Файл: Психология как наука, ее предмет, методы и структура.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 1087

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Психология - это одна из самых древних наук и одновременно одна из самых молодых. Подчеркивая эту противоречивость, немецкий психолог Г.Эббингауз говорил, что психология имеет очень длинную предысторию и очень короткую собственную историю, понимая под этим, что психология длительное время, на протяжении тысячелетий, развивалась в лоне философского знания, осмысления и объяснения мира. В то же время её собственная история начинается с середины XIX века, когда она выделяется в самостоятельную науку.

Термин «психология» употребляется в нескольких значениях, которые часто смешиваются в обыденном сознании: под ним могут понимать как научное, так и ненаучное психологическое знание. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором - для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до её систематического изучения.
Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.

Человек - это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям -- мимике, жестам, интонации, особенностям поведения -- эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек -- своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей.

В современном мире психология глубоко проникает в практическую жизнь общества. Возрастает значимость её и в нашей стране. В настоящее время мы располагаем накопленными веками знаниями о психологии человека. Весомый вклад в этот процесс внесли профессиональные психологи, а также писатели, философы, представители других областей науки и искусства. Зачастую люди, не имеющие отношения к науке, по мере развития цивилизации собирали и передавали из поколения в поколение полезные сведения о психологии человека и об отношениях людей в виде житейских мудростей, обычаев и традиций. И, тем не менее, по сей день мы не можем с уверенностью говорить о том, что знания наши о психологии человека и его поведении достаточно полны и объективны.


Глава 1. Понятие о психологии

1.1 Из истории психологических учений

Интерес к знаниям, которые сегодня относятся к области психологии, возник очень давно. Практически все древние философы считали «душу» причиной жизни, дыхания и познания. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

Обратимся к истокам развития представлений о психологии как науки. Так, Демокрит (460-370 гг. до н. э.) считал, что душа -- это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Так, по его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Материализм Демокрита носил наивный механистический характер.

Платон полагал, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, которому противостоит материя. Посредник между этими мирами - душа. Человек не познает, а скорее вспоминает то, что уже знала душа. Платон считал, что душа имеет три части: чувственная часть находится в печени, как у животных; в сердце она пребывает в гневе и совести; разумная часть помещается в голове человека. Душа бессмертна, и после смерти она, согласно Платону, переносится «в мир идей».

Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» - первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук.
Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает существование чего-то.

Всё вышесказанное позволяет утверждать, что в течение столетий явления, изучаемые психикой, обозначались общим термином душа и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. психологией. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической). Своеобразие этих явлений, их данность человеку в форме непосредственных, неотчужденных от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью индивида к самонаблюдению и самоотчету о них, их интимно-личностная ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими учениями как показатель их пораждаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз психологии с естествознанием, укреплявшая научное знание о психике, исходя из достижений в изучении ее материального субстрата (органов чувств и мозга).


Становление психологии как самостоятельной науки произошло в последней четверти XIX в., когда она отделилась от философии, сблизилась с естественными науками и разработала собственный экспериментальный метод. Развитие взглядов на сущность психики связано с решением основного вопроса философии - о соотношении материи и сознания, соответственно формирование психологии как самостоятельной дисциплины происходило под влиянием борьбы между идеалистическим и материалистическим мировоззрением.

Как мы видим, в XIX веке перед лицом поразительных успехов естествознания популярной становится идея о том, что психология должна изучать не душу, а «душевные явления», источником которых служит деятельность органов чувств, то есть предполагалось эмпирическое изучение психических явлений.

Психология - одна из тех наук, которые изучают человека; человек же, как известно, - это часть природы. Поэтому психология и повторила путь развития всех естественных наук.

Обобщая всё вышесказанное, можно отметить, что появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии, поэтому психология возникла на пересечении этих областей.

1.2 Предмет, объект и задачи психологии как науки

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche - «душа», logos - «слово», «учение»). В современном мире понятие «душа» сменилось термином «психика».

Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Это качество материи, проявляющееся во взаимодействии с другими объектами в процессе жизнедеятельности. социальный психологический философ.

Как отмечают ряд исследователей, психика имеет сложное строение, и в ней можно выделить три основные формы психических явлений.

Психические процессы (ощущение, внимание, воображение, память, мышление, воля, чувства) являются кратковременными и представляют собой начальные стадии познавательных процессов.

  • Психические состояния (радость, страх, бодрость, усталость) - относительно устойчивые явления психической деятельности, характеризующие психику в целом, более длительные и сложные по сравнению с элементарными познавательными процессами. Их можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы.
  • Психические свойства личности - устойчивые образования, обеспечивающие определённый уровень поведения и деятельности, характерный для данного человека.

Все формы психических явлений взаимосвязаны и переходят одна в другую. Основные функции психики включают отражение и регуляцию поведения и деятельности.

Итак, психология - это наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности. Установлено, что каждая наука должна иметь свои собственные объект и предмет исследования. Если одним и тем же объектом могут интересоваться несколько наук сразу, то предмет у каждой свой. Изучению предмета психологии посвящён ряд работ отечественных учёных. В работах П.Я.Гальперина, А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, Б.Г.Мещеркова, В.П.Зинченко предметом психологии являются законы психической деятельности и её развитие.

Основная, конечная теоретическая задача психологии и заключается в раскрытии специфических психологических закономерностей.

Важно также отметить основные принципы психологии:

1. Детерминизм. Психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий.
2. Единство сознания и деятельности. Сознание образует внутренний план деятельности человека.
3. Развитие. Психику надо рассматривать в динамике, как процесс и результат деятельности.

Итак, психология - это отрасль науки, поэтому к ней относятся все требования, предъявляемые к научному исследованию, и она отвечает этим требованиям.
Общая психология - отрасль психологии, исследующая наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, её основные понятия и категории.

Исследования, которые нацелены на выявление специфики развития психологии как научного направления, позволяют глубже понять суть процессов интеграции и дифференциации в отечественной психологической науке, что особенно важно, поскольку они во многом предопределяют логику её дальнейшего развития на фоне увеличения количества специалистов по психологии: «Общая численность психологов в современной России оценивается цифрами порядка 150 тысяч человек, хотя симптоматичны как большой разброс количественных оценок их численности, так и отсутствие внятных указаний на источники оценок».
Процессы интеграции и дифференциации, которые можно наблюдать в научном сообществе психологов, нашли отражение в формировании понятий «психологическая школа» и «центр развития психологического знания».
Таким образом, каждая наука, в том числе и психология, в окружающем нас целостном и многообразном мире выделяет свою область объектов и специфический предмет исследования.


Глава 2. Методы исследования в психологии

2.1 Проблема метода психологического исследования

Методы исследования в различных науках отличаются только спецификой конкретных приложений к предмету исследования. Разумеется, отдельные методы создаются в конкретных науках и определяют их лицо, но впоследствии перенимаются и с успехом используются другими научными дисциплинами. Принципиальное отличие арсеналов методов отдельных наук определяется исключительно уровнем их развития.

Итак, любая наука кроме предмета исследования должна располагать методами его изучения, специфичность которых соответствует особенностям предмета. Отдельная наука накладывает свою специфику не на общепринятые и проверенные общенаучные методы, а на их реализацию в конкретных методиках, которые должны отражать своеобразие данной науки.

В целом, своеобразие современного этапа развития методологии проявляется в более широкой тенденции, состоящей в том, что субъект познания накладывает глубокий отпечаток на все области познания, проникает в те сферы знания, которые ранее выступали как бастион объективности познавательной деятельности Мальцева Л.Л.

Психология, как каждая наука, употребляет систему частных методов, или методик. Под методом науки - в единственном числе можно подразумевать систему её методов в единстве. Основные методы науки служат раскрытию закономерностей, сами опираются на основные закономерности предмета науки.

Вместе с тем, научная психология обладает некоторыми атрибутами, которые делают её наукой. Она должна отвечать и отвечает определённым требованиям, соответствие которым отделяет её от искусства, фантазии, мистики, религии и других систем познания мира человеком.

Сегодня психология обладает наиболее значимыми признаками науки, среди которых:

1. систематический характер входящих в её состав знаний;

2. применение определённых методов исследования;

3. использование лишь допускающих проверку объяснительных гипотез.

Систематический характер знаний данной науки предполагает развитие какой-либо теории, на основе положений которой вырабатываются критерии систематизации и классификации получаемой в результате исследований информации и информации предполагаемой, обнаружение которой в последующих исследованиях предсказывает исходная теория.