правопонимания, предметом – разновидности права.
Цель работы: рассмотреть подходы к правопониманию.
Постановка цели предопределила формулировку следующих задач:
- рассмотреть разновидности существующих типов правопонимания;
- охарактеризовать основные типы правопонимания.
1. Основные теории права
1.1. Нормативизм
Согласно этой теории, право представляет собой комплекс обязательных правил поведения, учрежденных государством и обеспеченные, при необходимости, его принуждением. Основателем и самым крупным представителем школы нормативизма был австрийский юрист Ганс Кельзен. Его взгляды полностью сформировались после распада Австро-венгерской монархии. В тот период Кельзен преподавал в Венском университете и активно занимался политикой. Он заведовал подготовкой Конституции 1920 года, которая оформила, по сути, формирование Австрийской республики. Та конституция действует и сейчас, хоть и претерпела некоторые изменения. Наиболее известная работа Кельзена - «Чистая теория права».
Нормативисты рассматривают право как единую систему норм и исследуют эту систему саму по себе, так как право лежит в сфере «должного» и, следовательно, независимо от всего сущего. Отличительная особенность понимания Кельзена: право исходит не из воли государства, а из «основной нормы», абстрактного понятия. Кельзен говорил: «Эта норма есть основная норма государственного правопорядка. Она не установлена позитивным правовым актом, но как свидетельствует анализ наших юридических суждений – представляет собой допущение, необходимое в том случае, если рассматриваемый акт истолковывается как акт создания конституции, а акты, основанные на этой конституции, - как правовые акты. Важнейшая задача правоведения – выявить это допущение. В этом допущении заключается последнее…основание действительности правопорядка».
Помимо Кельзена, в рамках нормативистской теории права звучали фамилии (рис. 1) У. Блекстона, И. Бентама, Дж. Остин, Г. Харт в Англии, в Германии - К. Бергбом, в России - М.Н. Капустин, С. В. Пахман, П.К. Ренненкампф, Г.Ф. Шершеневич., в Италии - Н. Боббио.
Рис. 1. Представители нормативизма (по порядку: Г. Кельзен, У. Блекстон, Г. Харт, М. Н. Капустин)
Нормативизм обращает внимание на следующие качества права:
- Нормативность;
- Формальная определенность.
Это способствует совершенствованию систематики права, его формализации, необходимой для использования данных кибернетики.
С идеями теории нормативизма связано распространение институтов конституционного контроля. Нормативизм преобладает в практическом менталитете юристов. Данная теория заложила основы теории права как строго юридической науки, которая отличается от философии права. Право в данной теории – это приказ, исходящий от государства; нет государства – нет права.
1.2. Естественное право
Концепция естественного права подразумевает наличие у человека определенных прав не вследствие их установления государством, а просто исходя из факта принадлежности к человеческому роду, по праву рождения.
Естественно-правовые теории зародились в период разложения феодальных отношений и в начале развития капиталистического производства. Основоположником естественного права считается Г. Гроций. Гроций пишет, что «естественное право…столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом». Гроций делит право на естественное и волеустановленное, но волеустановленное право задано правом естественным: «Мать естественного права есть сама природа человека, которая побуждала бы его стремиться ко взаимному общению, даже если бы мы не нуждались ни в чем; матерью же внутригосударственного права является самое обязательство, принятое по взаимному соглашению, а так как последнее получает всю силу от естественного права, то природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права». Исходное положение естественно-правовой концепции Г. Гроция - положение о природном состоянии, в котором изначально находится человек и которое характеризуется как «состояние войны или мира». В рассматриваемом состоянии действует только естественное право, т.е. «предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым; а следовательно, такое действие или воспрещено, или же предписано самим Богом, создателем природы».
Одним из сторонников естественной теории права являлся Т. Гоббс. Гоббс также исходит из посылок о природном состоянии, естественных правах человека и об некоем общественном договоре, который породил право. Основа естественного состояния по Т. Гоббсу: естественное равенство людей в отношении умственных и физических способностей, из равенства которых вытекает равенство надежд на успех в достижении целей. Таким образом, если у двух людей имеется одна цель, которую достижима только вследствие их раздельной деятельности, они становятся врагами. Следовательно, равенство порождает обоюдное недоверие, последствием которого является война. «Отсюда видно, - говорит Гоббс, - что пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной всех против всех». В таком состоянии работает естественное право, трактуемое Гоббсом как «свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной природы, т.е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого». В состоянии войны всех против всех индивидуум имеет право на все, в том числе - на жизнь другого. Чтобы не допустить состояние «войны всех против всех», люди принимают общественный договор и создают государство, выступающее гарантом мира и выполнение естественных законов.
Идеи Гроция и Гоббса получили дальнейшее развитие в теории общественного договора Ж.-Ж. Руссо. Руссо, аналогично свои предшественникам, исходит из предпосылки о некотором природном состоянии, однако, в отличии от Гроция и Гоббса, Руссо характеризует его как золотой век, где нет частной собственности и процветает всеобщее равенство. По Ж.-Ж. Руссо, люди, наконец, «достигли того предела, когда силы, препятствующие им оставаться в естественном состоянии, превосходят в своем противодействии силы, которые каждый индивидуум может пустить вход, чтобы удержаться в этом состоянии». В желании выжить человеческому роду ничего не оставалось, как заключить общественный договор. Суть договора, по Руссо, заключается в том, что «каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого».
Рис. 2. Представители естественно-правовой школы: Г. Гроций и Т. Гоббс
Современные теории естественного права признают существование идеального порядка человеческих отношений вкупе с позитивным правом. Такой высший нормативный порядок и называют естественным правом. Согласно естественно-правовым взглядам, законы государства являются действительными и законными только в случае, если они соответствуют идеальному праву. В противоположность установкам прошлого, философия и правоведение нашего времени рассматривают личность как участника многообразных общественных связей, а в перечень естественных прав включаются:
- неотъемлемые права личности;
- социально-экономические права человека;
- свобода объединения в политические партии и общественные союзы;
- права социальных общностей (право наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию и т.п.).
Новейшие учения в рамках естественно-правовой теории стыкуются с теориями социального государства; естественное право не рассматривается как совокупность незыблемых предписаний, а наоборот, естественное право представляется с изменяющимся содержанием. Современные теории естественного права получили особое распространение в середине XX века. Интерес к ним, в частности, был обусловлен желанием демократических обществ покончить с авторитарными режимами в Европе. Концепции естественного права середины прошлого века сыграли заметную роль в подрыве авторитета фашизма, в утверждении общечеловеческих ценностей и норм международного права как основы современной демократии.
1.3. Социологическая теория права
В конце XIX века начала формироваться социологическая юриспруденция. В это время социология самостоятельно выделилась в отдельную ветку знаний. Социологические теории права развивались двумя путями:
- Путем создания правовых концепций в рамках общей социологии,
- Применение социологических понятий и методов в области юридических наук.
Социологическая концепция права является наряду с нормативизмом позитивистской концепцией. Представители этой теории предлагают отказаться от ценностного подхода к праву, избегать моральных оценок, принимать право таким, каково оно есть. Социологическая школа права придает первостепенное значение практике права, реальному действию права. Предпосылкой социологической теории была «школа свободного права», ее представителями являлись С.А. Муромцев в России, Е. Эрлих в Германии (рис. 3). Муромцев и Эрлих выступали за живое право народа, основанное на свободном мнении судей. Социальная школа критиковала принципы юриспруденции, подчеркивала недостаточность нормативного подхода. Сторонники этой теории рассматривали общество как единый организм, все части которого подчинены общим законам, и настаивали на изучении права во взаимодействии с другими элементами соцсистемы.
Рис. 3. С. А. Муромцев, Е. Эрлих
В связи с социологической теорией права упоминаются следующие имена: Д. Дью, Р. Паунд, Д.Фленк, К. Ллевеллин и другие. В понимании перечисленных теоретиков «право» включает в себя административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи, правосознание судей и других должностных лиц, правоотношение и юридические нормы. Социологическая школа считает, что право должно рассматриваться именно в действии, в процессе применения, анализа реальных правовых отношений. Джон Дью писал: «Право есть деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность». К. Ллевеллин делает акцент на управлении: «Право – это не только судебная, но и управленческая деятельность. Центральное звено права нужно видеть не только в том, что делает судья, но и в том, что любой носитель государственной должности, например, чиновник налогового управления, делает в таковом качестве». Мировоззренческой же базой учения Роско Паунда стали идеи прагматизма – ведущего направления в философии США начала XX в. Основа прагматизма - суждение, что любые теоретические построения необходимо оценивать с точки зрения практического применения или пользы. В связи с этим, Паунд убеждал юристов не ограничиваться изучением «права в книгах», а обратиться к анализу «права в действии». Конфронтация «права в книгах» и «права в действии» со временем слало девизом прагматистской юриспруденции в США. Социологическая концепция Паунда особенно ярко проявилась в трактовке права как формы социального контроля. Согласно его взглядам, право является одним из способов контроля за поведением людей наряду с религией, моралью, обычаями, домашним воспитанием и др. Этот подход ориентировал юриспруденцию на изучение права в связи с социальными отношениями, требовал принимать во внимание взаимодействие норм права с другими регуляторами социальной жизни. Паунд акцентировал внимание на том, что юристу нужно знать смежные дисциплины и уметь применять их методы при исследовании права. Социологическая школа права охватывает понятием «право» наряду с законом еще и такие компоненты:
1) судебные или административные решения;
2) юридические факты;
3) право различных объединений (союзов).
Сильная сторона теории социологического права – практическая ориентация. Простыми словами социологическое право можно охарактеризовать так: право – это то, что случилось в действительности, а не то, что написано или задумано. Источником является сама жизнь, наблюдение за жизненными ситуациями, обычаями, изучение различной документации.