Файл: Основы учения о конституции. Конституция Российской Федерации.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
4. Юридические свойства Конституции РФ.
7. Понятие механизма защиты Конституции РФ.
8. Элементы механизма защиты Конституции РФ.
9. Формы защиты Конституции РФ.
10. Понятие реализации Конституции РФ.
11. Элементы реализации Конституции РФ.
12. Формы и способы реализации Конституции РФ.
Конституции.
Конституция - это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.
2. Виды конституций.
Виды конституций:
В соответствие с формой: писаные, неписанные и смешанные.
В соответствие с порядком принятия: дарованные, договорные, народные.
В соответствие со способом принятий: принятые законом, договором, на референдуме, ратифицированные.
В соответствие со способом изменения: жесткие, гибкие и комбинированные.
3.Понятие Конституции РФ.
Конституция РФ - это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.
4. Юридические свойства Конституции РФ.
Юридические свойства Конституции РФ - это совокупность признаков, отличающих Конституцию РФ от иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ.
Юридические свойства Конституции РФ:
- Обладание высшей юридической силой.
- Особый порядок принятия.
- Закрепленность основополагающих для государства норм права.
- Обладание повышенным механизмом охраны.
- Особое юридическое содержание норм права.
5. Функции Конституции РФ.
Функции Конституции РФ - это направления деятельности Конституции РФ, их проявление и значение для общественно-правовой действительности РФ.
Виды функций Конституции РФ:
- Учредительная функция, как гарант утвержденного в обществе общественно порядка.
- Духовно-мировоззренческая.
- Идеологическая.
- Организаторская функция закрепляется конкретные общественные императивы принятые в общества.
- Информационная.
- Воспитательная.
- Политическая функция закрепляет основные направления внешней и внутренней политики, утверждает «вектор» политического развития общества.
- другие функции.
6. Форма Конституции РФ.
Форма Конституции РФ - это объективное выражение Конституции РФ в общественно-правовой действительности.
Виды форм Конституции РФ:
- Юридическая (писанный нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке и действующий на территории Российской Федерации).
- Внутренняя (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).
- Внешняя (особое название, деловой стиль изложения).
7. Понятие механизма защиты Конституции РФ.
Механизмы защиты Конституции РФ - это совокупность правовых средств, с помощью которых нормы права, закрепленные в Конституции РФ, обеспечиваются механизмом должного исполнения.
8. Элементы механизма защиты Конституции РФ.
Элементы механизма защиты Конституции РФ:
- Субъекты механизма защиты (Президент РФ, Федеральное собрание, Конституционный суд РФ).
- Объекты механизма защиты (Конституционно-правовые нормы, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты, отнесенные к отрасли конституционного права).
- Содержание механизма защиты, т.е. действия в материальной или формальной форме по защите ее правовых норм.
9. Формы защиты Конституции РФ.
Виды форм защиты Конституции РФ:
- Гарантия защиты Конституции РФ со стороны Президента РФ (часть 2 статьи 80 Конституции РФ).
- Прямой конституционный надзор (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).
- Косвенный конституционный надзор (часть 4 статьи 125 Конституции РФ).
- Конституционный контроль (часть 2 статьи 125 Конституции РФ).
- Особый порядок пересмотра и внесения поправок (статья 134,135,136,137 Конституции РФ).
- Толкование конституционно-правовых норм (часть 5 статьи 125 Конституции РФ).
10. Понятие реализации Конституции РФ.
Реализация Конституции РФ - это деятельность по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.
11. Элементы реализации Конституции РФ.
Элементы реализации Конституции РФ:
- Субъекты реализации (Граждане, субъекты РФ, административно-территориальные образования, органы государственной власти РФ, элементы политической системы общества, лица находящиеся на территории РФ).
- Объект реализации (Гражданское общество, государственные органы РФ, граждане, общественные объединения, общественные институты).
- Содержание реализации, т.е. деятельность по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.
12. Формы и способы реализации Конституции РФ.
Формы реализации Конституции РФ - это способы действия субъектов реализации права, в рамках установленных конституционно-правовыми нормами.
Виды форм реализации Конституции РФ:
- Соблюдение.
- Исполнение.
- Использование.
- Применение.
Способы реализации Конституции РФ - это специфические методы деятельности по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.
Виды способов реализации Конституции РФ:
Организационные:
- Организация деятельности субъектов реализации.
- Контроль над деятельностью субъектов реализации.
-Координация деятельности субъектов реализации
Юридические:
- Обязывание.
- Дозволение.
- Запрещение.
13. Порядок внесение поправок и пересмотр Конституции РФ.
В соответствие со статьей 134 выделяются следующие субъекты обладающие правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ:
- Президент Российской Федерации.
- Совет Федерации Федерального Собрания.
- Государственная дума РФ.
- Правительство РФ.
- Законодательные органы субъектов РФ.
- Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации Федерального Собрания.
- Группа численностью не менее 1/5 депутатов Государственной думы РФ.
Общие положения
Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
По форме конституция - всегда документ государства, т.е. это правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа (об этом мы поговорим подробнее чуть позже), имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую силу; т.е. конституция стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. А по сути и содержанию конституция - конечно, документ и общества, и государства. Иначе говоря, конституция - политический документ. Главные вопросы ее содержания - о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.
Принятие конституций обусловлено факторами социально-экономического и политического характера. Конституции прежде всего отражают, какие формы собственности и организации экономической деятельности существуют в данном обществе и какое отношение к ним имеют граждане. Конституции закрепляют основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. Они фиксируют возможную систему власти в данной стране, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления населения.
При характеристике сущности конституций и причин их появления возможно доминирование двух подходов, которые можно назвать классово-политическим и рационалистическим (при очевидной условности этих терминов).
Суть классово-политического подхода состоит в том, что конституции, закрепляя названные выше группы общественных отношений (по предмету конституционного регулирования в данном случае спора нет), выражают соотношение сил в обществе, поделенном на классы. Ф.Лассаль, которого традиционно цитируют в этой связи, говорил: "Конституция является действительным отношением общественных сил страны"
Наиболее ярким на этот счет является высказывание В.И.Ленина: "Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе"
Можно, конечно, спорить с понятием "классы", но нельзя отрицать очевидный факт: в обществе есть различные "слои", "силы", "группы", порой отнюдь не дружественные, а зачастую и открыто противоборствующие; можно не применять понятия "классовая борьба", но что сама борьба существует - факт очевидный. А что она особенно обостряется в связи с принятием конституций, вокруг этого факта, - можно судить не только по своему историческому опыту и примерам из зарубежной практики, но и по событиям вокруг последней Конституции РФ.
Сторонники рационалистического подхода не отрицают социально-политических факторов в появлении конституций, но и не абсолютизируют их. По их мнению, на первом плане находится служебная роль конституции как позитивного документа, закрепляющего государственную организацию и основы статуса личности, упорядочивающего общественные отношения и содействующего их движению вперед. Здесь на первом плане - роль конституции как юридического документа, основного закона государства.
Думается, есть основания учитывать оба подхода при характеристике причин появления и сущности конституций.
С одной стороны, абсолютно очевидно, что зачастую именно общественные катаклизмы, борьба различных сил за власть и итоги этой борьбы имеют в качестве одного из главнейших результатов появление новой конституции. Называть ли это "классовой борьбой" или "борьбой социальных сил" - пусть остается на усмотрение каждого исследователя и читателя. Ясно лишь то, что можно обойтись без вооруженного либо физического столкновения, но без борьбы идей не обходятся даже внутренне достаточно стабильные общества. Вместе с тем это может быть борьба не тех, кто занимает неодинаковые ступени в социальном раскладе сил (например, имущих и неимущих), а тех, кто принадлежит к одному слою, но по-разному видит будущее общества. Порой нет налицо и какого-то ярко выраженного противостояния - например, если общество плавно вступает в очередной этап своего развития, для чего и нужна новая конституция.
С другой стороны, конечно, никак нельзя отрицать конструктивистскую роль конституций. Ведь с появлением основного закона новые отношения, сложившиеся или складывающиеся в обществе, получают фундаментальную государственно-правовую основу. И конституция действительно дает начало новому общественно-политическому укладу жизни, становится обязательной, в том числе и для тех, кто сопротивлялся ее появлению. В соответствии с нею создаются и начинают действовать государственные органы, появляются развивающие конституцию законодательные акты, складывается запрограммированный ею политический режим.