Файл: Суверенитет народа и формы его проявления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

В целях национальной безопасности любой страны мира, значение имеют вопросы государственного суверенитета, особенно актуальны эти вопросы для современной России. В Российской Федерации остро стоит проблема сохранения и дальнейшего развития государственного суверенитета. В целях его сохранения важно определиться с самим понятием «суверенитет», т.к. единого подхода в юридической практике в современном российском обществе еще не выработано. В последнее время слово «суверенитет» является одним из самых употребительных в отечественной публицистике и политическом дискурсе. Актуальность данной темы состоит в том, что нередко слово суверенитет употребляется крайне «неряшливо» и даже произвольно. Это, как правило, ведёт к подмене смыслов и даже порой к полной бессмысленности.

Суверенитет народа рассматривается современной политической и правовой наукой как основополагающий принцип демократической государственности. Он противостоит представлению о высшем, сакральном происхождении государственной власти, обеспечивающим неприкосновенность и неотчуждаемость власти государя, принимающего сан монарха при восхождении на престол. Идея народного суверенитета опирается на представление народа в качестве верховного (изначального) источника государственной власти. Идеологически принцип народного суверенитета означает и верховенство народа в решении коренных вопросов своей жизни, в том числе выбора формы правления, общественного строя, основных направлений внутренней и внешней политики. Однако реальный порядок осуществление народом своих суверенных прав зависит от существующей в государстве той или иной формы демократии, от степени распространения на весь народ статуса гражданства, в том числе избирательного права, свободы слова, возможности участия в политическом процессе.

Суверенитет нации является правовым принципом, предполагающим полновластие нации (в этническом смысле этого термина). В соответствии с принципом суверенитета каждая нация обладает правом свободного выбора форм своей жизни, в том числе и государственности. Это означает право нации на политическое самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства. Принцип национального суверенитета подчеркивает роль нации как важнейшего конституирующего элемента государственности. Однако при прямом прочтении он вступает в противоречие с принципом неприкосновенности, целостности государственной территории - второго конституирующего элемента. Эта проблема решается современным международным и конституционным правом, как правило, в пользу принципа целостности государственной территории. Право нации на самоопределение находит свою реализацию в иных формах (территориальной автономии, культурной автономии, и т.д.). Но возможны и исключения - например, в случае распада или образования федеративных государств.


Цель реферата:

  1. Рассмотреть вопросы понятия государственного суверенитета Российской Федерации
  2. Рассмотреть формы осуществления суверенитета.

Понятие суверенитета народа.

Суверенитет относится к числу обязательных исход­ных принципов любой демократической конституции, хотя, оказалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе ре­волюционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII—XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разрабо­танное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использова­но в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следова­тельно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.

Позже, в XX в. возникло понятие "суверенитет нации", которое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания наци­онального государства. По своей природе и скрытому смыс­лу это не юридическое понятие, ибо ни одно многонацио­нальное государство не станет закреплять "право" на раз­рушение своего единства. Европейское сообщество, стре­мясь поставить барьер опасным тенденциям национализма и сепаратизма, выдвинуло и закрепило в Заключительном акте Хельсинкского Совещания принцип территориальной цело­стности и нерушимости границ государств европейского кон­тинента. С позиций здравого смысла нетрудно понять, что в многонациональном обществе государство не может позво­лить себе быть однонациональным, без риска вызвать наци­ональную рознь. Демократическое правовое государство ис­ключает дискриминацию по национальному признаку и обес­печивает гражданам всех национальностей право на реали­зацию своих национальных культурных интересов. Полити­ческие формы для этого — автономия, федерация и конфе­дерация. И только безответственные националисты и сепа­ратисты, в сущности, добивающиеся национальных приви­легий и тем самым отвергающие равенство, могут в наше время выдвигать требования раскола существующих и со­здания новых государств на основе "права наций на самооп­ределение". Это особенно опасно в такой стране с этничес­ки смешанным населением, как Россия, национальный се­паратизм здесь напрямую ведет к межнациональной розни и гражданской войне.


Конституция РФ дает достаточные основания для раз­решения противоречия "двух суверенитетов". В ст. 3 гово­рится: "Носителем суверенитета и единственным источни­ком власти в Российской Федерации является ее многонаци­ональный народ". Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект — источник права. Любая на­ция реализует свои национальные интересы в рамках этого конституционного понятия, она, безусловно, защищена от любой формы дискриминации, а тем более угнетения со сто­роны кого бы то ни было. Однако это не означает, что лю­бая нация вправе создать свое государство, суверенитет по смыслу ст. 3 Конституции принадлежит не отдельным час­тям населения, а российскому народу в целом, а следова­тельно, любые сепаратистские решения окажутся в проти­воречии с Конституцией. Необходимо учитывать, что поня­тие "многонациональный народ" радикально меняет свое содержание в демократическом обществе с правовым госу­дарством. Если в тоталитарном государстве под разговоры о народовластии были возможны репрессии в отношении це­лых наций, то гуманистическая трактовка понятия "народ" как равных граждан с гарантированными для всех правами и свободами это полностью исключает.

В конституционной теории развитых стран понятия "на­ция" и "народ" фактически отождествляются. В некоторых конституциях о суверенитете народа или нации вообще не упоминается (США), в других закрепляется суверенитет народа (Италия), в третьих есть упоминание о "националь­ном суверенитете" (Франция), но трактовка этого термина сливается с понятием "суверенитет народа". При любых фор­мулировках или их отсутствии считается необходимым при­знать первоисточник власти, из чего никак не вытекает какой-либо легитимизации сепаратизма или, наоборот, наци­ональной дискриминации.

Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Верховную власть народа нельзя себе предста­вить иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми — здесь коренится и определенная возможность манипулирования интересами и волей народа со стороны ложных пророков и потенциальных тиранов. Народ осознает себя носителем суверенитета только в отдельные периоды общественного развития — лучше, когда это происходит в конинституционно обусловленных формах (референдум, выборы), хуже, когда возникают взрывы возмущения против насилия гили массовое сопротивление несправедливой власти, чреватые кровопролитием и гражданской войной. Народ никогда не бывает един в своих целях, ибо различны интересы социальных групп, поэтому отличать реализацию суверенитета народа от эгоистических устремлений к власти опыт демагогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени.


Отсюда исключительная важность правовой детализа­ции принципа народного суверенитета, создания надежных гарантий для реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав человека и гражданина — самая важная из этих гарантий.

Суверенитет народа, или народный суверенитет, это первоисточник власти. Воля народа, выраженная в юриди­чески релевантных формах, является подлинным и един­ственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной вла­сти. В силу естественного права, заложенного в понятие народного суверенитета, народ вправе оказать сопротивле­ние любой попытке насильственного свержения конститу­ционного строя. Чтобы поставить преграду попыткам узур­пации власти и ущемления воли народа, Конституция фик­сирует четкий принцип: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение вла­стных полномочий преследуются по федеральному закону" (ч. 4 ст. 3). Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры. На­род недвусмысленно заявляет о своей приверженности кон­ституционным порядкам и неприятии любой власти, осно­ванной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия — составные элементы народного суверенитета.

Угроза суверенитету народа носит скрытый характер. В наше время трудно представить какую-либо политическую силу, которая бы открыто отрицала его, тем более это вер­но для политических движений, основанных на идеях либе­рализма, неоконсерватизма, социал-демократии, которые органически слиты со свободой народа и его полновластием. Однако по-другому обстоит дело с идеологиями левого и пра­вого радикализма, которые на словах признают и возносят народный суверенитет, а на практике стремятся подменить его вождизмом и однопартийной диктатурой. Следовательно, суверенитет народа нуждается в защите, и эта защита обес­печивается всем конституционным строем государства.

Право на сопротивление — это "палка о двух концах", а потому оно упоминается в конституциях довольно редко. Но такие случаи все же есть: в Основном Законе ФРГ пря­мо записано, что граждане "имеют право на сопротивле­ние каждому, кто попытается устранить этот строй, если другие средства невозможны". Аналогичное право записа­но в конституционных документах США, Франции и ряда других стран, оно признается как важный элемент есте­ственного права. И в этом своем качестве безусловно долж­но рассматриваться как свойство суверенитета российского народа, хотя Конституция РФ об этом праве не упоминает. Формула Конституции "захват власти преследуется по за­кону" в значительной мере утопична, ибо трудно себе пред­ставить, чтобы, захватив власть, узурпатор не использо­вал эту власть для отмены законов, направленных против него. Однако это не может перечеркнуть заложенного в са­мой Конституции и праве в целом правила: отказ от консти­туционных форм правления в пользу идеологической целе­сообразности есть государственный переворот, дающий на­роду основание для использования права на сопротивление.


Формы осуществления народовластия.

Конституция РФ провозглашает суверенитет народа: носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления.

Суверенитет народа означает, что именно ему принадлежит суверенная государственная власть, имеющая такие свойства, как верховенство и независимость; народ обладает всей полнотой власти на территории страны. Народу принадлежит верховенство в государстве, в системе власти, его суверенная государственная воля обязательная для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, вообще всех лиц, организаций на территории государства. Никто, никакая часть народа, организация, лицо не должны присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону - гласит ч.4 ст. 3 Конституции РФ. Власть должна исходить только от народа - ее единственного источника.

Важнейшие органы государства избираются голосованием народа, получают свои властные полномочия от него. Все государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, осуществляя властные полномочия, должны действовать в соответствии с волей народа, выраженной в Конституции и законах, в его интересах. Для осуществления власти необходимы организованные формы, механизм властвования. Сам народ непосредственно осуществляет власть в современных государствах нечасто, в основном он это делает через систему государственных органов и органы местного самоуправления.

Действующая Конституция РФ устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно через органы (органы государственной власти и органы местного самоуправления). Основной Закон РФ закрепляет, таким образом, следующие каналы осуществления народовластия: непосредственную (прямую) демократию, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особую роль в осуществлении народом власти выполняют выборные представительные органы, воплощающие представительную демократию. Представительные органы имеются среди и органов государственной власти, и органов местного самоуправления.

Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. Конституция закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа - референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Народная правотворческая инициатива на уровне местного самоуправления (внесение местным населением проектов правовых актов по вопросам местного значения), народная инициатива проведения референдумов, народные обсуждения вопросов государственной жизни, законопроектов. Институты прямой демократии разнообразны. Среди них есть способы принятия окончательных, общеобязательных решений (выборы, референдум) и формы выражения мнения (например, обсуждения проектов законов, митинги), имеющие лишь совещательное, консультативное значение, а не обязательное для государственных органов, должностных лиц, граждан. Посредством ряда форм свою волю, мнение может выражать народ в целом - это референдум РФ, всенародные выборы; с помощью других форм - его часть, население субъекта федерации, административно-территориальной единицы, коллектив, группа людей. Прямое волеизъявление по форме также разнообразно: это может быть голосование, обсуждение, резолюция собрания, митинга.